СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Счастливый случай" - внеклассное мероприятие для 2 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка  предназначена для проведения во 2 классе, после изучения темы: " Безударные  глассные" Необходимо отметить., что ребята  имеют возможность получать знания за рамками учебника. Систематически на уроках проводятся "Зрительные диктанты", которые помогают понять пословицы и поговрки. На уроках идёт пропедевтика лингвинистических понятий.

Просмотр содержимого документа
«"Счастливый случай" - внеклассное мероприятие для 2 класса»

Тема: «Интеллектуальная игра по русскому языку

«Счастливый случай»

Учитель Дрейзина Е.Д.


Цели: 1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.

3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.


Оборудование: материалы, средства: слова-высказывания, карточки с заданиями, презентация, бочка, карточки с названием команд, фрагменты названия, удостоверения участников.


Оформление доски:


«

портрет

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса»

И.С. Тургенев

Счастливый случай

(дети получают фрагмент карточки, складывая образуется название команды)



команда команда

(Умни ки)

команда (Умницы)

(Знатоки)

Эпиграф «Истинная любовь к своей стране не мыслима без любви к своему языку» К.Г. Паустовский

портрет

“Русский язык – как радуга после весеннего ливня, меткий – как стрелы, певучий и богатый, задушевный – как песни над колыбелью”.

(А.Н.Толстой)

(напечатать на листе)


I. Вступительная часть

1. Учитель:

- Сегодня наше занятие посвящено русскому языку.

Русский язык – это богатство нашего народа. Язык – важнейшее средство общения людей друг с другом, это орудие мысли и культуры, это опора для каждого из нас в жизни. В языке каждого народа отражается его история, характер, особенности мышления и художественного творчества.

Русский язык – один из богатейших и выразительных языков мира. О его достоинствах, возможностях говорили многие.

Танзиля Зумакулова, кабардино-балкарская поэтесса:

Родной язык!

Он с детства мне знаком.

На нем впервые я сказала «мама»,

На нем клялась я в верности упрямой,

И каждый вздох понятен мне на нем.

Родной язык!

Он дорог мне, он мой,

На нем ветра в предгорьях наших свищут,

На нем впервые довелось услышать

Мне лепет птиц зеленою весной...

Но, как родной,

Люблю язык я русский.

Он нужен мне, как небо,

Каждый миг,

На нем живые, трепетные чувства

Открылись мне:

И мир открылся в них.

Ростислав Братунь, украинский поэт:

Язык России я не в школе –

По книге Пушкина узнал.

Поэт свои мечты о воле

Еще мальцу мне завещал.

Храню я эту книгу свято:

По ней отец, простой мужик,

Учил любить родного брата –

Народ Руси, его язык.

Язык России я не в школе –

По книге Пушкина узнал,

Как правды знаменье и воли,

Порыв к тому, о чем мечтал.

А вот что написал российский поэт Вадим Шефнер:

Есть слова - словно раны, слова - словно суд, -

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить.

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;

Повторять их не смею на каждом шагу, -

Как знамена в чехле, их в душе берегу.



На слайде и на доске написаны высказывания наших писателей о русском языке.

(Дети читают, объясняют смысл)

- Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком, используя как можно больше красивых, правильных слов, уметь точно выражать свои мысли, грамотно писать!


Сегодня мы поиграем в игру «Счастливый случай) и

проверим свои знания


II. Основная часть.

Игра «Счастливый случай»

  1. Представление команд. ( Название команд дети собирают из осколков)

  2. Представление жюри: члены –родители и педагогические работники.

  3. Появляется тучка


Чтобы дождик быстрее прошёл, каждая капелька должна упасть на то слог в слове, куда падает ударение.

Алфавит, звонит, красивее, магазин, километр, инструмент, понял, поняла, поняли, начал, начала, начали, творог, торты, каталог, монолог, диалог.



  1. Первый гейм: « Заморочки из бочки»


( три ученика вытаскивают из ведёрка капсулу , в ней лежит карточка со словами:)

  1. п…ля гр…за ст…лы

  2. з…мля в…сна л…сной

  3. т…гровый гр…бной м…ря

  4. пр…мой р…бой р…ды

  5. гр…чи с…ды в…ренье

  6. 4. “Фразеологический зверинец

  7. Добавить недостающее слово – название животного.


1.Голоден, как … (волк)

2.Болтлив, как …. (сорока)

3.Здоров, как… (бык)

4.Нем, как … (рыба)

В ящичке лежат бочонки от лото с номерами 1,2,3,4, Дети достают номер вопроса, учитель читает задание.




2. Второй гейм: «Ты – мне, я – тебе». ( данные пословицы взяты из зрительных диктантов, что позволит ребятам быстро выполнить задание)

Второй гейм. (слайд №4)

«Ты – мне, я – тебе» собери пословицу , найди орфограмму

Аптека не прибавит века.

Каша- радость наша.

Ссора- оружие глупца.

Без беды друга не узнаешь.

Поменьше слов, побольше дела.

Азбука-к мудрости ступенька.

Третий гейм. (слайд №5)

« Тёмная лошадка»

- К нам на урок пришла героиня многих сказок! Кто же она? Правильно!!! Баба Яга. Принесла задание и хочет узнать ответ на свой вопрос.

( слайд №6, слайд №7)

Баба Яга.

Здорово, ребятишки,

Девчонки и мальчишки!

Леший книжку мне читал

И загадку загадал.

Помогите отгадать,

Что это и как писать.

Вот загадочка моя,

Вы послушайте меня.

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна,

Называюсь…..(тишина)

Но не знаю, и иль е

Написать мне в тишине.

Вы скорее подскажите,

Без ошибки напишите,

Мне, старухе, объясните.

(пауза)

( ученики записывают и объясняют, как пишется слово ……ТИШИНА )

Всех я вас благодарю,

По очку я вам дарю.




« Дальше, дальше…»

Вопросы для первой команды
  1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
    2. Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка)
    3. Главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)
    4. Сколько гласных звуков в нашем языке? (6)
    5. Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (3)
    6. Эта часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (Существительное)
    7. Как называются слова, близкие по значению, но разные по звучанию? (Синонимы)
    8. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка)
    9. Как назвать одним словом и Тортилу, и медлительного человека? (Черепаха)
    10. Два или несколько предложений, связанных по смыслу. (Текст)

11. Подберите к старославянизму уста русское соответствие. (Губы).

12. Назови одним словом: денежная или другая награда за успехи в чём-нибудь. (Премия)

Вопросы для второй команды

1. Принятый порядок расположения букв в азбуке. (Алфавит)
2. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов (Суффикс).

3. В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные)

4. Сколько гласных букв в нашем языке? (10)
5. Сколько пар по звонкости – глухости в русском языке? (6)
6. Эта часть речи обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (Прилагательное)
7. Каким словом можно назвать и дорожную разметку, и животное? (Зебра)
8. Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (2)
9. Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы)

10. Какая часть речи обозначает действие? (Глагол)

11.Что означает выражение «Яблоку негде упасть»? (Тесно.)

12.Закончи: «Слово не воробей…..(вылетит, не поймаешь).


Вопросы для 3 команды

1. Значок – обозначение звуков на письме. (Буква)
2. Общая часть родственных, или однокоренных, слов. (Корень)
3. Пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами е, ё, я, ю. (Разделительный твердый знак)

4. Подберите синоним к слову верный. (Преданный).

5. Буквы мы пишем, а звуки … (произносим


6. Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого. (Словосочетание)
7. Сколько согласных в слове денёк? (3)

8 Эта часть речи служит для связи слов в предложении (Предлог)

9. Что является основой предложения ( подлежащее и сказуемое)

10. Каким членом предложения чаще всего является прилагательное .(определение)

11.Что означает выражение: «Как рыба в воде»? (Хорошо чувствовать себя)

12Закончи: «Не имей сто рублей,…….» (а имей сто друзей)





« Гонка за лидером»

Задание: каждый участник получает карточку с текстом «Весна», с пропущенными буквами на изученное правило и, применив свои знания, вставить нужную букву.(см. приложение)

Работа самостоятельно в течение 5 минут.

Проверка ( слайд № 12):

- проверка каждого участника (зелёные пасты)

- ошибки ряда суммируются

- та команда, где меньше всего ошибок, получает 5 очков. Далее 4, 3.

III. Подведение итогов Соревнование для родителей

Говори верно!!!! ( Кто поможет???)

Карточка для гостей:

Зубчатый ,хозяева, звонит, красивее, черпать, банты, договор, кухонный, мусоропровод,, шарфы, сливовый, хлопковый халат, щавель, баловать, обеспеченье (поставь ударение)


Конкурс « Всезнайка»(Донские заморочки: гутарить, амором, чикилять,надысь,кочет, курень – подбери синонимы)

Конкурс « Всезнайка» (дети получают задание –каждая команда)

.  «Послезавтра у меня день рождения», - сказала Лиза в воскресенье. В какой день недели у Лизы день рождения?
Варианты:
(А) в понедельник 
(Б) во вторник
(В) в среду  
(Г) в пятницу  
(Д) в субботу.

 

2.   — Куда пошла мама? — спросила Маша у младшего брата.
- В магазин, купить кочан этой... как ее... - ответил брат и запнулся. Но Маша все равно сразу поняла, что мама пошла за ... 
Варианты:
(А) капустой
(Б) картошкой
(В) морковкой
(Г) редиской
(Д) колбасой

 

3.  К какому слову нельзя добавить слово «слишком»?
Варианты:
(А)горячая 
(Б) жидкая
(В) соленая
(Г) манная
(Д) кислая

 

4.  В рассказе Л Пантелеева четырёхлетнюю девочку учат буквам:
- А это вот, Иринушка, буква «…»        
Иринушка с удивлением на меня посмотрела и говорит: 
— Ты?
Какую букву назвали Иринушке? 
Варианты:
(А) А
(Б) И 
(В) Т
(Г)Ы
(Д) Я

 

5.  В одном из стихотворений С. Я Маршака рассказывается, что Влас -  водопроводчик, Дима — доктор, Толя — тракторист, а Игорь — ...
Варианты:
(А) шофер
(Б) учитель
(В) художник
(Г) инженер
(Д) электрик

 

6. Из какого слова нельзя получить другое слово, добавив букву «у» в начало?
Варианты:
(А) гол
(Б) дар
(В) дочка
(Г) дача
(Д) из всех этих слое можно получить другое слово

 

7. В каком слове на месте прочерков нужно вставить не такие гласные, как в остальных словах?
Варианты:
(А)г_л_дать
(Б) г_в_рить
(В) г_л_ва
(Г) с_п_ги
(Д) х_р_шо

Подведение итогов: каждый верный ответ 1 балл.

Родители –наши помощники. Говорим верно!!!!

Зубчатый, квартал, договор, шарфы, щавель, сливовый,

намерение, хозяева, красивее, джинсовая, хлопковый халат, черпать, премироват,. обеспечение.



Подарок гостям!!!! (родители)

апострОф

аристокрАтия

бАнты

гЕнезис

джинсОвая

диспансЕр

договОр

дремОта

завИдно

зАговор

заплЕсневеть

закУпорить

зубчАтый

Искра

квартАл

коклЮш

кремЕнь

красИвее

кУхонный

ломОть

ломОта

мЕльком (мелькОм)

мусоропровОд

нАголо (наголО)

намЕрение

обеспЕчение

облегчИть

оптОвый

пОхороны (на похоронАх)

премировАть

принУдить

слИвовый

углублЁнный

умЕрший

фенОмен (феномЕн)

хлОпковый халат

хозЯева

чЕрпать

шАрфы

щавЕль


IV. Награждение.

Поздравим, друг друга, пожелаем дальнейших успехов. И продолжим долгий, но очень интересный путь в страну Знаний.

7. Подведение итогов.

приложение

Весна

Наступила в__сна. Стало т__пло. Пот__кли ручьи. На р__ке нач__лся л__доход . По__вилась з__лёная травка. На д__ревьях распустились м__л__дые л__сточки. Стали прил__тать птицы. Гр__чи вьют гнёзда на д__ревьях. Дети рады п__рнатым друзьям. Они сами м__стерят скв__речники для птиц.