СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник занимательных игр по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В файле представлен сборник игр по математике, способствующих развитию логического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Сборник занимательных игр по математике»
































Пояснительная записка ......................................3

1. Числа от 1 до 20..................................................4

2. Нумерация в пределах 100 ..............................18

3. Сложение и вычитание ....................................25

4. Умножение и деление.......................................34

5. Геометрические фигуры...................................47

Список источников............................................53













В первые годы обучения в школе наиболее трудным, а для некоторых детей нелюбимым предметом становится математика. Это объясняется тем, что у части детей ещё недостаточно развиты такие функции мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, умение сравнивать, классифицировать, дифференцировать. Для успешного обучения детей необходимо развивать логическое мышление младших школьников. Одним из эффективных средств развития логического мышления является занимательный материал.

Цель сборника: подбор и систематизация занимательного материала по математике для младших школьников (1-4 класс), направленного на развитие логического мышления. 

В данном сборнике собрано множество занимательного материала, который будет способствовать развитию логического мышления на уроках математики. Занимательный материал в данном сборнике рассматривается в пяти областях: «Числа от 1 до 20», «Нумерация в пределах 100», «Сложение и вычитание», «Умножение и деление», «Геометрические фигуры»»

Этот сборник будет полезен учителям начальных классов, студентам, а так же родителям.




3



Дидактическая игра «Подарки Петрушки»







Цель игры: знакомство с составом числа 5.

Оборудование: иллюстрации Петрушки, Незнайки и Веселого Карандаша; воздушные шары, вырезанные из цветного картона.



Содержание игры: учитель сообщает, что на урок в гости пришёл Петрушка с воздушными шарами и с ним пришли его друзья Незнайка и Весёлый Карандаш (на доску крепятся иллюстрации с изображением сказочных героев). Петрушка решил подарить шары Незнайке и Весёлому Карандашу. Как он может подарить их? Дети перечисляют возможные варианты состава числа пять и иллюстрируют у доски и после записывают в тетрадь. В конце игры наиболее активные дети поощряются.

5



Дидактическая игра «Украсим ёлку игрушками»







Содержание игры: учитель сообщает, что скоро Новый год. И все будут наряжать ёлку. И нам с вами тоже надо нарядить ёлку. Наша ёлка – математическая. На доску вывешивается плакат с ёлкой. На верхушке - звезда с числом 10. Но не все ветки украшены игрушками, надо повесить ещё недостающие шарики так, чтобы на каждом ярусе сумма чисел была равна 10. Дети выходят к доске и наряжают ёлку.


Цель игры: знакомство с составом числа 10.

Оборудование: рисунок ёлки; маленькие иллюстрации ёлочек для обучающихся, рисунки игрушек с цифрами





6



Дидактическая игра «Собери урожай»







Цель игры: закрепить знание состава чисел.

Оборудование: карточки с овощами, рисунок девочки.

Содержание игры: учитель выставляет на магнитную доску рисунки овощей обратной стороной (например, огурцов и помидоров), прикрепляет рисунок девочки и формулирует задание: «Айгуль собрала 9 овощей, это были огурцы и помидоры. Сколько может быть огурцов и помидоров у Айгуль, если всего их 9?» Дети называют все варианты состава числа и иллюстрируют это на рисунках.





7



Дидактическая игра «Математические качели»

Цель игры: закрепление знаний состава чисел первого десятка.

Оборудование: модель качелей, карточки с числами.

Содержание игры: учитель прикрепляет к доске модель качелей, на одной стороне крепит число, а на второй стороне дети должны прикрепить два числа, чтобы равновесие не нарушилось. Если обучающийся ошибся, можно предложить показать, в какую сторону наклонились качели.

Дидактическая игра «Математическая эстафета»

Цель: повторение нумерации чисел в пределах 20.

Оборудование: 10 кругов и 10 треугольников.

Содержание игры: учитель делит класс на три команды по рядам и проводит игру-соревнование. Первый ученик из первой команды иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же команды называет обозначенное число, третий называет его состав, четвертый показывает число на карточках. Аналогичные задания выполняют уч-ся второй и третьей команд. Побеждает та команда, которая не допустила ни одной ошибки.







8



Загадки







Проживают в умной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете.

(Цифры)

Сколько солнышек за тучкой,

Сколько стержней в авторучке,

Сколько у слона носов,

Сколько на руке часов?

Сколько ног у мухомора

И попыток у сапера,

Знает и собой гордится,

Цифра-столбик… (единица)


Гибко шейку изгибает,
И красива, и стройна,
Ловко хвостик поднимает,
Что за цифра? Цифр…(два)

9



Сколько месяцев в зиме,

В лете, в осени, в весне,

Сколько глаз у светофора,

Баз на поле для бейсбола,

Граней у спортивной шпаги

И полос на нашем флаге,

Что нам кто ни говори,

Знает правду цифра… (три)


Сколько лапок у мангуста,

Лепестков в цветке капусты,

Пальцев на куриной ножке

И на задней лапе кошки,

Рук у Тани вместе с Петей

И всего сторон на свете

Да и океанов в мире,

Знает циферка… (четыре)


10



Сколько пальцев на руке

И копеек в пятачке,

У морской звезды лучей,

Клювов у пяти грачей,

Лопастей у листьев клена

И углов у бастиона,

Про все это рассказать

Нам поможет цифра… (пять)


Сколько букв есть

у дракона

И нулей у миллиона,

Разных шахматных фигур,

Крыльев у трех белых кур,

Ног у майского жука

И сторон у сундука.

Коль не можем

сами счесть,

Нам подскажет цифра…

(шесть)


11



Братьев-близнецов у пешки,

Нот, что знают даже дети,

И всего чудес на свете,

Разобраться с этим всем

Нам поможет цифра… (семь)


Сколько на море ветров,

И копыт у двух ослов,

Щупалец у осьминога,

И клыков у пары догов?

Сколько ног у паука,

Паука-крестовика?

Если мы про это спросим

Нам ответит цифра… (восемь)


12



Сколько в дюжине пиратов,

Если три ушли куда-то,

Месяцев в году без лета,

Исполнителей нонета,

Жизней у бродячей кошки,

И в десятке мух без мошки?

Не ищи ответ нигде, ведь

Есть ответ у цифры…

(девять)

Сколько лет в яйце цыплёнку,
Сколько крыльев у котёнка,
Сколько в алфавите цифр,
Сколько гор проглотит тигр,
Сколько мышка весит тонн,
Сколько в стае рыб ворон,
Сколько зайцев съела моль,
Знает только цифра…

(ноль)

13



Один

Ребусы

Ноль

14



Три

Четыре

Два

15



Пять

Шесть

Семь

16



Восемь

Девять

Головоломка «Продолжение»

Взгляните на этот ряд букв. Сможете его продолжить?



17



Дидактическая игра «Освободи птичку»

Цель игры: закрепить знание полных десятков.

Оборудование: картинки с птицами и клеткой, деревом, карточки с цифрами.

Содержание игры: птички находятся в клетке, и учитель предлагает детям выпустить их на волю. Но для этого нужно выполнить задание. Учащиеся берут птичку из клетки и с обратной сторону читают задание (например, посчитай десятками до 60, назови число, в котором 2 дес. и 0 ед, и т.п.). Если ученик правильно ответит на вопрос, то птичка летит (переставляется) на дерево, если нет, то возвращается обратно в клетку.


19



Дидактическая игра «Найди цифру»

Цель игры: закрепить знания последовательности полных десятков.

Оборудование: карточки с числами: 10, 20, 30, 40,50,60, 70, 80, 90, 100 .

Содержание игры: на доске два плаката, где в беспорядке прикреплены числа от 10 до 100. Участники команд по очереди снимают числа по порядку и составляют из них ряд. Побеждает команда, первая и правильно построившая полный числовой ряд.




20



Занимательные упражнения

Дорожка с числами

Цель: освоение счёта от 11 до 15.

Содержание: пройти дорожку от 11 до 15.


21


Дорожка с числами

Цель: освоение счёта от 31 до 40.

Содержание: пройди дорожку от 31 до 40.



22




Сбор медалей

Цель: закрепление навыка порядкового счета от 1 до 30.

Содержание: пройти лабиринт, соединяя все числа по порядку и называя каждое из них вслух.



23


Раскраска

Цель: закрепление нумерации в пределах 100.

Содержание: раскрасить кружки с цифрами определенными цветами. Когда все кружки будут закрашены, получится картинка.


24


Задачи-шутки в стихах

Все мы знаем сказку «Репка»,

Все умеем мы считать.

Мы попробуем, ребята,

Всех героев вам назвать:

Внучка, Жучка, кошка, мышка,

Дед и бабушка при нем,

Ну, попробуйте, ребята,

Всех назвать одним числом. (6)


Четыре мышки-хохотушки,

Очень дружные подружки

Вышли в поле погулять,

Прибежали еще пять,

Очень дружно они пели,

Всех их было ровно ... (9)


26






На березе три синички

Продавали рукавички,

Прилетели еще пять,

Сколько будут продавать? (8)


У меня есть братик Миша

И сестреночка Ириша,

Сосчитайте-ка быстрей,

Сколько же в семье детей? (3)


Мама-курица цыплят

Повела в фруктовый сад:

- Посмотрите, детки,

Упала груша с ветки.

Вот еще упало пять,

Кто их может сосчитать?

Но цыплята маловаты

И задача трудновата,

Помогите им, ребята! (6)


27



По лесу охотник шел,

В чащу леса он зашел,

Повстречались ему здесь:

Заяц, волк, лиса, медведь.

Звери все до одного

Убежали от него.

Сосчитайте всех зверей

И как можно побыстрей! (4)


Дама сдавала в багаж:

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку.

Но только раздался звонок,

Удрал из вагона щенок.

Ребята, считайте скорей,

Сколько осталось вещей? (6)


28



Головоломка «Кнопка лифта»

В девятиэтажном доме есть лифт. На первом этаже живут два человека, но чем выше, тем количество жильцов становится больше. Подумайте, какая кнопка нажимается этими людьми чаще остальных?


Головоломка «Мама и дочка»

В этой задаче нужно угадать возраст матери и дочери. Нам известно, что если сложить их возраста, получится число 66. А если поменять местами цифры возраста мамы, то получится точный возраст дочки. При этом мама не старше 59, а дочь не младше 7. Угадайте, сколько им лет?




29


Головоломка «Математики»

Задача проста — заполнить каждую строчку и столбец так, чтобы получить в конце указанный результат. Использовать можно только цифры от 1 до 9, чтобы в каждой строчке не было повторений.





30


Головоломка «Страйк!»

Давайте поиграем в боулинг? Нужно выбить 100 очков! Чтобы получилось такое число, какие три кегли должны упасть?


31


Математический ребус «Фокусник»

Одинаковые цифры обозначаются одинаковыми предметами (фигурами, буквами). Разные цифры — разными.  Какую цифру фокусник превратил в змею?




Математический ребус «Геометрические фигуры»

Двузначные числа обозначаются двумя фигурами, однозначные — одной.  Какая цифра обозначена треугольником?


32


Математический ребус «Котенок»

Какое число спрятал котенок?



Головоломка «Цветочная поляна»

Расставь числа 1, 2, 3, 4, 5, 6 в цветочки таким образом, чтобы сумма чисел вдоль каждой стороны равнялась 12.



33



Головоломка «Числа»

Задача стоит простая: использовав подходящие символы, сделать уравнение верным. Справитесь? (Подсказка: знаки могут повторяться).

Логические задачи «Приключения улиток»

  1. Улитка Рауль спешил на встречу с улиткой Улей. Расстояние между двумя друзьями 10 м. За первый Ч день Рауль прополз 5 м 50 см и 5 мм, за второй — 3 м 30 см и 3 мм. На каком расстоянии от Ули находился Рауль утром третьего дня?


35


  1. Улитка Уля решила совершить путешествие. За первый день она проползла вперед на 2 м 35 см, а вечером вернулась на 85 см назад. За сколько дней Уля проползет расстояние 9 м, если каждый день будет двигаться точно так же, как и в первый день?

  2. Улитка Рауль находится на расстоянии 10 м от улитки Ули. Уля убегает от Рауля и за каждый день проползает по 2 м. А Рауль хочет догнать Улю и за каждый день проползает 4 м. В какой день Рауль догонит Улю?




36


Логические задачи «На подворье»

  1. У трех квочек за три дня вывелось шесть цыплят. Сколько цыплят выведут три квочки за 9 дней?


  1. На подворье есть квочки и поросята; всего у них двадцать голов и пятьдесят две ноги. Сколько всего на подворье квочек, а сколько поросят?


37


Логические задачи «Цирковое представление»

  1. Готовясь к выступлению, клоун Бэм выбирал мячи, числа на которых делятся на пять. Помоги Бэму, зачеркни лишние мячи.


  1. Готовясь к следующему выступлению, клоун Бэм отбирал мячи, числа на которых делятся на три. Зачеркни лишние мячи. (Подсказка: сначала сложи все цифры чисел, которые записаны на мячах.)


38


  1. Готовясь к следующему выступлению, клоун Бэм отбирал мячи, числа на которых делятся на три. Зачеркни лишние мячи. (Подсказка: сначала сложи все цифры чисел, которые записаны на мячах.)


  1. Клоун Бом, готовясь к выступлению, склеил кубики. Нарисуй развертку куба, с которого клоун Бом склеил такие кубики. Нарисуй различные поверхности куба по схеме.


39



  1. Готовясь к следующему выступлению, клоун Бом написал на шариках числа и разместил их в определенной последовательности. Найди закономерность и впиши в пустые шарики следующие числа.


  1. Найди куб, который Бом склеил по этой

схеме.


40


Логические задачи «Суперсила»

  1. Какую наибольшую массу может поднять штангист, если у него есть диски весом:

5 кг — 4 шт.,

3 кг — 6 шт.,

7 кг — 4 шт.,

9 кг — 6 шт.

Как распределить диски на штанге, чтобы вес слева и справа был одинаковым?


  1. Штангист поднял все диски вместе.

Какой вес поднял штангист, если:

• наименьший диск весит 3 кг;

• наименьший диск в 3 раза легче черного;

• полосатый диск в 4 раза тяжелее наименьшего;

• наибольший диск на 6 кг тяжелее наименьшего, черного и полосатого, вместе взятых?


41


  1. У штангиста есть по одному диску весом 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 кг.


Как распределить диски на штанге, чтобы вес слева и справа был одинаковым?


42


Логическая задача «Волшебные узоры»

  1. Жук научился рисовать узоры из одинаковых цифр. Вычисли общую сумму цифр каждого узора.


43


Логические задачи «Цветочная поляна»

  1. Бабочка перелетала с цветочка на цветочек, в серединках которых в порядке возрастания расположены числа, которые делятся на три. Соедини цветочки по образцу и нарисуй путь Бабочки.


  1. Мотыльки кружили и засыпали пыльцой некоторые цифры чисел в примерах. Восстанови цифры, которые «засыпаны» пыльцой.


44


.Логические задачи «Цветочный Эльф»


  1. Эльф был метким стрелком. Его стрелы всегда достигали цели. Найди и соедини каждую цель с соответствующей стрелой.


45


  1. Во время стрельбы Эльф несколько раз попал в десятку и столько же раз в девятку. Все остальные разы он попал в пятерку. Сколько раз выстрелил Эльф, если он набрал всего 58 очков? Дорисуй остальные стрелы.


46




Занимательные упражнения

  1. У четырехугольника отрезали один угол. Сколько углов будет иметь образовавшаяся после этого фигура?


  1. Из каких фигур составлена елочка? Сколько этих фигур?


48


  1. Какие фигуры были использованы при изображении домика?


  1. Начерти такой же домик, не отрывая карандаша от бумаги. Проводить линию карандашом можно только один раз. Сколько у тебя получилось треугольников?


49


  1. На одной плоскости размещены 11 шестерёнок, которые соединены по цепочке. Как вы думаете, смогут ли все шестерёнки вращаться одновременно?


  1. Перед вами шесть фигур. Ваша задача ─ соединить их попарно непроизвольными и непрерывными линиями так, чтобы они не пересекались.


50


  1. Внимательно посмотрите на фигуру и разделите её сначала на две равные части, затем на три.


  1. Посмотрите внимательно на эти три квадрата. Сколько светлых маленьких квадратов останется, если наложить фигуры друг на друга.


51


Логическая задача «Веселые клеточки»

Помоги Жирафу вычислить площадь цветной части прямоугольников, составленных из квадратиков 1 х 1 см.


52








  1. Занимательная геометрия для младших школьников 1-4 классов Электронный ресурс]. URL.: https://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/didakticheskimaterialy/zanimatelnaja-geometrija-dlja-nachalnoi-shkoly-zadanija.html
  2. Занимательные задачи в стихах по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 20» [Электронный ресурс]. URL.:https://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/didakticheskie-materialy/interesnyi-material-po-matematike-1-klas.html
  3. Занимательные задачи сказочного характера для младших школьников [Электронный ресурс]. URL.: https://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/didakticheskie-materialy/skazochnye-zadachi-po-matematike-s-reshenijami-i-otvetami-1-2-klas.html

  4. Занимательный материал по математике в 1 классе [Электронный ресурс]. URL.: https://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/didakticheskie-materialy/interesnyi-material-po-matematike-1-klas.html
  5. Туренко О.А. Дидактические игры на уроках математики [Электронный ресурс]. URL.: https://infourok.ru/didakticheskie-igri-na-urokah-matematiki726495.html















53






























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс