Мастер – класс «Секрет успешности современного классного руководителя».
Подготовила: Савенкова И. А.,
учитель начальных классов
Цель мастер-класса: представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач.
Задачи мастер-класса:
- передача учителем своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
- совместная отработка методических форм и методов работы учителя и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
- рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
- оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной программы самообразования;
- выявление с педагогами наиболее эффективных методов и форм работ с детьми для создания наибольшей ситуации успеха и для правильного формирования личности школьника.
Ход занятия
I. Мотивационный этап.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня предлагаю Вам обсудить со мной интересную, на мой взгляд, и актуальную для нас тему.
Своё выступление хотела бы начать с эпиграфа: «Если ты можешь это представить – ты можешь этого достичь». Джон Рон
1.Установление контакта с участниками мастер-класса.
Тренинговое упражнение «Комплименты»:
Цель: создание доброжелательной атмосферы; повышение внутригруппового доверия.
Каждому приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова.
Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.
Сейчас мы встанем в круг, и будем говорить друг другу комплименты, поворачиваясь к человеку, который справа от вас. Не забывайте говорить за комплименты «спасибо».
Действительно, каждый человек неповторимый, это индивидуальность.
2. Деление на группы для работы (методика «Солнышко»)
У меня на столе лежат лучики солнца, они разного цвета, они, как и вы индивидуальны и неповторимы.
Вы берёте лучик и садитесь за тот стол, где солнышко такого же цвета.
Посмотрите, какое лучистое и улыбающееся солнышко. Вы – такие же, как солнышко, улыбнитесь друг другу. Посмотрите, от ваших улыбок стало светлее.
II.Определение темы и целей мастер-класса.
Я предлагаю вспомнить всем нам первый день в своей школе. Вспомнить каким он был. Какие чувства, и ощущения вы испытывали и чего хотели. Наверняка каждый из вас одушевился и захотел стать частью, частью огромного, школьного организма, и не простого организма, а успешного. Так действительно, давайте же разберёмся, как создать этот успех. Успех для нашего огромного «школьного организма», успех для нас, педагогов, и успех для наших учеников.
- Самый захватывающий и интересный путь в жизни каждого человека — это путь к успеху.
-«Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага». Сегодня мы с вами попробуем определить шаги, которые должны сделать наши ученики, чтобы добиться успеха.
III. Практическая часть.
1. Работа над формированием понятия (методика «составление кластера»)
- А что такое успех?
- Ваша задача составить кластер к слову успех и оформить его на листах бумаги, которые есть у вас на столах. На выполнение задания у вас есть 3 минуты.
- Я вижу, что группы уже справились с заданием, поэтому давайте посмотрим, что у вас получилось. (Каждая группа озвучивает кластер)
- Вот видите, как много значений имеет понятие «успех».
- Посмотрите на экран, как объясняется слово «УСПЕХ» в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова:
УСПЕХ -
1. Удача в достижении чего-нибудь.
2. Общественное признание.
3. Хорошие результаты в работе, учебе.
- Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя - т. е. развить мотив достижения успеха.
2.Сейчас я предлагаю вам послушать притчу и задуматься над её смыслом.
Притча о лягушке, которая дошла до цели».
Собрались несколько лягушек и разговорились…
- Как жаль, что мы живём в таком маленьком болоте!
– Вот бы добраться до соседнего болота, там значительно лучше! – проквакала одна лягушка.
– А я слышала, что в горах есть отличное место! Там чистый большой пруд, свежий воздух, и нет этих хулиганов-мальчишек, - мечтательно проквакала вторая лягушка.
– А вам то что с этого? – огрызнулась большая жаба. – Всё равно вам туда никогда не добраться!
– Почему не добраться? Мы лягушки можем всё! Правда, друзья? – сказала лягушка-мечтатель.
и добавила – давайте же докажем этой вредной жабе, что мы сможем перебраться в горы!
– Давайте, давайте! Переберёмся в большой чистый пруд!! – заквакали все лягушки на разные голоса.
Так они все стали собираться в дорогу. А старая жаба рассказала всем жителям болота о глупой затее лягушек.
И вот когда лягушки двинулись в путь, все, кто остался в болоте, в один голос закричали:
– Куда вы, лягушки! Вы не дойдёте до пруда. Уж лучше сидеть в своём болоте!
Но лягушки не послушались, и двинулись в путь. Несколько дней они шли.
Многие выбивались из последних сил и отказывались от своей цели. Они поворачивали обратно в родное болото.
Все, кого встречали лягушки на своём нелёгком пути, отговаривали их от этой безумной затеи.
И так их компания становилась всё меньше и меньше. И только одна лягушка не свернула с пути.
Она не вернулась обратно в болото, а дошла до чистого красивого пруда и поселилась в нём.
Почему именно она сумела достичь цели? Может, она была сильнее других?
Как потом оказалось, эта лягушка не была сильнее и настойчивее других. Просто она была глухая!
Она не слышала, что это «невозможно». Не слышала, как её отговаривали.
И поэтому она легко добралась до своей цели.
- В чём вы увидели смысл этой притчи? Наверное, вы со мной согласитесь, она отражает основную проблему многих взрослых людей, в том числе и учителей, которые изначально проектируют ребёнка на неудачу.
Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия - залог успешного воспитания. Мы должны правильно формулировать свои фразы и замечания.
- Я предлагаю Вам записать фразы успеха…
- Каждый ребёнок должен чувствовать себя любимым, нужным, успешным. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
3. «Ситуация успеха».
Каждая группа должна создать ситуацию успеха одному из этих детей:
а) ребенок, испытывающий трудности в чтении;
б) ребенок, неуспевающий в учебе;
в) ребенок с низкой самооценкой.
-Затем группа должна защитить свою работу. Остальные могут внести дополнения.
-Защита проектов слушателей.
- совместное чтение
- ролевые игры
- похвала
- наизусть
- иллюстрированные книжки
- упражнения по проговариванию звуков
- короткие тексты
- творческие задания (на развитие мелкой моторики)
- выступление перед классом.
- работа с семьей (поддержка, похвала, контроль, режим дня, условие)
- здоровье (витаминизация, режим питания, занятие спортом)
- самооценка (похвала, занятие по интересу, работа с учителями-предметниками)
- мотивация (педдиагностика способностей и интересов, участие в познавательных мероприятиях)
- взаимоотношения со сверстниками (совместные игры, походы, поддержка друзей).
- поощрение
- подбор кружков по интересам
- выявление способностей и интересов
- поручение
- похвала
- выявление причины
- шефство
- психологическое сопровождение
- ситуация успеха
- привлечение семьи
- привлечение к участию в мероприятиях.
4. Составление синквейна.
- Продолжаем работу в группах. Составим синквейн. Напоминаю, что синквейн - это пятистрочная стихотворная форма, в которой человек выражает свое отношение к чему-то или к кому-то. Эти пять строк сочиняют по определенным правилам, в строгом порядке. Давайте познакомимся с тем, как это делается.
Порядок написания Синквейна:
• Первая строка – одно ключевое слово (имя существительное), определяющее содержание синквейна.
• Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
• Третья строка – три глагола, описывающих действие понятия.
• Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор выражают свое отношение к описываемому предмету.
• Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
-Каждая группа читает, какой синквейн у них получился.
-А вот что получилось у меня:
Успех.
Желательный, долгожданный.
Развивает, окрыляет, вдохновляет.
Успех делает человека счастливым.
Радость.
IV.Рефлексия.
- Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя - т.е. развить мотив достижения успеха.
- Закончить мастер – класс хотела бы игрой «Клубочек». Члены группы по очереди говорят : «Я стану успешным, потому что…». Наматывают на палец нить от клубочка и отдают соседу и т.д. Получается круг успешности. Этот круг очень прочный, помните, что успешным можно стать только при поддержке других людей.