СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельная работа по УУД

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа по УУД»

Самостоятельная работа по УУД

Рыбаковой Регины Игоревны

Регулятивные УУД

1.Задание: исправь ошибку (самостоятельно)

Найдите предложения, в которых допущены ошибки в расстановке знаков препинания, исправив ошибки. (предложения у вас на карточках)

Грянул гром – по дебрям влажным эхо резко засмеялось (результат, вывод)

Настанет вечер, - загорятся в небе звезды (время)

Полюбуйся: весна наступает, журавли караваном летят, в ярком золоте день утопает (дополнение)

Я подошел к окну - : снегопад был в полном великолепии (дополнение)

Эталон самопроверки

Ошибки: 2. [время]-[ ] 4. [ ] : [дополнение]




2. Задание 1. Прочитайте текст.

Составьте тезисный план: озаглавьте каждый пункт плана цитатами из текста. Сколько абзацев можно в нем выделить?

Летнее, июльское утро! Как отрадно бродить на заре! Зеленой чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве. Вы раздвинете мокрый куст – вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи; воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом гречихи и кашки; вдали стеной стоит дубовый лес и блестит и алеет на солнце; еще свежо, но уже чувствуется близость жары. Голова томно кружится от избытка благоуханий. Кустарнику нет конца... Кое-где разве вдали желтеет поспевающая рожь, узкими полосками краснеет гречиха. Вот заскрипела телега; шагом пробирается мужик, ставит заранее лошадь в тень... Вы поздоровались с ним, отошли – звучный лязг косы раздается за вами. Солнце все выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало... Сквозь густые кусты орешника, перепутанные2 цепкой травой, спускаетесь2 вы на дно оврага... Под самым обрывом таится источник; дубовый куст жадно раскинул над водою свои лапчатые сучья; большие серебристые пузыри, колыхаясь, поднимаются со дна, покрытого мелким бархатным мхом4... Вы в тени, вы дышите пахучей сыростью; вам хорошо3... Но что это? Ветер внезапно налетел и промчался; воздух дрогнул кругом: уж не гром ли?.. Но вот слабо сверкнула молния... Э, да это гроза! Кругом еще ярко светит солнце: охотиться еще можно. Но туча растет: передний ее край вытягивается рукавом, наклоняется сводом. Трава, кусты, все вдруг потемнело... Скорей! вон, кажется, виднеется сенной сарай... скорее! Вы добежали, вошли... Каков дождик? каковы молнии? Кое-где сквозь соломенную крышу закапала вода на душистое сено... Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла; вы выходите. Боже мой, как весело сверкает все1 кругом, как воздух свеж3 и жидок, как пахнет земляникой2 и грибами!..

(По И.Тургеневу)

3.Задание

Прочитайте правило в учебнике БСП. Представьте информацию постановки запятой и точки с запятой в БСП со значением перечисления, причины, пояснения, дополнения в виде плана.

4. Задание.

Вы подслушали разговор Коли и Пети - за идею уйти в лес, против идеи уйти в лес, которые активно обсуждали вопрос о «плюсах» и «минусах» ухода от цивилизации в лес. Как вы думаете, какая актуальная сегодня проблема могла спровоцировать данную полемику? Доводы какой стороны Вам показались более глубокими? Напишите свой вариант ответа, используя бессоюзные сложные предложения.

Коля.

-Мне кажется, что лес - это самая правильная грань человеческой жизни. Мы все вышли из леса, и туда должны вернуться. Ведь ход истории движется по спирали. В лесу ты познаёшь себя, самореализуешься, становишься самостоятельным и дисциплинированным, обретаешь гармонию и так далее. Все в лес!!!

Петя.

-Да, и что вы будете делать в лесу? Это далеко не естественная среда обитания человека, мы просто не приспособлены к лесу. Вот если бы жили в лесу с рождения то да... Цивилизованный человек долго прожить в лесу не сможет. А вот сходить в поход, скажем, на две недельки в лес, эту идею я поддерживаю. В этом случае надо помнить о возможных опасностях, тщательно подготовиться.

Нет там цивилизации. Следовательно, нет ни хорошей работы, ни условий тебе никаких: ни воды, ни газа, ни света, ни поесть нормально, а если заболеешь тяжело? Ни лекарств никаких, ничего, а если у человека серьезное заболевание и он нуждается в операции? Выход один - лежи и помирай.

К тому же ни развлечений тебе никаких, это надо быть ненормальным человеком, чтобы уйти в лес. Душ не принять. В реке купаться - вода ледяная, можно почки застудить, словом, нет, нет и нет.


Познавательные УУД

5.Задание. Запишите пословицы. Определите отношения между частями сложных бессоюзных предложений. Какими предложениями (сложносочинёнными или сложноподчинёнными) и с каким значением можно заменить данные предложения?

Смелые побеждают — трусливые погибают. Делу время — потехе час.


Записывают пословицы. Определяют отношения между частями БСП.

Эталон проверки.

ССП со значением противопоставления:

Смелые побеждают, а трусливые погибают.

Делу время, а потехе час.



6. «Тренинг начинающего корректора» (пунктуационный практикум)

Расставьте знаки препинания, дайте краткие пояснения. Грамматическую основу предложения выделите.

Задание

Ответы

1) Учись мой сын наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.


2) Вечер спустился уже на землю в лесу потемнело бор волновался вокруг сторожки


3) Для рыбы нужна чистая вода будем охранять наши водоёмы


4) Небо воздух и деревья по-прежнему хмурились и обещали дождь было жарко и душно громадные стаи ворон предчувствуя непогоду с криком носились над садом.


5) Свойство зеркальце имело говорить оно умело.



Лист контроля.

1) Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни. (2ч - причина )

2) Вечер спустился уже на землю, в лесу потемнело, бор волновался вокруг сторожки. ( перечисление)

3) Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. (2ч - следствие)

4) Небо, воздух и деревья по-прежнему хмурились и обещали дождь; было жарко и душно; громадные стаи ворон, предчувствуя непогоду (дееприч.оборот), с криком носились над садом. (перечисление)

5) Свойство зеркальце имело: говорить оно умело. (2ч - пояснение)




7. ЗАДАНИЕ. Замените сложноподчинённые и сложносочиненные предложения бессоюзными. Сопоставьте предложения.



Исходный вариант

Перестроенное предложение

Было видно, как по реке плыли льдины.


Когда солнце скрылось за горизонтом, мы отправились домой.


В лесу стало тихо, так как главные певцы улетели на юг.


Татьяна бросилась бежать в лес, а медведь помчался за ней.


Если цветы не поливать, они засохнут.


Погода резко ухудшилась, так что полёты пришлось отменить.


Лист контроля.

Исходный вариант

Перестроенное предложение

Было видно, как по реке плыли льдины (пояснение)

Было видно: по реке плыли льдины.

Когда солнце скрылось за горизонтом, мы отправились домой (время)

Солнце скрылось за горизонтом - мы отправились домой.

В лесу стало тихо, так как главные певцы улетели на юг (причина)

В лесу стало тихо: главные певцы улетели на юг.

Татьяна бросилась бежать в лес, а медведь помчался за ней (противопоставление)

Татьяна бросилась бежать в лес- медведь помчался за ней.

Если цветы не поливать, они засохнут

(условие)

Цветы не поливать - они засохнут


Погода резко ухудшилась, так что полёты пришлось отменить (следствие)

Погода резко ухудшилась: полёты пришлось отменить



8. ЗАДАНИЕ. Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные.

1) Все крыльями машут, но не все летают. 2) Когда птицы приумолкли, то жди грома. 3) Если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне, ожидается холодное лето. 4) Когда стал распускаться лесной дуб, можно начинать купаться. 5) Если не поклонишься до земли, грибка не поднимешь. 6) Если затянулись дожди, груздя (не) жди. 7) Человек должен верить, что непонятное можно понять; иначе он не стал бы размышлять о нём. (И. Гёте) 8) Великий человек является начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. (Г. Плеханов) 9) Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам. (Н. Карамзин)

8. ЗАДАНИЕ. Проанализируйте данные ниже предложения. При каких условиях ставится в БСП точка с запятой, тире, двоеточие, запятая? Составьте схемы предложений. Сформулируйте правило: «Знаки препинания в БСП».

Классификация БСП по значению.

БСП ВИД

ПОЯСНЕНИЕ

ПРИМЕР

БСП со значением последовательности

Выражает последовательность действий.

Подул сильный и резкий ветер, небо затянуло тучами.

БСП со значением пояснения

В такие предложения может быть мысленно подставлен союз а именно. Второе предложение поясняет первое.

Со мною происходит что-то непонятное: я тревожусь без причины.

БСП со значением дополнения

Второе предложение дополняет первое, оно содержит дополнительную информацию.

Я вошёл в дом: там было чисто и прохладно.

БСП со значением причины

Второе предложение называет причину первого. От первого предложения можно поставить вопрос почему?

Я обиделась на него: он был виноват передо мной.

БСП со значением условия

Первое предложение содержит условие, может быть подставлен союз если.

Захочу всё будет по-моему.

БСП со значением следствия

Второе предложение содержит следствие событий, о которых говорится в первой части. Ко второму предложению могут быть добавлены союзы вследствие чегоили так что.

Прошёл ледяной дождь столько деревьев поломало.

БСП со значением времени

В первое предложение может быть подставлен союз когда.

Дождь перестал – дети побежали на улицу.

БСП со значением сопоставления

Во второе предложение может быть подставлен союз а.

Делу время – потехе час.

9.Задание. Бессоюзные предложения могут состоять из двух и более простых или сложных предложений, между которыми в зависимости от значения ставятся запятая, двоеточие, тире или точка с запятой. Прочитайте название параграфа и просмотрите его содержание. Просмотрите примеры бессоюзных сложных предложений со схемами. На основе полученной информации составьте план для повторения изученного

Примеры бессоюзных сложных предложений со схемами:

  1. […], […]бессоюзное сложное предложение, например:

К вечеру прояснилось, солнце выглянуло из-за деревьев.


2. […] : [[…],(которые)] бессоюзное сложное предложение, например:

Он встревоженно ходил по комнате: ему не давали покоя новости, которые сообщил друг.

3[…] – […].бессоюзное сложное предложение, например:

Позовут – пойдем к ним в гости.

4. [ … ], [ … ] – бессоюзное сложное предложение, например:

Подул сильный и резкий ветер, небо затянуло тучами.

5. [ … ] – [… ] – бессоюзное сложное предложение, например:

Я поднялась на третий этаж и подошла к двери -/неожиданно из-за неё раздался отчаянный собачий лай.

6.[ … ] : [ … ] - бессоюзное сложное предложение, например:

Услышав шум, я опустила глаза: /прямо передо мной пробежал ёжик.


Лист контроля.

План для повторения изученного.

  • В БСП предложения связываются не союзами или союзными словами, а интонацией, порядком расположения предложений, соотношением вида и времени глаголов.

  • Между частями БСП может ставиться запятая, тире, двоеточие, точка с запятой.

  • Выделяют БСП со значением условия, времени, одновременности, последовательности, перечисления, сравнения, присоединения, противопоставления, пояснения, причины, следствия, дополнения.


10.Задание. Самостоятельная работа, с последующей проверкой.

Задание: выпишите бессоюзные сложные предложения, подчеркните грамматические основы. Какое предложение вы не выписали и почему? Во время проверки начертите схемы предложений. Запишите свои пословицы, поговорки, крылатые выражения о доброте.

Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.

Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу.

Желаешь себе добра – не делай зла другому.

Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.

У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена.

Проверка самостоятельной работы.

У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена.

(это сложносочиненное предложение)




11.Задание. Пользуясь словарем иностранных слов, определите значение

следующих слов и запишите бессоюзные сложные предложения, используя данные слова.

антагонизм, апатия, балласт, кворум, раритет, трапеза, фиаско.


12.Задание. Пользуясь орфографическим словарем, найдите в словах ошибки и

запишите их правильно, запишите БСП, используя данные ниже слова

Как-будто, изподтишка, горячё, шопотом, навзнич, изьезжанный, нищита, пенящаися волны, дерский, прозьба, згинуть, ненадо, неновидиш, крутезна, досведание, мировозрение, брашура, въюга


13.Задание. Выберите и запишите правильный вариант, консультируясь с Толковым словарем русского языка, запишите БСП, используя данные ниже слова



  1. Письмо дошло до (адресата, адресанта).

  2. Когда слово (представили, предоставили) известному поэту, зал (зааплодировал, поаплодировал).

  3. Команда, непрерывно работая, (обрела, приобрела) своё лицо.

  4. Я (оцениваю, расцениваю) ваше выступление как клевету.

  5. Проверка проводилась без (согласования, согласованности) с директором.


Коммуникативные УУД.


14.Прием «Синквейн»

Задание командам: придумайте синквейн на тему «Бессоюзное сложное предложение» так, чтобы в 5-й строке был вывод, построенный с помощью бессоюзного сложного предложения.

Памятка для составления синквейна.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

  1. строка – заключение, построенное с помощью бессоюзного сложного предложения.




15. Напишите эссе с использованием БСП на тему «Что такое любовь?» и составьте синквейн к тексту так, чтобы в 5 строке было заключение в форме существительного


Эталон проверки синквейна.

1.Любовь.

2.Сказочная, фантастическая.

3.Приходит, окрыляет, убегает.

4.Удержать ее умеют единицы.

5.Мечта.



16. Составьте синквейн на тему «Образ Молчалина» и со словами синквейна составьте и запишите 5 БСП.

Эталон проверки синквейна

1Фамусов

2 Хитрый, наглый

3 Руководит, властвует, хамит

4 Дарует щедроты

5 Властелин




17. Составьте синквейн на тему «Образ Лизы» и с глаголами третьей строки синквейна составьте и запишите 3 БСП.

Эталон проверки синквейна


1. Лиза

2. Загадочная, хитрая

3. Помогает, изворачивается, теряется

4. Загадочная русская девушка

5. Себе на уме девушка





18. Перед вами синквейн на тему «Маленький человек». Напишите сочинение-рассуждение на тему «Кто такой маленький человек», используя слова синквейна и БСП.

1.Человек

2.Маленький, несчастный.

3.Мучаетсч, терпит, страдает.

4.Человек не должен быть маленьким.

5.Страдает.

19. Дайте письменный ответ на проблемный вопрос «Какую роль играют БСП в тексте?»

Эталон проверки

Придают динамичность, эмоциональность, выразительность. БСП позволяют лаконично, ёмко выразить глубокое содержание текстов, помогают избежать излишней загруженности текста союзами.




20. Прочитайте выразительно строки М. Державина, посвященные розе

Расставьте знаки препинания, объясните свой выбор, составьте схему предложения.

Юная роза

Лишь развернула

Алый цветок

Вдруг от мороза

В лоне уснула

Свянул цветок.

Эталон проверки

Юная роза

Лишь развернула

Алый цветок,

Вдруг от мороза

В лоне уснула;

Свянул цветок.

Схема предложения: [ - = , = ]; [ = - ]. 1человек у доски



Устно ответьте на вопросы.

-Что делает стихотворение таким эмоциональным?

-Какие предложения использует автор, почему?


21.Отзыв на сочинение по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»
Напиши отзыв, полно отвечая на предложенные вопросы:

1. Расскажи об общем впечатлении от работы, используя одно из высказываний:

  • Это сочинение мне понравилось, потому что ученику(це) удалось очень хорошо описать эту картину.

  • Это сочинение мне понравилось, но ученику (ученице) , к сожалению не удалось полностью описать увиденное на картине.

  • Это сочинение мне не очень понравилось, так как ученик (ца) не смог (ла) описать__________________________________.

2. Удалось ли передать ученику(це) увиденное на переднем, заднем плане, в центре картины? Есть ли такие детали, на которые ты не обратил(а) внимания ? Выпиши их.

3. Есть ли в работе описание красок, используемых художником? Какие слова и словосочетания из этого сочинения ты бы использовал(а) для своего сочинения?(выпиши их).

4. Смог (ла) ли ученик(ца) показать не только своё отношение к этой картине, но и то, чем она привлекла его (её) внимание?

5. Какой оценки заслуживает это сочинение за содержание? (5, 4,3?)


Приложение


 Первый вариант сочинения:

  Многие художники изображали зиму, но лишь Нисский решился на необычный эксперимент – он передал зиму в городских окрестностях. Надо сказать, это ему удалось.
  Картина написана в бело-розовых тонах, поэтому возникает ощущение легкости и беззаботности. На душе становится светло и спокойно. 
  В центре картины находится дорога, которая, петляя, уходит в сторону леса. А рядом с ней проходит лыжня, по которой бодрыми шагами двигается человек. Он отдыхает, наслаждается отличной погодой. Вверху находится база, где собираются лыжники. По дороге весело едут машины, которые напоминают необычных, крупных насекомых. Дополняют эту немного идеалистическую картину чистые и ровные сугробы, которые окружают дорогу с двух сторон. И в качестве гордых охранников выстроились вдоль дороги электрические столбы. 
  По легкому костюму лыжника, по безоблачному небу и по рыхлым сугробам можно смело сказать, что весна не за горами. Правда, до ее прихода придется немного подождать.
  Нисский трогательно и точно передал переход зимы в весну. Он точно подметил, что в город весна приходит намного раньше, чем в сельскую местность. Мне так понравилась это полотно, что захотелось забраться в картину – и немного погулять по зимнему Подмосковью.


22.Задание.

Прочитайте рекомендации. Выполните задания 12, 13,14


Рекомендации перед выполнением практической части заданий 12, 13, 14 заданий ОГЭ.

Совет 1. В поисках запятой, разделяющей части ССП, ориентируйтесь в первую очередь на сочинительные союзы. Помните, что союзы ЖЕ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ стоят не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения (союз ЖЕ) и внутри второго предложения (союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ).


Совет 2. Помните о том, что сочинительные союзы могут связывать не только простые предложения в составе ССП, но и однородные члены. Запятая между однородными членами не имеет никакого отношения к ССП.


Совет 3. Внимательно читайте задание! Обратите внимание, сколько цифр вас просят указать - одну или несколько. Учтите также, что, к сожалению, задание в КИМах может быть сформулировано некорректно, то есть, например, вас просят указать всего одну запятую, стоящую между частями ССП, а в указанном предложении на самом деле не одна запятая, а две или более. И наоборот. Кроме того, задание может быть сформулировано неопределённо (смотреть вариант №1 формулировки задания): то ли одну запятую надо найти, то ли несколько. Поэтому тщательно проверяйте каждую запятую!


12 задание. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Казаки все это видели,(1) только ни один не спустился меня искать: они,(2) верно,(3) думали,(4) что я убился до смерти,(5) и я слышал,(6) как они бросились ловить моего коня

Ответ: ___________________________


13 задание. Среди предложений 20–25 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________

(20)В этот вечер Казбич был угрюмее, чем когда-нибудь, и я заметил, что у него под бешметом надета кольчуга. (21)"Недаром на нем эта кольчуга, - подумал я, - уж он, верно, что-нибудь замышляет".

(22)Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться. (23)Ночь уж ложилась на горы, и туман начинал бродить по ущельям.

(24)Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, на которых умильно поглядывал не один кабардинец…

(24)Пробираюсь вдоль забора и вдруг слышу голоса; один голос я тотчас узнал: это был повеса Азамат, сын нашего хозяина; другой говорил реже и тише. (25)"О чем они тут толкуют? - подумал я, - уж не о моей ли лошадке?"


14. Среди предложений 53–60 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

53)- Нет-с.

(54)- А что так?

(55)- Да я еще коменданта не видал, а мне надо сдать ему кой-какие казенные вещи...

(56)- Да ведь вы же были у него?

(57)- Был, конечно, - сказал он, заминаясь - да его дома не было... а я не дождался.

(58)Я понял его: бедный старик в первый раз от роду, может быть, бросил дела службы для собственной надобности, и как же он был награжден!

(59)- Очень жаль, - сказал я ему, - очень жаль, Максим Максимыч, что нам до срока надо расстаться.

(60)- Где нам, необразованным старикам, за вами гоняться!..



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!