СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Саша Чёрный " Дневник Фокса Микки"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в технологии критического мышления

Просмотр содержимого документа
«Саша Чёрный " Дневник Фокса Микки"»

Содержание взаимодействия субъектов педагогического процесса

Литературное чтение

Перспективная начальная школа

Н.А. Чуракова Литературное чтение. Учебник 1-ая часть, Москва, Академкнига, 2015

Урок открытия новых знаний в технологии

«Развитие критического мышления через чтение и письмо»;

Тема: Саша Чёрный « Дневник Фокса Микки»

Цель: формирование читательских компетенций и развитие творческого потенциала через активизацию учебно-познавательной деятельности на основе изучения произведения Саши Чёрного в технологии РКМЧП.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, жизненных интересов;

  • установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

  • нравственно-этическая ориентация;

  • выделение морально-этического содержания событий и действий;

  • нравственно-этическое оценивание событий;

  • формирование чувства сопереживания героям

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Общеучебные УУД

  • самостоятельное выделение и формулировка учебной цели;

  • произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно);

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

  • извлечение необходимой информации из прочитанного текста;

  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Логические УУД

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждения;

Коммуникативные УУД

  • формирование умение работать в группах;

  • развитие умения высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способы взаимодействия);

  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • умение достаточно полно и точно выражать свои мысли.

Регулятивные УУД

  • развитие умения работать с информацией;

  • развитие умения осуществлять поиск, подбор, анализ и синтез информации;

  • формирование способности подбора доказательств к информации;

  • развитие операций мышления, сравнения, сопоставления, выделения главного и обобщения информации;

  • формирование способности формулировать тему и цели урока;

  • Формирование умения строить речевое высказывание.



Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;

  • Развитие умения выбирать средства работы соразмерно целям и задачам урока;

  • быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

  • работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;



Оборудование урока:

  • Презентация

  • Карточки с предлагаемыми целями

  • Карточки с заданием для работы в группах

  • Изображение «Дерева возможностей»

  • Таблица «ЗХУ»

  • Карточки с изображением Микки























Фазы технологии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Орг. момент

Учитель :

Я тебе открою тайну

Ученики:

Тайну?

Учитель :

Никому не говори.

Ученики:

Нет! Нет!

Учитель :

Если ты её узнаешь

Самым умным будешь ты.


Дети, стоя в кругу, отвечают учителю


Личностные УУД: 

формировать мотивацию на учебную деятельность








Вызов:


- актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым

материалом

- пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу

- помочь учащимся самим определить направление в изучении темы





























































  • Осмысление содержания

Информационная

- Получить новую информацию по теме

- Соотнести новую информацию с имеющимися знаниями


Систематизационная

- Классификация полученной информации по категориям знаний


Учитель :

- О ком же эта тайна?

- Получить ответ на этот вопрос поможет

« Карусель»

Учитель :

- О ком пойдёт речь?

Ученики:

- Речь пойдёт о собаках.

Учитель :

- Что вы узнали о собаках?

Ученики:

(Рассказывают прочитанную информацию.)

Учитель :

- Из какого текста вы получили эту информацию о собаках?

Ученики:

-Мы узнали из научно текста.

Учитель :

- Но собаки являются героями и художественных произведений.

- Что хотели бы узнать о них?

( заполняем графу хочу узнать)

- Определим цели урока

-Выберите из предложенных вам цели урока или дополните своими

Сл.1









Учитель :

- Подберите антоним к слову белый и вы узнаете с произведением какого автора мы познакомимся.

Ученики:

- Это слово Чёрный

Учитель :

- Кто Автор ?

Саша Чёрный.

Сл.2








Учитель:

- Открываем учебник на стр. 103

- Прочитайте название произведения.

Ученики:

-Дневник Фокса Микки

Учитель :

-Какие вопросы у вас возникают?

Ученики:

-Кто такой фокс?

Учитель :

-Есть предположения?

Сл.3












Стратегия

« Толстые и тонкие вопросы»





Ученики

отвечают на вопросы учителя.

Проводят параллель с ранее изученным материалом.




Выдвигают предположения по теме урока.

Стратегия

« ЗХУ»



Дети работают с предложенной карточкой

Определяют цели урока

(выбирают из предложенных или выдвигают свои).



















Дети отгадывают ребус и определяют имя автора нового произведения































Дети высказывают свои предположения










Проверяют по слайду презентации

   Личностные УУД:

-самостоятельно определять и высказывать мысли о прочитанном

Коммуникативные УУД:

( бесконфликтный обмен мнениями)

-слушать и понимать речь других;

-вступать в беседу

Познавательные УУД

-находить ответы на вопросе в тексте;

- на основе анализа объектов делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Регулятивные УУД:

Целеполагание (определение цели на основе соотнесения того, что известно и не известно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей).

Прогнозирование

(умение высказывать предположение на основе работы с заголовком)



Познавательные УУД

находить ответы на вопросы в тексте;

на основе анализа объектов делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать других;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД

высказывать своё предположение на основе работы с материалом


































Регулятивные УУД:

прогнозировать содержание текста по заголовку;

анализировать полученную информацию и выбирать необходимую для работы.


Личностные УУД

высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике, в заголовке, в условных обозначениях;

находить ответы на вопросе в тексте,

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать других;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформлять свои мысли в устной форме;



Учитель :

- Какие ещё вопросы возникли?

Ученики:

- Каким образом может дневник быть связан с собакой?

Учитель :

- Уточним значение слова дневник?

Дневник - это …

Ученики:

- Это тетрадь для записи домашнего задания и для отметок.

Учитель :

- Если автор имел ввиду это значение слова дневник, то мы узнаем о том как

( пёс учится)

- Может ли слово дневник иметь другое значение?

- Откройте толковый словарь на стр.154

- Какое ещё значение имеет это слово?

Ученики:

- В нём записывают наблюдения, события жизни

Учитель :

- Если автор имел ввиду это значение слова дневник, то мы узнаем

(возможно мы узнаем о каком то событии из жизни Микки)

- Вернёмся к названию.

- Попробуем определить о каком дневнике пойдёт речь

Ученики: ( читают заголовок)

- О Зине, о еде, о корове

- Значит Микки ведёт дневник, которому доверяет свои мысли

Учитель :

- Проверим наше предположение

( читает 1-2 абзац)

- Кто такая Зина?

- Чьими глазами мы смотрит на неё?

- С кем Микки её сравнивает?

- Что , по его мнению, у него общего с Зиной?

- Можно ли уже сказать, как Микки относится к Зине?

- Докажите

( выборочное чтение: моя хозяйка, сравнивает с собой именно её)

- Итак, Микки умеет любить.

- Предположите, каким ещё может быть Микки.









- Просмотрите текст.

Значение каких слов надо уточнить?








- Дочитаем текст и проверим наши предположения.

(Дальше читают подготовленные дети)



- Дочитайте текст и узнайте, что же предлагает изменить Микки?

( чтение жужжащее и про себя)



- Каким увидели Микки в этой части?



- Мы прочитали одну из страничек дневника Микки.

- О чём же он рассуждал?

( о себе, о жизни, о людях)

- Выполним работу в группах и проверим наши предположения.


1 группа:


1.Перечитайте текст. Сделайте вывод, что думает о себе Микки? Начни свой ответ так:

Микки считает себя….,

 Читать я немножко умею: детские книжки с самыми крупными буквами.
Писать... Смейтесь, смейтесь (терпеть не могу, когда люди смеются)! - писать я тоже научился.

  Сначала буквы были похожи на раздавленных дождевых червяков. Но фоксы гораздо прилежнее девочек. Теперь я пишу не хуже Зины. 

Разве я пристаю, разве я прошу еще, как Зина и другие дети?  Я деликатнее всех собак, потому что я породистый фокс. Погрызу косточку, съем, осторожно взяв из рук Зины, бисквит, и все.

Я умею думать - и это самое главное. Что лучше: думающий фокс или говорящий попугай? Ага! 


2 группа:



1.Перечитайте текст. Сделайте вывод, что думает Микки о людях?

Начни свой ответ так:

Микки считает что главное для людей это….

Что важнее всего в жизни? Еда. Нечего притворяться! У нас полон дом людей. Она разговаривают, читают, плачут, смеются, - а потом садятся есть. Едят утром, едят в полдень, едят вечером. А Зина ест даже ночью: прячет под подушку бисквиты и шоколадки и потихоньку чавкает.
Как много они едят! Как долго они едят! Как часто они едят! И говорят еще, что я обжора...


3 группа:

1.Перечитайте текст. Что думает о себе Микки?


Ставлю три звездочки. Я видал в детских книжках, - когда человек делает прыжок к новой мысли, - он ставит три звездочки...

Как много они едят! Как долго они едят! Как часто они едят!


Правда, пальцы на лапах у меня не загибаются, я ведь не человек и не обезьяна. Но я беру карандаш в рот, наступаю лапой на тетрадку, чтобы она не ерзала, - и пишу.


4 группа:

1.Перечитайте текст. Какие приёмы использует автор?


( сравнение, олицетворение, эпитеты). Дополните фразы.

Микки –

кисель –

мороженое –

карандаш –

морковь, сельдерейки –




Учитель:

- В чём мы оказались правы?

- Что думаем мы о Микки?






Через диалог уточняется значение слова « дневник»










Дети прогнозируют события текста




Работают с толковым словарём на стр.154





Дети прогнозируют события текста.













Дети слушают и соотносят новую информацию со своими предположениями


Стратегия

« Толстые и тонкие вопросы»






Стратегия

« Дерево предсказаний»

( появляется запись « умеет любить»)

Предполагают, каким по характеру может быть главный герой Микки

( работают в группах,

заполняют «Дерево предположений


Уточняют по толковому словарю значение слов ( стр. 133, 135, 138):

Деликатный

Клейстер

жаркое



Слушают чтение подготовленными учащимися.

Соотносят новую информацию со своими предположениями




После чтения дети обмениваются мнениями


«Дерево предсказаний» добавляем наивный мечтатель











Учащиеся работают в группах по предложенному плану с целью:

проверки своих предположений,

получения новой информации

уточнения своей точки зрения о главном герое.

Стратегии

«Синквейн»

« Поиск в тексте ответов на вопросы».


























































Дети отчитываются о проделанной работе.

Стратегия

«ЗХУ»( заполняется графа « узнал»)

« Дерево предсказаний»

( выводы ребят сравниваются с предположениями)













































































Регулятивные УУД:

Контроль (сличение способа действия и его результата с эталоном)

Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)


Познавательные УУД

находить ответы на вопросы в тексте,

на основе анализа объектов делать выводы в результате совместной работы в группе

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать других;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформлять свои мысли в устной форме;

работать в группах

Личностные УУД

выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;



5 группа:

1.Перечитайте текст.

2. Составьте синквейн:

Кто____________________

Какой_____________________

Действие____________________

Предложение__________________________

Вывод_______________________________


Учитель:

-Какой человек мог придумать такого героя?

- Послушаем сообщение ребят.

6 группа:

Подготовьте по презентации сообщение о писателе

Сл.4


Сл.5




Сл.6


Сл.7



Саша Чёрный – это известный русский поэт и прозаик. Его настоящее имя – Алекса́ндр Миха́йлович Гли́кберг (1880 – 1932). Он родился в Одессе, в еврейской семье. Интересно отметить, что в семье было пятеро детей, двоих из которых звали Саша. Блондина называли «белый», а брюнета — «чёрный». Так и появился псевдоним поэта Саша Чёрный.

С 1905 года началась его литературная деятельность под псевдонимом Саша Чёрный. В 1911 году появились его первые произведения для детей. Друзья считали, что одним из секретов волшебства Саши Черного было искусство перевоплощения. Он мог без всякого труда представить себя, хотя бы, бабочкой, опрометчиво залетевшей в комнату хотя бы щенком, наблюдавшим за окружающими. И их глазами так достоверно описать мир.























  • Рефлексия

Коммуникационная:

- обмен мнениями о новой информации



Информационная

- Обобщить изученный материал



Мотивационная

- Определить направление в дальнейшем изучении материала



Оценочная

- Соотнести новую информацию и имеющиеся знания

- Формировать личностное отношение к изученному материалу



















Учитель:

- Проверим всех ли целей мы достигли?

(ещё раз обобщаем по таблице «ЗХУ» )


- Что хотел сказать автор нам читателям



-Не только мы видим , чувствуем, но и наши питомцы смотрят на нас, оценивают нас. Что мы за них в ответе.















Учитель предлагает домашнее задание по выбору

Дети, которые использовали:


зелёный цвет – готовят рассказ по теме

« Каким я увидел Микки в рассказе»

жёлтый цвет – сочиняют новую страничку дневника Микки

красный цвет – составляют рассказ

« Размышления Микки о жизни»


Дети дают оценку достигнутым результатам, сравнивая их с предполагаемыми


Заканчивают заполнять таблицу «ЗХУ»


Оценивают свою деятельность и показывают результат цветом на рисунке














- Регулятивные УУД:

Контроль (сличение способа действия и результата с заданным талоном).

Оценка (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

 Коммуникативные УУД:

слушать и понимать других;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД:

выказывать своё отношение к героям,


выражать свои эмоции;

















Прогнозируемый результат:

  • В области познавательных общих учебных действий

Обучающие научатся:

  • свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;

  • быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

  • работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

  • работать с несколькими источниками информации (текстами, иллюстрациями к тексту, презентайцией).



  • В области коммуникативных учебных действий

Обучающие научатся:



В рамках коммуникации как сотрудничества:

  • работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять работу между собой и роли, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле;



В рамках коммуникации как взаимодействия:

  • понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;

  • находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.



  • В области регулятивных действий:



  • высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  • прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



  • В области личностных действий:



  • выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

  • оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!