СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Счетная деятельность. Практические рекомендации воспитателю.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации в помощь педагогам.

Просмотр содержимого документа
«Счетная деятельность. Практические рекомендации воспитателю.»

Счетная деятельность.

(Практические рекомендации воспитателям)

Малашенко Лариса Александровна, воспитатель МБДОУ № 4 р.п.Переяславка



Счетная деятельность

Владение счетом включает в себя:

-знание словчислительных и называние их по порядку;

-умение соотносить числительные элементам множества «один к одному» (устанавливать взаимно однозначное соответствие между элементами множества и отрезком натурального ряда);

-выделение итогового числа.

Владение понятием числа включает в себя:

-понимание независимости результата количественного счета от его направления, расположения элементов множества и их качественных признаков (размера, формы, цвета и др.);

-понимание количественного и порядкового значения числа;

Представление о натуральном ряде чисел и его свойствах включает в себя:

-знание последовательности чисел (счет в прямом и обратном порядке, называние предыдущего и последующего числа);

-знание образования соседних чисел друг из друга (путем прибавления и вычитания единицы);

-знание связей между соседними числами (больше, меньше).

СЧЕТ - первая и основная математическая деятельность, основанная на поэлементном сравнении конечных множеств.

ЧИСЛО – это общая неизменная категория множества, которая является показателем мощности множества. Это лишь звуковое обозначение.

  Основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников включают детальное изучение лишь системы натуральных чисел. Поэтому, говоря «числа», мы имеем в виду натуральные числа.

 ЦИФРЫ — система знаков (“буквы”) для записи чисел (“слов”) (числовые знаки). Слово “цифра” без уточнения обычно означает один из следующих десяти знаков: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 (т.н. “арабские цифры”). Сочетания этих цифр порождают дву-(и более) значные числа.

 Число имеет 2 значения: количественное и порядковое.

 При количественном значении нас интересует количество элементов во множестве. Мы используем вопрос СКОЛЬКО? и счёт начинаем с количественного числительного ОДИН.

 При порядковом значении числа нас интересует место числа среди других или порядковый номер элемента во множестве. Используется вопрос КОТОРЫЙ ПО СЧЁТУ? и задаётся направление счёту.

Используются порядковые числительные, счёт начинается со слова ПЕРВЫЙ.

СЧЁТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ рассматривается как деятельность с конкретными элементами множества, при которых устанавливается взаимосвязь между предметами и числительными.

Изучение числительных и множеств предметов ведёт к усвоению счётной деятельности.

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это деятельность с абстрактными числами, осуществляемая посредством сложения и вычитания.

Простое называние числительных не будет называться счётной деятельностью.

Система вычислительных действий формируется на основе количественных знаний.

Вычислительная деятельность

Вычислительная деятельность включает в себя:

  • знание связей между соседними числами («больше (меньше) на 1»);

  • знание образования соседних чисел (п ± 1);

  • знание состава чисел из единиц;

  • знание состава чисел из двух меньших чисел (таблица сложения и соответствующие случаи вычитания);

  • знание цифр и знаков +, —, =, ;

  • умение составлять и решать простейшие арифметические задачи.

Для подготовки к усвоению десятичной системы счисления необходимо:

  • владение устной и письменной нумерацией (называние и запись);

  • владение арифметическими действиями сложения и вычитания (называние, вычисление и запись);

  • владение счетом группами (парами, тройками, пятками, десятками и др.).

Замечание. Данными знаниями и умениями дошкольнику необходимо качественно овладеть в пределах первого десятка.

Только при полном усвоении этого материала можно начинать работать со вторым десятком (лучше это делать в школе).



ПРИЁМ НАЛОЖЕНИЯ способствует тому, что внимание ребёнка всё более отвлекается от самих предметов и фиксируется на равенстве множеств и соответствии отдельных элементов, представленных на рисунках и в пред­метах.

 Наложение является наиболее простым приемом сравнения.

Для обучение детей этому приему установления соответствия используются карточки с нарисованными предметами, а впоследствии и с геометрическими фигурами в количестве 3—6 штук, а также игрушки. Изображенные предметы располагаются в ряд, так как на данном этапе обучения иное расположение предметов затрудняет их адекватное воспроизведение.

На изображения ставятся мелкие предметы (раздаточный материал) или накладываются силуэты предметов.

Наглядный материал подбирается для занятий таким образом, чтобы дети видели необходимость сопоставления: угостить зайцев морковкой, посадить бабочек на цветы, надеть на кукол платья и т. д.

ПРИЛОЖЕНИЕ — для освоения приёма используется принцип двух параллельных рядов, в верхнем ряду нарисованы предметы, нижний ряд может быть расчерчен на квадраты для удобства восприятия.

Наложив предметы на рисунки, воспитатель перемещает их в соответствующие квадратики в нижнем ряду. 

ПРИЁМ ПРИЛОЖЕНИЯ - его цель заключается в том, чтобы научить ребёнка видеть и соотносить элементы одного множества с элементами другого. 

Прием приложений более сложный, чем прием наложения, так как он требует более четкой дифференцировки элементов внутри множества.

Для обучения можно использовать карточки с двумя полосками, на ко­торых предметы изображены лишь на верхней полосе. Наложив предметы на изображения, отметив соответствие, педагог последо­вательно сдвигает вниз каждый из них, подкладывая под изобра­жение. Можно пользоваться специальными карточками, на которых нижняя полоса расчерчена на квадраты, что предупреждает ошибки.

При обучении приемам наложения и приложения следует учить детей накладывать и прикладывать предметы только правой рукой слева направо.