СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сатирическая направленность

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: "Сатирическая направленность сказки М. Е. Салтыкова - Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"(1869г.). Проблема жанра "

Просмотр содержимого документа
«Сатирическая направленность»

МБОУ ССОШ № 1

















Тема урока: "Сатирическая направленность сказки М. Е. Салтыкова - Щедрина "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"(1869г.). Проблема жанра "























Учитель Вальченко Н. М.











Щедрин преувеличивает истину, как бы посредством увеличительного стекла, но никогда не искажает ее.

И. С. Тургенев

- О каком произведении сегодня мы будем вести речь?

- Кто герои повести?

- Когда она была написана?

- Что это за годы?

- Какое событие произошло в 1861 году?

- Что дала реформа?

- Для кого писал свои произведения С- Щедрин?

- К какому жанру относил?

- А что такое сказка?

- Какие сказки вы знаете?

(фольклорные, литературные)

- Чему учат сказки?

- Какие художественные средства в них используются?

(аллегория, гипербола, гротеск, антитеза)

К литературным сказкам относится и "Повесть..."

Вдумайтесь в название произведения... Нет противоречия?.. Сказка... Повесть...

Возникает какая проблема? Проблема жанра!

- Перед нами то ли повесть, то ли сказка, то ли басня?

- С вашей точки зрения?

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ (записи в тетрадях)

РЕАЛЬНОЕ В " ПОВЕСТИ..."

СКАЗОЧНОЕ В "ПОВЕСТИ..."

Генералы

Регистратура

Пенсия

Сказочные формулы:

1) "по щучьему велению, по моему хотению";

2) "ни в сказке сказать, ни пером описать";

3) "там был , мед - пиво пил, по усам текло, в рот не попало".

Необитаемый остров.


- Следовательно, что? Сказка? Сказка - быль?

- А басня? Что делает "Повесть..." похожей на басню?

(аллегория: генерал не может сам сорвать яблоко с дерева, т. к. ничего не умеет делать)

Обратимся к литературоведческому словарю и повторим определения,

изученные ранее:

АЛЛЕГОРИЯ; ГИПЕРБОЛА; ФАНТАСТИКА

("пища в том самом виде на свет родится, в каком ее к столу подают"- гипербола; генералы, заснув, попадают на необитаемый остров - фантастика )

Обратимся к тексту, созданному С-Щедриным.

Представим себе генералов...

( РИСУНКИ)

- Какие ведущие черты в характерах генералов отмечает автор?

(невежество, неприспособленность, привычку жить

чужим трудом)

(ЧТЕНИЕ ЭПИЗОДОВ ПО РОЛЯМ)

- Как относится С-Щ к своим героям?

- Добрый это смех или злой?

(конечно, злой!)

Аристотель : "Салтыков - Щедрин не шутит, он зло высмеивает человеческие пороки. И такой смех - сатирический смех."

Беспощадное высмеивание человеческих пороков - САТИРА

" Для того, чтобы сатира действительно была сатирою и достигала своей цели, надобно, чтобы она вполне ясно осознавала тот предмет, против которого направлено ее жало,"- утверждал С.- Щедрин.

- Против чего же направил "жало сатиры"сам С.- Щ.?

(против существующих в пореформенной стране порядков на примере образов генералов)

Чтобы усилить сатирический эффект, писатель использует еще один прием : ГРОТЕСК (см. словарь литературоведческих терминов)

- Как вы думаете, в какой сцене ярко используется данное художественное средство?

("остервенение генералов")

ЧИТАЕТ УЧИТЕЛЬ

Известно, что С. -Щ. перепробовал несколько вариантов этой сцены: в одном из них генерал откусывал у другого палец, а в другом- ухо.

И, наконец, орден!

- Как вы думаете, почему автор остановился на последнем варианте?

(предельное преувеличение, доведение до абсурда - орден воспринимается как часть тела генералами - предельное преувеличение)

ПАЛЕЦ - УХО - ОРДЕН (реальность + фантастика)

Ужасно то и другое!

- В отношении генералов используется сатира, а в отношении кого - юмор и ирония?

- Какого литературного героя напоминает "мужичина"?

(Левша. Лесков)

- Что их объединяет?

-В чем различие в отношении к ним авторов?

(восхищение, осуждение, боль)

- Почему же образ мужика все же вызывает чувство смеха?

(смешон в своем усердии служить: кислое яблоко, веревку для себя, силок из своих волос, стремление порадовать генералов)

Итак, перед нами весьма "загадочное" произведение, с точки зрения жанра, в котором переплетается и реальность, и фантастика. Поэтому- "Повесть..."

- НО! Почему все - таки СКАЗКА? Сказка для детей изрядного возраста?

1. Открывает возможность осветить материал с большой остротой, используя иносказательную форму.

2. Реалистический рассказ едва ли прошел бы цензуру.

3. Популярность сказки.

4. Воздействие на С - Щедрина фольклорной традиции.

-------------- Вывод записываем в тетрадь. -----------------



Кстати сказать, в мифологии "двойка" символизировала злое начало. Число 2 у С.- Щ.употребляется обоснованно:

1) хотели съесть друг друга;

2) уныние от голода сменяется веселием от мужицкого старания накормить их;

3) веселие сменяется скукою и тоскою, вызванными желанием вернуться на Подьяческую к своим кухаркам.



Итак, подведем итог нашей работы:

1.Кому адресована сказка Салтыкова-Щедрина?

2.Какие пороки общества вскрывает автор?

3.В чем заключается проблема жанра?

Оценки за урок…



Домашнее задание:

1.(Всем) Найти гротескные ситуации из известных вам сказок.

2.Подготовить выразительное чтение смыслового законченного отрывка из сказки Салтыкова-Щедрина (по выбору).

2.(Индивидуальное задание) Кто иллюстрировал сказки Салтыкова-Щедрина? Описать одну из иллюстраций.