Министерство образования и науки Челябинской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №22»
Самостоятельная работа учащихся как один из общеучебных умений и навыков
Сарычева Елена Викторовна
Миасс
2007
Оглавление
1 | Введение | 3-4 стр |
2 | Основная часть а)Карточки для коррекции знаний б) Закодированное слово в) Тест г) Математический диктант д) Зачет-слалом е) Лото | 5-10 стр 5стр 6стр 7стр 8стр 9стр 10стр |
3 | Заключение | 11стр |
4 | Литература | 12 стр |
5 | Приложение | |
Введение
Многие годы единственной формой итогового контроля знаний умений и навыков учащихся оставалась контрольная работа, при этом личностный рост ребенка оставался вне поля зрения педагога. Сегодня совершенствование учебного процесса требует развития и внедрения новых, нетрадиционных форм обучения. Изменение форм обучения влечет за собой изменение в системе контроля. Она становится более гибкой, позволяющей, с одной стороны, организовывать контроль знаний, умений и навыков, а с другой стороны - находить возможность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для осуществления контроля в рамках личностного ориентированного образования необходимо, чтобы:
- уровень проверяемого материала опирался на реальные достижения учащихся;
- цели, поставленные учителем или сформулированные в процессе настройки с учащимися, были достигаемы;
- неудача рассматривалась бы как переход на более высокий уровень;
- происходило побуждение к разнообразным формам деятельности, имеющим опору на зону ближайшего развития;
- акцентировалось внимание на характер деятельности каждого ученика или на особенностях его личности;
- предупреждалось состояние тревожности, не допускалось перенапряжения уровня притязаний;
- подчеркивалась возможность решения более трудных задач.
Учение – это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей – познавательные мотивы.
Ученик, получая знания и теоретически обоснованные способы действий, может самостоятельно вырабатывать способы решений поставленных проблем. Следует отметить, что в сохранении активности мыслительной деятельности на уроке и дома играет интерес учащегося к тому, что он делает. Одним из инструментов для развития мышления, ведущего к формированию творческой деятельности учащегося, является самостоятельная работа.
При этом самостоятельные работы должны преследовать следующие цели:
Формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения и т. д.;
Развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности;
Поддерживание интереса к деятельности учащихся вообще;
Развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, упорство в достижения цели, самостоятельность;
Регулярный контроль успеваемости учащихся по предмету.
Трудно переоценить значение самостоятельной работы учащихся, потому как без нее невозможен процесс овладения знаниями на различных этапах урока: при изучении нового материала, его закреплении, систематизации, контроле.
В теории и практике обучения наиболее распространены следующие подходы к классификации самостоятельных работ:
по дидактическим целям (обучающие, контролирующие, развивающие);
по уровню самостоятельности учащихся (по образцу, реконструктивно-вариативные, частично-поисковые (эвристические), исследовательские (творческие));
по степени индивидуализации (общеклассные, групповые и индивидуальные);
по источнику и методу приобретения знаний (работа с книгой, решение и составление задач, лабораторные и практические работы, подготовка докладов, рефератов и т.д.)
по форме выполнения (устные и письменные самостоятельные работы);
по месту выполнения (классные и домашние).
Рассмотрим некоторые виды самостоятельных работ. 





Смотри приложение 1
Заключение
Таким образом, образовательные стандарты и способы оценки их достижения являются ключевыми моментами, определяющими качество образования. Качество образования в значительной степени зависит от методической системы личности – ориентированного обучения, от умения учителя использовать ее таким образом, чтобы она способствовала активизации мыслительной деятельности учащихся, развивала их творческий потенциал, повышала самостоятельность учащихся. Образовательный процесс личностно – ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности поведения.
Литература:
Ю.М.Колягин, В.А. Оганесян и др. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика. М.: Просвещение, 1975.
Г.И. Саранцев. Методика обучения математике в средней школе М: Просвещение, 2002.
М.Е.Козина, О.М.Фадеева. Нетрадиционные формы организации
тематического контроля на уроках. Волгоград: «Учитель»,2006.
В.Г.Коваленко. Дидактические игры на уроках математики.
М: Просвещение, 1990.
13