Семья как фактор социализации ребёнка
«Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».
В. Сухомлинский
Семья – обладающая исторически определённой организацией малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Необходимость семейного воспитания
1. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру.
2. Ребёнок, особенно в раннем возрасте, больше предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию.
3. Семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребёнка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.
4. Семья позволяет ребёнку активнее проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее реализовать их.
Функции семьи:
1. Репродуктивная функция семьи.
Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения.
2. Хозяйственно-потребительская функция семьи.
Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда и т. д.
Функции семьи:
3. Воспитательная функция семьи.
Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребёнок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.
Функции семьи:
4. Восстановительная функция семьи.
Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.
Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг происходит у каждого по-своему. Кто-то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д., это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе (путешествия, прогулки). Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов.
Функции семьи:
5. Коммуникативная функция
Общение в семье необходимо как детям, так и взрослым (особенно пожилым людям). Каждому члену семьи нужен уют и комфорт, отношение доверия, чувство защищенности и покоя. Но главное, в чём нуждается человек, так это в том, чтобы его понимали. В этом главное назначение функции общения – обеспечение взаимопонимания как наиболее прочного основания семьи.
Функции семьи:
6. Гедонистическая функция
Эту функцию принято называть функцией здорового секса. Сегодня уже общепризнано, что удовлетворение сексуальной потребности занимает своё законное и немаловажное место в полноте проявления человеческой сущности, а блокада этой жизненно важной потребности приводит к тяжёлым искажениям личности, серьёзным психическим и психосоматическим расстройствам. Возможность жить нормальной половой жизнью, иметь регулярные половые отношения признаётся одной из предпосылок здорового образа жизни.
Функции семьи в процессе социализации:
1. Физическое и эмоциональное развитие человека.
2. Формирование психологического пола ребёнка в первые три года его жизни. Решающее значение в этом имеет отец.
3. Семья играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, а также влияет на меру приобщения человека к культуре на всех этапах социализации.
Функции семьи в процессе социализации:
4. Семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а особенно семейными ролями.
5. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации в сферах семейных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.
6. Семье присуща функция социально-психологической поддержки человека, от чего зависит его самооценка, уровень самоуважения, мера самопринятия, аспекты и эффективность реализации.
Классификация семей
2. По составу :
- Неполная
- Отдельная
- Простая или нуклеарная
- Сложная (семья нескольких поколений)
- Большая
- Материнская
- Семья повторного брака
1. По количеству детей:
- Бездетная
- Малодетная
- Многодетная
Классификация семей
3. По структуре:
С одной брачной парой с детьми или без детей
С одним из родителей супругов и другими родственниками
С двумя или более брачными парами с детьми или без них
С матерью (отцом) с детьми
С одним из родителей и другими родственниками
Классификация семей
5. По семейному быту, семейному укладу:
- Семья – «отдушина
- Семья детоцентрического типа
- Семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба
- Семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок
4. По структуре лидерства в семье:
- Эгалитарная (демократическая)
- Традиционная (авторитарная)
Классификация семей
6. По однородности социального состава в зависимости от нации, уровня образования, профессии:
7. По семейному стажу:
Молодожёны
Семья, ждущая ребёнка
Семья среднего супружеского возраста
Семья старшего супружеского возраста
Пожилая супружеская пара
- Социально-гомогенная (однородная)
- Гетерогенная (неоднородная)
Классификация семей
8. По качеству отношений и атмосфере в семье:
- Благополучная
- Устойчивая
- Неблагополучная
- Педагогически слабая
- Нестабильная
- Дезорганизованная
9. По географическому признаку:
- Городская
- Сельская
- Отдалённая семья (проживающая в труднодоступных районах)
Классификация семей
10. По типу потребительского поведения:
- Семья с «физиологическим» типом потребления
- Семья с «интеллектуальным» типом потребления
- Семья с промежуточным типом потребления
11. По особым условиям семейной жизни:
- Студенческая
- «Дистантная»
- «Внебрачная»
Классификация семей
12. Про характеру проведения досуга:
1 3. По социальной мобильности:
Реактивная семья
Семья средней активности
Активная семья
- Открытая семья
- Закрытая семья (ориентированная на внутридомашний досуг)
Классификация семей
15. По состоянию психического здоровья:
- Здоровая семья
- Невротическая семья
- Виктимогенная семья
14. По степени кооперации совместной деятельности:
- Традиционная
- Коллективистская
- Индивидуалистическая
Необходимые пояснения
Молодая семья – это семья на начальной стадии её развития, на стадии реализации супружеского выбора.
Пожилая семья представляет собой зрелую супружескую диаду, проживающую со своими детьми или самостоятельно.
Сложная семья – это семья, состоящая из полных семей нескольких поколений, семей из двух и более брачных пар, т. е. из родителей супругов, самих супругов и их детей.
Необходимые пояснения
Внебрачная семья («конкубинат») представляет собой существующий длительное время юридически неоформленный брачный союз мужчины и женщины с детьми или без детей, не намеревающихся официально закрепить брак.
Дистантная семья – семья (бездетная, чаще малодетная или многодетная), в которой жизнь в большей части для каждого из супругов проходит отдельно из-за специфики профессии одного или обоих брачных партнёров.
Актуальные проблемы современной семьи:
- Жилищная проблема.
- Финансово-экономическая проблема.
- Проблема занятости и безработицы, с одной стороны, и проблема женской занятости и двойной загруженности, с другой.
- Проблема планирования семьи.
- Внутрисемейная жестокость.
Человек, появляясь на свет, приходит в чуждый ему мир, где с течением времени пытается найти свое место. Свить гнездо, в котором он будет чувствовать себя комфортно и уверенно. Пусть вокруг бушуют конфликты - если в семье царит покой, то и окружающий мир, внешние проблемы и заботы воспринимаются иначе: спокойнее и оптимистичнее. От социального климата в семье, духовного развития и физического становления в ней детей зависит успешность процессов развития и социализации ребенка.
Родители! Помните! «Не хлебом единым сыт человек».