СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" Счастливое детство для всех"

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

vИнновационность проекта заключается в интегрированном использовании разнообразных форм, видов и способов совместной детско-взрослой деятельности по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми в семьях.

Просмотр содержимого документа
«" Счастливое детство для всех"»




МКУ «Реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Мариинского муниципального района






Социальный проект

«Счастливое детство для всех»

по формированию социально - правовой культуры и знаний детей с ограниченными возможностями

в МКУ «Реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Мариинского муниципального района










Выполнила:

Пономарева Наталья Владимировна -

социальный педагог

МКУ «Реабилитационный Центр для

детей и подростков с ограниченными

возможностями»

Мариинского муниципального района




Мариинск 2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ:



1. Актуальность проекта

3. Цели и задачи

4. Участники проекта

5. Сроки проекта

6. Правовые основания к разработке проекта

7. Содержание проекта

8. Распределение функций между участниками проекта:1

9. Механизм реализации проекта:

10. План основных мероприятий проекта 1

11.Ожидаемые результаты:

12.Перспективы реализации проекта…………………………………………...

13. Вывод

14. Литература




Всегда считалось, что самое безопасное место для детей – это собственный дом и семья. Никого не может оставить равнодушным воспитание детей в семьях с применением насилия и жестокого обращения. Любой из видов насилия над детьми приводит к нарушению семейных отношений, отклонению в воспитании, отрицательному влиянию на развитие личности несовершеннолетних, бродяжничеству, распространению преступности, сиротству при живых родителях.

Семья (даже внешне благополучная) очень часто напоминает театр боевых действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений, угроз, нередко доходит и до применения физической силы. А ведь именно семья должна дать состояние психологической защищенности.



Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:

Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.

Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

открытое неприятие и постоянная критика ребёнка

угрозы в адрес ребёнка в словесной форме;

замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие

достоинство ребёнка;

преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка

ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у

ребёнка психическую травму.



Испытывая на себе физическое, психологическое или моральное насилие, дети постепенно замыкаются в себе, испытывают эмоциональное сиротство, а порой и агрессию, накапливают обиды.

Каждый может попасть в такие жизненные ситуации, которые требуют знания юридических норм, особенно они необходимы для несовершеннолетних, поскольку очень часто из-за правовой безграмотности они становятся как преступниками, так и жертвами преступлений. Все это требует внимательного подхода к работе по повышению правовой культуры детей.

Таким образом, перед нашим Реабилитационном Центром встала необходимость направить свою деятельность не только на комплексную реабилитацию и психолого-педагогическую коррекцию воспитанников, но и на повышение правовой культуры детей, на работу с их семьями, которая предусматривает профилактику жестокого обращения с детьми, повышение родительской компетенции, налаживание детско-родительских отношений.

Отсюда возникла необходимость создания проекта «Счастливое детство для всех».



Мы предполагаем, что реализация нашего проекта позволит:

  • Вовлечь детей и подростков с ограниченными возможностями

в социально-значимую деятельность;

  • Повысить уровень правовой культуры участников проекта;

  • Сформировать понимание нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение, а также личной ответственности за совершенные правонарушения и преступления;

  • Восстановить здоровые взаимоотношения между членами семьи и корректировать имеющиеся отклонения в семейном воспитании.

  • Через «Службу домашнего визитирования» оказывать раннюю психолого – педагогическую и социально-значимую помощь детям из семей находящихся в трудной жизненной ситуации..

Итоги проведённых диагностик, определившие целевые группы проекта, были обсуждены со специалистами Центра. В ходе обсуждения была сформулирована идея, которая была положена в основу данного проекта, а именно, социализация детей и подростков с ограниченными возможностями по средствам участия в социально-значимой деятельности, направленной на формирование правового сознания.

Инновационность проекта заключается в интегрированном использовании разнообразных форм, видов и способов совместной детско-взрослой деятельности по профилактике насилия и жестокого обращения с детьми в семьях:

- проведение совместных тематических мероприятий ( дети, родители, сотрудники

Центра, инспектора ОПДН). Где взрослые выступают в роли собеседника, друга,

наставника;

- привлечение специалистов бригады « Службы домашнего визитирования», которые

осуществляют профилактическую работу с семьями, находящимися в трудной

жизненной ситуации в домашних условиях;

- организация агитационного отряда из числа воспитанников Центра для привлечения внимания родителей, педагогов и жителей города к проблеме жестокого обращения с детьми.

Практическая ценность про­екта заключается в том, что он дает детям возможность формирова­ния активной жизненной пози­ции и само­совершенствования.

Проект предусматривает обеспечение информационно – правовыми знаниями детей и подростков с ограниченными возможностями и включение их в социально – значимую деятельность, создает условия для формирования правовой культуры воспитанников.

Мы предполагаем, что накопленный опыт будет востребован в других учреждениях, работающих с данной категорией детей.

Цель:

Создание условий для повышения эффективности профилактической работы, направленной на предотвращение жестокого обращения в отношении несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями, расширение реабилитационного пространства для детей и родителей (или лиц, их заменяющих) из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.


Задачи:

  1. Организация межведомственного целевого взаимодействия учреждений социальной защиты, системы образования, культуры по организации целевой реабилитационной и профилактической работы.

  2. Расширение представлений подростков о нормативно-правовых законодательных актах Российской Федерации и видах ответственности при их несоблюдении.

  3. Формирование способностей несовершеннолетних самостоятельно осуществлять защиту своих прав и законных интересов; находить возможные варианты поиска помощи и самозащиты в случае нарушения их прав.

  4. Оказание психолого-педагогической поддержки семьям, находящимся в

трудной жизненной ситуации через специалистов бригады « Службы

домашнего визитирования».

  1. Выявление наиболее эффективных способов повышения правовой грамотности культуры несовершеннолетних.

  2. Профилактика и снижение психологического травматизма в семье ребенка на основе снижения угроз психическому здоровью в социальной среде.

  3. Разработка основ культуры безопасности в семье, выработка норм поведения и повышение ответственности родителей.





Основные направления проекта




5. Участники проекта:

Целевая группа: дети – инвалиды, дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья.

Заинтересованная группа: специалисты МКУ «Реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Мариинского муниципального района, родители, дети инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья.


Участники проекта:

Целевая группа: дети и подростки с ограниченными возможностями, родители.

Сроки и место реализации проекта

Сроки реализации проекта: 01.06.2019 – 01.06.2020 г.г.

Место реализации: МКУ «Реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Мариинского муниципального района.



Правовые основания к разработке проекта:

  • Конвенция о правах ребенка

Конвенция ООН о правах ребёнка даёт определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает: обеспечение в максимально возможной степени здорового развития личности (ст.6)

• защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)

• обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)

• признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)

• защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34)

• защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)

• меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)

  • Декларация прав ребенка

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.


  • Конституция Российской федерации


  • Уголовный кодекс РФ

который предусматривает ответственность за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136)

  • Семейный кодекс РФ гарантирует:

• право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)

• право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56)

• лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)

• немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)

• за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157)

  • Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

  • Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Содержание проекта

В основе системы профилактики жестокого обращения в отношении детей в семьях лежит комплекс эффективных и всесторонних профилактических мер, ориентированных на семью, который основывается на межведомственном сотрудничестве Реабилитационного Центра с другими организациями.

Профилактика по защите детей от жестокого обращения является приоритетным направлением деятельности МКУ «Реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Мариинского муниципального района и направлена на предупреждение возникновения насилия, выявление и коррекцию проблем в семейных отношениях на ранней стадии, обеспечение условий для эффективного выполнения функции родителей в семье.

Одной из форм по профилактике жестокого обращения является информационно-просветительская деятельность: проведение акций, мероприятий, тренингов, социальной рекламы.

Основными формами работы специалистов по профилактике жестокого обращения с детьми в семьях являются патронажи и консультирование. Большое значение имеет вовлечение детей и родителей в участие и проведение социальной рекламы, конкурсов плакатов среди различных категорий несовершеннолетних, участие в семейных творческих конкурсах.

Проект включает в себя мероприятия, направленные на правовое просвещение детей, путём взаимодействия специалистов Реабилитационного Центра, родителей и самих детей. В ходе реализации проекта будут проводиться различные виды мероприятий, направленных на обучение детей правовой грамотности. На базе Центра организован агитационный отряд, куда вошли дети и педагоги, целью которого стало привлечение внимания родителей, педагогов, жителей города и детей к проблеме жестокости. Главной символикой отряда стала желтая ленточка, которая отождествляет цвет солнца, света, мира, заботы и добра. Когда светит солнце, мир становится лучше, люди начинают с душевной теплотой относиться друг к другу.

В рамках работы агитбригады специалисты Центра проводят информационно-просветительскую работу с детьми и их родителями. Участники проекта – дети пишут письма для родителей под девизом « Мы - против жестокого обращения с детьми!». Это призыв быть неравнодушным, не оставлять без внимания тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации, тем самым предупредить жестокое обращение с детьми, рост неблагополучия и социального сиротства.

В ходе реализации проекта привлекаются специалисты бригады « Службы домашнего визитирования». В состав бригады входят: специалисты по социальной работе, психолог, социальный педагог, медицинский работник. Деятельность которых, направлена на организацию ранней психолого-педагогической, информационно-просветительской и социальной помощи семьям, в т.ч. находящимся в трудной жизненной ситуации.

Распределение функций между участниками проекта:

  Организационная структура проекта представляет собой следующую модель управления:

Руководитель проекта: социальный педагог

– осуществляет общее руководство проектом

Координатор проекта: социальный педагог

- осуществляет руководство на этапах реализации проекта,

- организация сетевого взаимодействия внутри проекта и вне его

Рабочая группа: социальные педагоги – 1чел., психолог – 1 чел., специалисты по социальной работе – 2 чел., инициативная группа из детей, находящихся на реабилитации -10 чел.

- разработка проекта;

- планирование;

- организация мероприятий проекта;

- мониторинг хода реализации проекта




Партнёрами в реализации проекта является:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7»

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение "Детский сад комбинированного вида № 11 "Золотой ключик"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №6

Муниципальное бюджетное учреждение культуры « Централизованная библиотечная система Мариинского муниципального района» - филиал № 4

Оперативное подразделение по делам несовершеннолетних г. Мариинска и Мариинского муниципального района при Отделе МВД России по Мариинскому району. 

Механизм реализации проекта:

1 этап – подготовительный – 01.06.2019 – 01.08.2019 гг.

  • формирование рабочей группы, работающей по проекту;

  • сбор информации об уровне знаний по правовой культуре воспитанников;

  • сбор информации о проблемных семьях с детьми из различных источников;

  • выезд специалистов для проведения диагностики семьи, выявление проблем.

2 этап – информационно – просветительский (практический) 01.09.2019 –

31.04.2019 гг.


  • Проведение акции «Счастливое детство для всех» (вовлечение детей в праздники и развлечения).

  • Организация и проведение муниципального конкурса рисунков «Счастливое детство для всех»;

  • Проведение профилактических бесед с инспекторами отдела ОПДН г. Мариинска и Мариинского муниципального района при Отделе МВД России Мариинского муниципального района;

  • Разработка и распространение памяток, буклетов по профилактике жестокого обращения с детьми «Я имею право»9 (профилактика жестокого обращения среди родителей, жителей города);

  • Профилактическая работа специалистов бригады «Служба домашнего визитирования» (анализ семейного микроклимата и решение возникающих проблем).

  • Акция «Письма родителям» (привлечение внимания к проблеме жестокого обращения с детьми в семьях).

  • Организация и проведение конкурса плакатов среди воспитанников в учреждении «Мир без насилия»;

  • Проведение теоретических и практических занятий с детьми по правовому просвещению.

  • Организация и проведение интеллектуальных игр для учащихся образовательных учреждений г. Мариинска «Я знаю свои права, а ты?» (формирование правовой грамотности детей);


3 этап – обобщающий – 01.05.2020 – 01.06.2020 гг.

Подведение результатов реализации проекта.















План основных мероприятий проекта


I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ – 01.06.2019 – 01.08.2019 гг.

№ п/п

Содержание деятельности

Срок

Ответственный

Результат

1

Сбор и обработка информации, анкетирование, диагностика , тренинг воспитанников.

Июнь 2019 г.

Координатор проекта

Анализ полученной информации и выявление проблем целевой группы.

2

Определение цели и задач проекта

Июль 2019 г.

Руководитель проекта

Поставлены цели и задачи проекта

3

Организация рабочей группы, работающей по теме проекта

Август 2019 г.

Руководитель проекта

Создана рабочая группа

4

Подготовка материалов для проведения занятий по основам правовых знаний, создание материально-технической базы для реализации проекта


Координатор проекта

Разработаны методические материалы, созданы различные памятки.















2 этап – информационно – просветительский (практический) 01.09.2019 –

31.04.2019 гг.



№ п/п

Содержание деятельности

Срок

Ответственный

Результат

1

Проведение бесед по Конвенции прав ребенка

Ежемесячно.

Рабочая группа

Налаживание доброжелательных и доверительных отношений с участниками Проекта, составление буклета « Я и мои права».

2

Первичное анкетирование по выявлению знаний по праву и уровня правовой культуры у воспитанников.

Сентябрь 2019 г.

Координатор проекта

Получение полной и достоверной информации и выявление проблем целевой группы.


3

Организация и проведение конкурса рисунков "Счастливое детство для всех"

20.09.2019 г. – 01.10.2019 г.

Рабочая группа

Конкурс рисунков для учеников учебных заведений г. Мариинска и района.


4

Организация и проведение конкурса плакатов «Мир без насилия», «Я- Гражданин»

Октябрь

2019 г.

Рабочая группа

Конкурс плакатов с выбором лучшего информационного материала.

5

Акция «Желтая ленточка»

Ежемесячно

2019 г.

Координатор проекта

Акция «Желтая

ленточка», направленная на профилактику правовых знаний детей с ОВЗ и детей – инвалидов. (агитбригада)

6

Просмотр мультфильмов «Мир без насилия», «Азбука доброжелательности» и «Я имею право»

Ежемесячно

Рабочая группа

Просмотр мультфильмов



Организация и проведение муниципального конкурса рисунков «Счастливое детство для всех»; Профилактическая работа специалистов бригады «Служба домашнего визитирования»



анализ семейного микроклимата и решение возникающих проблем


Акция «Письма родителям»



(привлечение внимания к проблеме жестокого обращения с детьми в семьях).


7

Организация и проведение интеллектуально - познавательной игры «Мы знаем свои права, а вы?»

Ноябрь

2019 г.

Рабочая группа

Организация познавательной игры «Мы знаем свои права, а вы?» для учащихся МБОУ « СОШ № 7»

8

Проведение теоретических занятий по праву

еженедельно

Рабочая группа

Проведение занятий

9

Проведение практических занятий по праву

еженедельно

Рабочая группа

Проведение занятий

10

Проведение бесед с инспектором ПДН

ежемесячно

Координатор проекта

Встреча с инспекторами ОПДН И проведение бесед .

11

Освещение хода проекта

В течении всего времени и реализации проекта

Координатор проекта

Проведение отчетных мероприятий.

12

Повторное анкетирование по выявлению уровня знаний по праву и уровня правовой культуры

Апрель 2020 г.

Координатор проекта

Анализ анкет и изучение результатов работы по Проекту.

13

Издание материалов проектной деятельности и памяток «Я имею право»

В течении всей работы по проекту.

Координатор проекта

Распространение памяток, раздаточного материала в семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и жителям города Мариинска.





3 этап – обобщающий – 01.05.2020 – 01.06.2020 гг.



№ п/п

Содержание деятельности

Срок

Ответственный

Результат

1

Распространение в местных СМИ информации о деятельности по реализации проекта


01.04.2020 – 01.06.2020

Координатор проекта

Подведение итогов реализации Проекта «Счастливое детство для всех».

Принятие решения о дальнейшем сотрудничестве.



Ожидаемые результаты:

1.Проект предусматривает обеспечение информационно – правовыми знаниями детей с ограниченными возможностями и включение их в социально – значимую деятельность.

2. Реализация проекта позволит повысить уровень правовой культуры участников проекта.

3. Сформирует у детей и подростков понимание нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение.

4. Проект позволит восстановить здоровые взаимоотношения между членами семей, находящихся в социально-опасном положении и скорректировать имеющиеся отклонения в семейном воспитании.

5. Работа специалистов «Службы домашнего визитирования» позволит осуществлять раннюю помощь детям из семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

6. Повышение мотивации членов неблагополучных семей на благополучное разрешение конфликтов.

7. Формирование позитивного имиджа семьи.

8. Уменьшение количества семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Перспективы реализации проекта

Опыт, накопленный в рамках реализации данного проекта, может быть распространён на учреждения города и Мариинского муниципального района.

Родители - участники проекта, учатся видеть те особенности ребенка, которые раньше не замечали, они по другому начинают воспринимать и ощущать своего ребенка.

Систематическая работа с детьми и их родителями способствует формированию понятия «семьи», доброжелательного отношения к членам семьи, потребности радовать своими поступками окружающих.

Первый шаг, который родители должны сделать навстречу ребенку, - это принять его и присоединиться к нему, научиться уважать его права, быть терпимым.

Маленький человек обязательно должен ощущать безопасность, поддержку общества, знать свои права и быть уверенным в их соблюдении.

Таким образом, мероприятия, которые проводятся через реализацию проекта дают положительные результаты, которые стимулируют родителей отказаться от методов жестокого воспитания своих детей, налаживание семейного микроклимата.

Литература

1.Административный кодекс РФ

2.Болотина, Т.В. Конвенция о правах ребёнка и законодательство Российской Федерации в вопросах, ответах и комментариях. - М.: АПК и ПРО, 2002.– 6 с.

3. Волкова, Е. Н. «Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления» - СПб.: Питер, 2008.- . 89 с.

4. Декларации прав ребенка Генеральная Ассамблея ООН от 20 ноября 1959 г.

5.Декларация и План действий «Мир, пригодный для жизни детей». Генеральная Ассамблея ООН 10 мая 2002 года

6. Иванов, Г. И. Права человека: История, теория, современность / Г.И.Иванов. Мн.: НИУП, 2002. - 184 с.

7. Козлова, С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. - М., - 2000, - 188 с.

8. Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. ЮНИСЭФ Детский Фонд ООН - 28 с.

9. Рокицкий, М.Р. О предотвращении жестокого и безответственного отношения к детям // Права ребенка, 2001, №1. С.18

 10. Семейный кодекс РФ. ст.19-39 (обязанности родителей, насилие над детьми);

11. Уголовный кодекс РФ

12. Усачев, А.Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. М: " Ангстрем", 1993. - 84 с.

13. Шишковец, Т.А. «Справочник социального педагога» М: Просвещение, 2009.- 169 с


20