Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа по теме "Лексические и синтаксические средства изобразительности"»
Самостоятельная работа. Изобразительно-выразительные средства. Вариант 1.
Задание 1.Троп – это …
Задание 2.Раздели на два столбика:
Лексические средства выразительности (тропы) | Синтаксические средства выразительности (фигуры речи) |
| |
Инверсия, литота, анафора, оксюморон, парцелляция, перифраз, эпифора, метафора.
Задание 3.Соотнеси определение и понятие.
Понятие | Определение понятия |
А.Умолчание Б.Метафора В.Перифраз Г.Литота Д.Оксюморон Е.Анафора | 1.Сочетание контрастных, несовместимых по смыслу слов 2. Намеренное деление фразы на части или даже на отдельные слова (И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь./Плечом. На тучу. Тяжко! Опершись). 3.Замена слова описательным оборотом (царь зверей - лев). 4.Образное выражение; преуменьшение, выделяющее недостаток силы или ослабление значения какого-то явления (мальчик с пальчик). 5. Одинаковое начало предложений, частей сложного предложения или строчек в стихах (Пусть бор бушует под дождём,/Пусть мрачны и ненастны ночи). 6. Образное выражение; скрытое сравнение (B солнца желтые мечи/Пронзали полдня первый час). 7. Намеренное повторение одного слова с целью обратить на него внимание (О Максим Ильич, я хотела бы быть всю жизнь рабою вашей, собакой вашей, ковром вашим, подстилкой для ног ваших!) 8.Намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность и эмоциональность (Вдруг прыжок...). |
Самостоятельная работа. Изобразительно-выразительные средства.Вариант 2.
Задание 1. Фигура речи – это …
Задание 2.Раздели на два столбика:
Лексические средства выразительности (тропы) | Синтаксические средства выразительности (фигуры речи) |
| |
Эллипсис, метонимия, метафора, антитеза, олицетворение, градация,оксюморон, синтаксический параллелизм.
Задание 3.Соотнеси определение и понятие.
Понятие | Определение понятия |
А.Литота Б.Синтаксический параллелизм В.Парцелляция Г.Эпитет Д.Градация Е.Гипербола | 1.Намеренное деление фразы на части или даже на отдельные слова (И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь./Плечом. На тучу. Тяжко! Опершись). 2.Сочетание контрастных, несовместимых по смыслу слов (грустная радость). 3. Намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность и эмоциональность (Вдруг прыжок...). 4.Образное, красочное, выразительное определение, которое употребляется в переносном смысле (лимонный свет). 5.Образное выражение; преувеличение, резко выделяющее силу или значение какого-то явления (он один справился с целым войском). 6.Расположение в фразе слов и выражений в порядке их возрастающего или убывающего значения (Не волнуйся, не плачь, не труди /Сил иссякших, и сердца не мучай). 7.Одинаковое построение соседних фраз или предложений (Ко мне приплывала зелёная рыба,/Ко мне прилетала белая чайка!) образное 8.Выражение; преуменьшение, выделяющее недостаток силы или ослабление значения какого-то явления (мальчик с пальчик). |
Самостоятельная работа. Изобразительно-выразительные средства (ЕГЭ 26 задание). Вариант 3.
Задание 1.Троп – это …
Задание 2.Раздели на два столбика: Метонимия, умолчание, синекдоха, парцелляция, перифраз, эпитет, фразеологизм, ирония.
Лексические средства выразительности (тропы) | Синтаксические средства выразительности (фигуры речи) |
Задание 3.Соотнеси определение и понятие.
Понятие | Определение понятия |
А.Антитеза. Б.Олицетворение. В.Парцелляция. Г.Инверсия. Д.Эллипсис. Е.Перифраз | 1.Пропуск во фразе какого-либо слова, которое легко восстанавливается, понятно без контекста (Татьяна [бежит] в лес, медведь [бежит] за нею). 2. При описании животных или неодушевлённых предметов они наделяются человеческими чувствами, мыслями и речью (забормотал спросонок гром). 3. Нарушение привычного порядка слов (Роняет лес багряный свой убор). 4.Словосочетание, в котором одно слово заменяется другим, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. п.) связи с предметом, который обозначается заменяемым словом. Замещающее слово при этом употребляется в переносном значении (аудитория слушает). 5.Образное выражение; преувеличение, резко выделяющее силу или значение какого-то явления (он один справился с целым войском). 6.Противопоставление (И падают светлые мысли, Сожжённые тёмным огнём). 7. Замена слова описательным оборотом (царь зверей - лев). 8.Намеренное деление фразы на части или даже на отдельные слова (И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь./Плечом. На тучу. Тяжко! Опершись). |
Самостоятельная работа. Изобразительно-выразительные средства. Вариант 4.
Задание 1.Фигура речи – это …
Задание 2.Раздели на два столбика: Ирония, умолчание, сравнение, лексический повтор, эпитет, гипербола, фразеологизм, риторический вопрос.
Лексические средства выразительности (тропы) | Синтаксические средства выразительности (фигуры речи) |
Задание 3.Соотнеси определение и понятие.
Понятие | Определение понятия |
А.Инверсия. Б.Ирония В.Градация. Г.Антитеза. Д.Эпифора. Е.Сравнение. | 1. Употребление слова или выражения в противоположном смысле, обычно для комического эффекта (Отколе, умная, бредёшь ты, голова? 2.Одинаковое окончание предложений, фраз или строчек в стихах (Ах, Отец мой, Отец — да,/Ты зиждительный Творец — да). 3.Образное, красочное, выразительное определение, которое употребляется в переносном смысле (лимонный свет). 4.Образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком. Может быть построено с помощью сравнительного союза (как, точно, словно и др.) или формы творительного падежа (Туман вытягивался, изгибался, плыл дымом). 5. Нарушение привычного порядка слов (Роняет лес багряный свой убор). 6. Противопоставление И падают светлые мысли, Сожжённые тёмным огнём). 7.Намеренное деление фразы на части или даже на отдельные слова (И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь./Плечом. На тучу. Тяжко! Опершись). 8.Расположение в фразе слов и выражений в порядке их возрастающего или убывающего значения (Не волнуйся, не плачь, не труди /Сил иссякших, и сердца не мучай). |