СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельная работа по теме "Лексические и синтаксические средства изобразительности"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа по теме "Лексические и синтаксические средства изобразительности"»

Самостоятельная работа. Изобразительно-выразительные средства. Вариант 1.

Задание 1.Троп – это …

Задание 2.Раздели на два столбика:

Лексические средства выразительности (тропы)

Синтаксические средства выразительности

(фигуры речи)

 

 

Инверсия, литота, анафора, оксюморон, парцелляция, перифраз, эпифора, метафора.

Задание 3.Соотнеси определение и понятие.

Понятие

Определение понятия

А.Умолчание

Б.Метафора

В.Перифраз

Г.Литота

Д.Оксюморон

Е.Анафора

1.Сочетание контрастных, несовместимых по смыслу слов

2. Намеренное деление фразы на части или даже на отдельные слова (И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь./Плечом. На тучу. Тяжко! Опершись).

3.Замена слова описательным оборотом (царь зверей - лев).

4.Образное выражение; преуменьшение, выделяющее недостаток силы или ослабление значения какого-то явления (мальчик с пальчик).

5. Одинаковое начало предложений, частей сложного предложения или строчек в стихах (Пусть бор бушует под дождём,/Пусть мрачны и ненастны ночи).

6. Образное выражение; скрытое сравнение (B солнца желтые мечи/Пронзали полдня первый час).

7. Намеренное повторение одного слова с целью обратить на него внимание (О Максим Ильич, я хотела бы быть всю жизнь рабою вашей, собакой вашей, ковром вашим, подстилкой для ног ваших!)

8.Намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность и эмоциональность (Вдруг прыжок...).

Самостоятельная работа. Изобразительно-выразительные средства.Вариант 2.

Задание 1. Фигура речи – это …

Задание 2.Раздели на два столбика:

Лексические средства выразительности (тропы)

Синтаксические средства выразительности

(фигуры речи)

 

 

Эллипсис, метонимия, метафора, антитеза, олицетворение, градация,оксюморон, синтаксический параллелизм.

Задание 3.Соотнеси определение и понятие.

Понятие

Определение понятия

А.Литота

Б.Синтаксический параллелизм

В.Парцелляция

Г.Эпитет

Д.Градация

Е.Гипербола

1.Намеренное деление фразы на части или даже на отдельные слова (И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь./Плечом. На тучу. Тяжко! Опершись).

2.Сочетание контрастных, несовместимых по смыслу слов (грустная радость).

3. Намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность и эмоциональность (Вдруг прыжок...).

4.Образное, красочное, выразительное определение, которое употребляется в переносном смысле (лимонный свет).

5.Образное выражение; преувеличение, резко выделяющее силу или значение какого-то явления (он один справился с целым войском).

6.Расположение в фразе слов и выражений в порядке их возрастающего или убывающего значения (Не волнуйся, не плачь, не труди /Сил иссякших, и сердца не мучай).

7.Одинаковое построение соседних фраз или предложений (Ко мне приплывала зелёная рыба,/Ко мне прилетала белая чайка!)

образное 8.Выражение; преуменьшение, выделяющее недостаток силы или ослабление значения какого-то явления (мальчик с пальчик).

Самостоятельная работа. Изобразительно-выразительные средства (ЕГЭ 26 задание). Вариант 3.

Задание 1.Троп – это …

Задание 2.Раздели на два столбика: Метонимия, умолчание, синекдоха, парцелляция, перифраз, эпитет, фразеологизм, ирония.

Лексические средства выразительности (тропы)

Синтаксические средства выразительности (фигуры речи)

Задание 3.Соотнеси определение и понятие.

Понятие

Определение понятия

А.Антитеза.

Б.Олицетворение.

В.Парцелляция.

Г.Инверсия.

Д.Эллипсис.

Е.Перифраз

1.Пропуск во фразе какого-либо слова, которое легко восстанавливается, понятно без контекста (Татьяна [бежит] в лес, медведь [бежит] за нею).

2. При описании животных или неодушевлённых предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями и речью (забормотал спросонок гром).

3. Нарушение привычного порядка слов (Роняет лес багряный свой убор).

4.Словосочетание, в котором одно слово заменяется другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. п.) связи с предметом, который обозначается заменяемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении (аудитория слушает).

5.Образное выражение; преувеличение, резко выделяющее силу или значение какого-то явления (он один справился с целым войском).

6.Противопоставление (И падают светлые мысли,
Сожжённые 
тёмным огнём).

7. Замена слова описательным оборотом (царь зверей - лев).

8.Намеренное деление фразы на части или даже на отдельные слова (И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь./Плечом. На тучу. Тяжко! Опершись).

 Самостоятельная работа. Изобразительно-выразительные средства. Вариант 4.

Задание 1.Фигура речи – это …

Задание 2.Раздели на два столбика: Ирония,  умолчание, сравнение, лексический повтор, эпитет, гипербола, фразеологизм, риторический вопрос.

Лексические средства выразительности (тропы)

Синтаксические средства выразительности (фигуры речи)

Задание 3.Соотнеси определение и понятие.

Понятие

Определение понятия

А.Инверсия.

Б.Ирония

В.Градация.

Г.Антитеза.

Д.Эпифора.

Е.Сравнение.

1. Употребление слова или выражения в противоположном смысле, обычно для комического эффекта (Отколе, умная, бредёшь ты, голова? 

2.Одинаковое окончание предложений, фраз или строчек в стихах (Ах, Отец мой, Отец — да,/Ты зиждительный Творец — да).

3.Образное, красочное, выразительное определение, которое употребляется в переносном смысле (лимонный свет).

4.Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком.

Может быть построено с помощью сравнительного союза (как, точно, словно и др.) или формы творительного падежа (Туман вытягивался, изгибался, плыл дымом).

5. Нарушение привычного порядка слов (Роняет лес багряный свой убор).

6. Противопоставление  И падают светлые мысли,
Сожжённые 
тёмным огнём).

7.Намеренное деление фразы на части или даже на отдельные слова (И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь./Плечом. На тучу. Тяжко! Опершись).

8.Расположение в фразе слов и выражений в порядке их возрастающего или убывающего значения (Не волнуйся, не плачь, не труди /Сил иссякших, и сердца не мучай).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!