СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельные и служебные части речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельные и служебные части речи»

Тема урока:   «Самостоятельные и служебные части речи»

Тема урока: «Самостоятельные и служебные части речи»

Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. И все, что может видеть глаз – Над нами и под нами, – И все, что в памяти у нас, – Означено словами.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз –

Над нами и под нами, –

И все, что в памяти у нас, –

Означено словами.

Ребята, давайте с вами вспомним, какие разделы науки о языке вы знаете. Задание 1 : прочитайте и продолжите предложения. 1 .  Звуки речи изучает… 2.  Слова, их лексическое значение изучает... 3. Грамматические значения слов (и многие другие вопросы ) изучает… Правильный ответ

Ребята, давайте с вами вспомним, какие разделы науки о языке вы знаете.

Задание 1 : прочитайте и продолжите предложения.

1 . Звуки речи изучает…

2. Слова, их лексическое значение изучает...

3. Грамматические значения слов (и многие другие вопросы ) изучает…

Правильный ответ

Правильный ответ! 1.   Звуки речи изучает фонетика. 2.   Слова, их лексическое значение изучает лексика. 3.  Грамматические значения слов (и многие другие вопросы ) изучает грамматика.  Грамматика – самый большой раздел науки о языке. Он состоит из двух частей: морфология и синтаксис . Синтаксис изучает словосочетания и предложения. !  Морфология изучает слово как часть речи.

Правильный ответ!

1. Звуки речи изучает фонетика.

2. Слова, их лексическое значение изучает лексика.

3. Грамматические значения слов (и многие другие вопросы ) изучает грамматика.

Грамматика – самый большой раздел науки о языке. Он состоит из двух частей: морфология и синтаксис . Синтаксис изучает словосочетания и предложения.

! Морфология изучает слово как часть речи.

Все слова в языке (в зависимости от признаков, которые мы начнем сегодня изучать) распределяются по классам. Эти классы слов называются частями речи. Части речи самостоятельные служебные Страничка истории

Все слова в языке (в зависимости от признаков, которые мы начнем сегодня изучать) распределяются по классам. Эти классы слов называются частями речи.

Части речи

самостоятельные

служебные

Страничка истории

Самостоятельные части речи – это слова, которые имеют лексическое значение и могут быть членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями и обстоятельствами. Служебные части речи – это слова, которые, не имея лексического значения и не являясь членами предложения, играют в предложении различные служебные роли.

Самостоятельные части речи – это слова, которые имеют лексическое значение и могут быть членами предложения: подлежащими, сказуемыми, определениями и обстоятельствами.

Служебные части речи – это слова, которые, не имея лексического значения и не являясь членами предложения, играют в предложении различные служебные роли.

ЧАСТИ РЕЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ СЛУЖЕБНЫЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ СОЮЗ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ ПРЕДЛОГ НАРЕЧИЕ ГЛАГОЛ ПРИЧАСТИЕ ЧАСТИЦА ДЕЕПРИЧАСТИЕ МЕЖДОМЕТИЕ

ЧАСТИ РЕЧИ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ

СЛУЖЕБНЫЕ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

СОЮЗ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

МЕСТОИМЕНИЕ

ПРЕДЛОГ

НАРЕЧИЕ

ГЛАГОЛ

ПРИЧАСТИЕ

ЧАСТИЦА

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

МЕЖДОМЕТИЕ

Задание 2:  Подумайте, какой союз можно вставить на месте пропуска.  Ответ выберите из списка.   а Небо нахмурилось,  но пошёл дождь.   и   а Все ждали дождя,  но его всё не было.   и   а Солнце осветило верхушки деревьев,  но лес ещё не проснулся. и Правильный ответ

Задание 2: Подумайте, какой союз можно вставить на месте пропуска. Ответ выберите из списка.

а

Небо нахмурилось, но пошёл дождь.

и

а

Все ждали дождя, но его всё не было.

и

а

Солнце осветило верхушки деревьев, но лес ещё не проснулся. и

Правильный ответ

Правильный ответ! Небо нахмурилось, и пошёл дождь. Все ждали дождя, а его всё не было. Солнце осветило верхушки деревьев, но лес ещё не проснулся. Повторить задание

Правильный ответ!

Небо нахмурилось, и пошёл дождь.

Все ждали дождя, а его всё не было.

Солнце осветило верхушки деревьев, но лес ещё не проснулся.

Повторить задание

Задание 3:  Спишите предложение. Докажите, что выделенное слово – служебная часть речи (выбрав из списка необходимые утверждения). Карло жил в каморке под лестницей, где у него ничего не было, кроме красивого очага в стене против двери.       (А. Толстой)  Служит для связи слов  Обозначает действие  Не является членом предложения  Обозначает признак предмета  Обозначает предмет  Не отвечает на вопрос Правильный ответ

Задание 3: Спишите предложение. Докажите, что выделенное слово – служебная часть речи (выбрав из списка необходимые утверждения).

Карло жил в каморке под лестницей, где у него ничего не было, кроме красивого очага в стене против двери.

(А. Толстой)

  • Служит для связи слов
  • Обозначает действие
  • Не является членом предложения
  • Обозначает признак предмета
  • Обозначает предмет
  • Не отвечает на вопрос

Правильный ответ

Правильный ответ! Карло жил в каморке под лестницей, где у него ничего не было, кроме красивого очага в стене против двери.       (А. Толстой)  Служит для связи слов  Не является членом предложения  Не отвечает на вопрос Повторить задание

Правильный ответ!

Карло жил в каморке под лестницей, где у него ничего не было, кроме красивого очага в стене против двери.

(А. Толстой)

  • Служит для связи слов
  • Не является членом предложения
  • Не отвечает на вопрос

Повторить задание

Задание 4:  Какими предлогами можно заменить предлог в предложении, не меняя падежной формы выделенного слова (выберите из списка подходящие предлоги). Девочка стояла у доски .  около  рядом с  возле Правильный ответ

Задание 4: Какими предлогами можно заменить предлог в предложении, не меняя падежной формы выделенного слова (выберите из списка подходящие предлоги).

Девочка стояла у доски .

  • около
  • рядом с
  • возле

Правильный ответ

Правильный ответ! Девочка стояла около доски (Р. п.) . Девочка стояла возле  доски (Р. п.) . Повторить задание Девочка стояла рядом с  доски .

Правильный ответ!

Девочка стояла около доски (Р. п.) .

Девочка стояла возле доски (Р. п.) .

Повторить задание

Девочка стояла рядом с доски .

Задание 5:  Прочитайте текст, подумайте какие из выделенных слов относятся к самостоятельным частям речи. Жили-были кот , дрозд да петушок – золотой гребешок. Жили  они в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят  в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют . Правильный ответ

Задание 5: Прочитайте текст, подумайте какие из выделенных слов относятся к самостоятельным частям речи.

Жили-были кот , дрозд да петушок – золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют .

Правильный ответ

Правильный ответ! Жили-были кот (сущ.) , дрозд да петушок – золотой (прил.) гребешок. Жили (глаг.) они (мест.) в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят (глаг.) в лес дрова (сущ.) рубить, а петушка одного оставляют (глаг.) .       (А. Толстой) Повторить задание

Правильный ответ!

Жили-были кот (сущ.) , дрозд да петушок – золотой (прил.) гребешок. Жили (глаг.) они (мест.) в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят (глаг.) в лес дрова (сущ.) рубить, а петушка одного оставляют (глаг.) .

(А. Толстой)

Повторить задание

Задание 6:  Спишите предложение. Докажите, что выделенное слово – самостоятельная часть речи (выбрав из списка необходимые утверждения). Джузеппе надел очки, обмотанные бечёвкой, - так как очки были тоже старые, повертел в руке полено и начал его тесать.  не отвечает на вопрос  отвечает на вопрос  является членом предложения  не является членом предложения  обозначает предмет  не обозначает предмет Правильный ответ

Задание 6: Спишите предложение. Докажите, что выделенное слово – самостоятельная часть речи (выбрав из списка необходимые утверждения).

Джузеппе надел очки, обмотанные бечёвкой, - так как очки были тоже старые, повертел в руке полено и начал его тесать.

  • не отвечает на вопрос
  • отвечает на вопрос
  • является членом предложения
  • не является членом предложения
  • обозначает предмет
  • не обозначает предмет

Правильный ответ

Правильный ответ! Джузеппе надел очки, обмотанные бечёвкой, - так как очки были тоже старые, повертел в руке полено и начал его тесать.        отвечает на вопрос  является членом предложения  обозначает предмет Повторить задание

Правильный ответ!

Джузеппе надел очки, обмотанные бечёвкой, - так как очки были тоже старые, повертел в руке полено и начал его тесать.

  • отвечает на вопрос
  • является членом предложения
  • обозначает предмет

Повторить задание

Задание 7 :  определите какой частью речи являются выделенные слова Правильный ответ Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут. Ходил он , ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и только подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить!» – как слышит , что где-то совсем близко зайцы кричат и его , серого Волка , поминают. Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться. Д.Н. Мамин-Сибиряк

Задание 7 : определите какой частью речи являются выделенные слова

Правильный ответ

Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут.

Ходил он , ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и только подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить!» – как слышит , что где-то совсем близко зайцы кричат и его , серого Волка , поминают.

Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться. Д.Н. Мамин-Сибиряк

Правильный ответ! Кричат зайцы ( существительное ) про ( предлог ) волка, а ( союз ) волк – тут как тут. Ходил ( глагол ) он ( местоимение ) , ходил в ( предлог ) лесу ( существительное ) по своим волчьим  ( прилагательное ) делам, проголодался ( глагол ) и ( союз ) только подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить!» – как слышит ( глагол ) , что где-то совсем близко ( наречие ) зайцы кричат и его ( местоимение ) , серого ( прилагательное ) Волка ( существительное ) , поминают. Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться. Д. Н. Мамин-Сибиряк Повторить задание

Правильный ответ!

Кричат зайцы ( существительное ) про ( предлог ) волка, а ( союз ) волк – тут как тут.

Ходил ( глагол ) он ( местоимение ) , ходил в ( предлог ) лесу ( существительное ) по своим волчьим ( прилагательное ) делам, проголодался ( глагол ) и ( союз ) только подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить!» – как слышит ( глагол ) , что где-то совсем близко ( наречие ) зайцы кричат и его ( местоимение ) , серого ( прилагательное ) Волка ( существительное ) , поминают.

Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться.

Д. Н. Мамин-Сибиряк

Повторить задание

 Урок окончен.    Спасибо за внимание!

Урок окончен.

Спасибо

за внимание!

Имя существительное! Имя существительное - часть речи, слова которой обозначают предмет и отвечают на вопросы: Кто? (собака, мальчик, ребенок, турист) ; Что? (книга, счастье, цветок, река, город) . Таблица

Имя существительное!

Имя существительное - часть речи, слова которой обозначают предмет и отвечают на вопросы:

  • Кто? (собака, мальчик, ребенок, турист) ;
  • Что? (книга, счастье, цветок, река, город) .

Таблица

Имя прилагательное! Имя прилагательное – часть речи, слова которой обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: Какой? (красивый, смелый, зеленый) ; Чей? (мамин, отцов, медвежий, заячий) . Таблица

Имя прилагательное!

Имя прилагательное – часть речи, слова которой обозначают признак предмета и отвечают на вопросы:

  • Какой? (красивый, смелый, зеленый) ;
  • Чей? (мамин, отцов, медвежий, заячий) .

Таблица

Имя числительное! Имя числительное – часть речи, слова которой обозначают числа, количество предметов (количественные) или их порядок при счете(порядковые) и отвечают на вопросы: Сколько? (три, пять, двенадцать, сорок семь) ; Какой?/ который (по счету)? (первый, третий, четвертый, пятый, двенадцатый) . Таблица

Имя числительное!

Имя числительное – часть речи, слова которой обозначают числа, количество предметов (количественные) или их порядок при счете(порядковые) и отвечают на вопросы:

  • Сколько? (три, пять, двенадцать, сорок семь) ;
  • Какой?/ который (по счету)? (первый, третий, четвертый, пятый, двенадцатый) .

Таблица

Местоимение! Местоимение – часть речи, слова которой указывают на предмет, признак, количество, но не называют его: Вон луна. Она огромная! Возьми эту ручку. В комнате несколько человек. Я пойду в школу. Мы будем играть. Таблица

Местоимение!

Местоимение – часть речи, слова которой указывают на предмет, признак, количество, но не называют его:

Вон луна. Она огромная!

Возьми эту ручку.

В комнате несколько человек.

Я пойду в школу.

Мы будем играть.

Таблица

Наречие! Наречие – это неизменяемая часть речи, слова которой обозначают признак действия (бежит быстро ) или признак признака (очень быстро ) и отвечают на вопросы: Как? (красиво, грустно, весело, хорошо) ; Когда? (вчера, сейчас, давно) ; Где?, куда?, откуда? (сверху, рядом, спереди,) ; Почему? (сгоряча, поневоле) ; Зачем? (назло) . Таблица

Наречие!

Наречие – это неизменяемая часть речи, слова которой обозначают признак действия (бежит быстро ) или признак признака (очень быстро ) и отвечают на вопросы:

  • Как? (красиво, грустно, весело, хорошо) ;
  • Когда? (вчера, сейчас, давно) ;
  • Где?, куда?, откуда? (сверху, рядом, спереди,) ;
  • Почему? (сгоряча, поневоле) ;
  • Зачем? (назло) .

Таблица

Глагол! Глагол – часть речи, слова которой обозначают действие и отвечают на вопросы: Что делать? (бежать, спать, думать, плыть, говорить) ; Что сделать? (приготовить, написать, открыть, посмотреть, сказать) . Таблица

Глагол!

Глагол – часть речи, слова которой обозначают действие и отвечают на вопросы:

  • Что делать? (бежать, спать, думать, плыть, говорить) ;
  • Что сделать? (приготовить, написать, открыть, посмотреть, сказать) .

Таблица

Причастие! Причастия – часть речи, слова которой отвечают на вопрос какой? и обозначают признак предмета по действию:  летящий самолет;  забытая книга. Таблица

Причастие!

Причастия – часть речи, слова которой отвечают на вопрос какой? и обозначают признак предмета по действию:

летящий самолет;

забытая книга.

Таблица

Деепричастие! Деепричастие – неизменяемая часть речи, слова которой обозначают признак действия и отвечают на вопросы: Как? (шел прихрамывая ); Когда? (уходя, попрощался); Почему?(упал, споткнувшись ); При каком условии?( не поссорившись , не помиришься); Несмотря на что?(встретились, не договариваясь ); Таблица

Деепричастие!

Деепричастие – неизменяемая часть речи, слова которой обозначают признак действия и отвечают на вопросы:

  • Как? (шел прихрамывая );
  • Когда? (уходя, попрощался);
  • Почему?(упал, споткнувшись );
  • При каком условии?( не поссорившись , не помиришься);
  • Несмотря на что?(встретились, не договариваясь );

Таблица

Союз! Союз – часть речи, слова которой служат для соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения : Весь день дождь и ветер. Льет дождь, и дует ветер. Кате купили яблоко, а Наташе – грушу. Таблица

Союз!

Союз – часть речи, слова которой служат для соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения :

Весь день дождь и ветер.

Льет дождь, и дует ветер.

Кате купили яблоко, а Наташе – грушу.

Таблица

Предлог! Предлог – часть речи, слова которой служат для связи слов в словосочетании:  Прохладно в лесу. За лесом деревня. Таблица

Предлог!

Предлог – часть речи, слова которой служат для связи слов в словосочетании:

Прохладно в лесу.

За лесом деревня.

Таблица

Частица! Частица – часть речи, слова которой придают предложению или отдельным словам различные смысловые, эмоциональные оттенки :  Это же правда! Ни за что не отдам. Таблица

Частица!

Частица – часть речи, слова которой придают предложению или отдельным словам различные смысловые, эмоциональные оттенки :

Это же правда!

Ни за что не отдам.

Таблица

Междометие! Междометие – слова отдельной (не самостоятельной и не служебной) части речи, которые выражают чувства, настроения, эмоции говорящего, не называя их: Ах , как хорошо! Ой , больно! Таблица

Междометие!

Междометие – слова отдельной (не самостоятельной и не служебной) части речи, которые выражают чувства, настроения, эмоции говорящего, не называя их:

Ах , как хорошо!

Ой , больно!

Таблица

Словарь лингвистических терминов! Лексическое значение слова – это значение слова, непосредственно связанное с отражением в сознании человека предметов (стол) , явлений (гроза) , отношений (кит больше слона ) ,объективной действительности. Общее лексическое значение присуще не одному слову, а целому ряду слов, например, все существительные обозначают предмет, все прилагательные – признак, все глаголы – действие. Назад

Словарь лингвистических терминов!

Лексическое значение слова – это значение слова, непосредственно связанное с отражением в сознании человека предметов (стол) , явлений (гроза) , отношений (кит больше слона ) ,объективной действительности. Общее лексическое значение присуще не одному слову, а целому ряду слов, например, все существительные обозначают предмет, все прилагательные – признак, все глаголы – действие.

Назад

Страничка истории Вопрос о частях речи - один из наиболее древних в языкознании. Части речи были выделены в Индии в V в. до н. э., в Греции в IV в. до н. э. Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757 году. Несмотря на это учёные до сих пор окончательно не решили, сколько частей речи в русском языке и на основе каких признаков их следует выделять. Назад

Страничка истории

Вопрос о частях речи - один из наиболее древних в языкознании. Части речи были выделены в Индии в V в. до н. э., в Греции в IV в. до н. э. Части речи русского языка впервые описаны Михаилом Васильевичем Ломоносовым в «Российской грамматике», которую он опубликовал в 1757 году. Несмотря на это учёные до сих пор окончательно не решили, сколько частей речи в русском языке и на основе каких признаков их следует выделять.

Назад


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!