План урока (русский язык) 5 класс (12.11.2018г)
(закрепление, обобщение урока)
Тема урока “Мы и наши родители. Наша семья”.
Цель: Показать значение семьи в жизни каждого человека, довести до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.
Задачи:
Познакомить с понятиями: «семья», «члены семьи», «родственники».
Развивать речь, внимание, мышление, память,
Способствовать формированию понимания значимости семьи.
Воспитывать любовь и уважение к своей семье.
Воспитывать доброе, внимательное, чуткое отношение к окружающему миру.
Формировать у обучающихся чувства ответственности и заботы за семью.
Оборудование:
Карточки с названиями родственников
Карточка с ребусом
Картинки с изображением родственников (мама, папа, брат, сестра, тетя, дядя, бабушка, дедушка.)
компьютер, проектор для показа слайдов
Ход урока.
Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Сегодня у нас с вами необычный урок: и веселый т. к. мы будем играть, отгадывать загадки, рисовать, но в то же время и поучительный, потому что мы будем говорить о самом главном в жизни человека, о семье.
На доске тема урока, но в виде ребуса, давайте его отгадаем.
Учитель:
Это слово каждый знает
Ни на что не променяет!
К цифре « семь» добавлю «Я»
И получится (дети говорят хором) СЕМЬЯ.
( учитель переворачивает карточку, там написано слово: СЕМЬЯ )
Оформление доски:
Отгадывание загадок:
Учитель:
Я загадки загадаю!
Ты, попробуй отгадать!
Всех смогу я описать,
И узнаешь ты вполне
Кто живет в твоей семье.
1.Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Разгребая горы хлама.
Не ругает нас с братишкой.
Кто же это? Наша........(МАМА)
2.Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята,-
Это наш любимый.....(ПАПА.)
3.Кто носки внучатам свяжет, Сказку старую расскажет, С медом даст оладушки? - Это наша.............( БАБУШКА) | 4. Кто всю жизнь работал, Окружал заботой Внуков, бабушку, детей, Уважал простых людей? На пенсии много лет Нестареющий наш,,,,,,,,,..(ДЕД) |
5.Мамы старшая сестра- С виду вовсе не стара, С улыбкой спросит: «Как живете?» Кто в гости к нам приехал? ….(ТЕТЯ) | 6.Кто же с маминой сестрой Приезжает к нам порой? На меня с улыбкой глядя, «Здравствуй!» - говорит мне. …(ДЯДЯ) |
7. Я этим человеком очень-очень горжусь И в этом всем с радостью вновь признаюсь! Знакомы с рожденья и с детства дружны, Поэтому очень друг другу нужны! Спасибо за то, что ты добр и умён, Отзывчив, надёжен, красив и силён! Готов ты помочь и понять меня рад, Ты — самый хороший и преданный ....(БРАТ) | 8.Со мною всегда она рядом, Как может смягчает беду. Спасибо вам, папа и мама, Что мне подарили......(СЕСТРУ) |
Оформление доски:
По мере отгадывания загадок на доске со словами выставляется схема:
Вот такая схема у нас получилась.
Основная часть.
Что же такое семья? Чем семья отличается от другой группы людей?
Как вы понимаете слово «семья»? (ответы детей)
А сейчас, послушайте, я вам прочитаю определение слова «семья» из словаря:
Словарь Ожегова С.И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Таким образом, исходя из ваших ответов и определений из словарей можно сделать вывод, что СЕМЬЯ- это родные, близкие друг другу люди, которые чаще всего живут вместе, иногда некоторые родные живут отдельно, но никогда не забывают заботиться друг о друге.
На Древней Руси семьи всегда были большие. А сейчас есть семьи и большие, и маленькие.
Дети начинают отвечать урок, читают наизусть стихотворения, рассказывают тексты, отвечают на вопросы. (стр.3-45).
Работа с пословицами: У учеников под рукой есть пословицы.
Сначала дети читают каждую и объясняют смысл, как их понимают.
В гостях хорошо, а дома лучше. 2. В дружной семье и в холод тепло.3. В недружной семье добра не бывает. 4. В семье согласно, так идет дело прекрасно. 5. В семье разлад, так и дому не рад. 6. Вся семья вместе, так и душа на месте. 7. В хорошей семье хорошие дети растут. 8. В семью, где лад, счастье дорогу не забывает. 9. В семье, где нет согласия, добра не бывает. 10. Согласие да лад_ в семье клад. 11. Не будет добра, коли в семье вражда. 12. Отца с матерью почитать- горя не знать. 13. Человек без семьи, что дерево без плодов. 14. Дом согревает не печь, а любовь и согласие. 15. Семья-опора счастья.
А теперь давайте разделим эти пословицы и поговорки на две группы: в первую соберем все те, которые относятся к счастливой семье, а во второй оставим те, чего не должно быть в семье.
Группа 1:
В гостях хорошо, а дома лучше. В дружной семье и в холод тепло. В семье согласно, так идет дело прекрасно. В хорошей семье хорошие дети растут. Вся семья вместе, так и душа на месте. В семью, где лад, счастье дорогу не забывает. Согласие да лад - в семье клад. Отца с матерью почитать- горя не знать. Человек без семьи, что дерево без плодов. Дом согревает не печь, а любовь и согласие. Семья-опора счастья.
Группа 2:
В недружной семье добра не бывает. В семье разлад, так и дому не рад. В семье, где нет согласия, добра не бывает. Не будет добра, коли в семье вражда.
Совершенно верно, в семье всегда будут царить мир, согласие, а значит все будут счастливы, если там поселятся: доброта, любовь, доверие, понимание, уважение, дружба, забота.
Оформление доски: Возврат к первой схеме:
Творческая работа:
Ну, а в конце нашего урока небольшая творческая работа.
Итог урока:
Выставка рисунков .
1 рис.- «Наша семья, как солнышко, большая и теплая, все лучики - это все мои родные.»
2 рис.- «А наша семья красивая как цветочек, а лепесточки это мама, папа, я и все остальные наши близкие и дальние родственники.» и т. д.
Учитель: Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная (все хором) СЕМЬЯ. Это слово каждый знает, Ни на что не променяет!!!