Семинар
Методы обучения
Преподаватель Махамбетова Э.Х
Понятие
- Метод обучения ( от греч. путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Это совокупность путей, способов достижения целей, решения задач обучения
- Прием – это элемент метода, его основная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода (если метод большой по объему)
- Функции методов - обучающая, мотивационная, развивающая, воспитательная, организационная.
Структура методов обучения
- Объективная часть – обусловлена постоянными и незыблемыми положениями, которые присутствуют в любом методе. Отражаются: общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил и постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности. Позволяет разработать теорию методики, решать проблемы логического выбора и т.д.
- Субъективная часть – обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями.
Проявляется собственное творчество, индивидуальное мастерство педагога.
Классификация методов обучения
- Это упорядоченная по определенному признаку их система;
- Методы обучения можно группировать в системы
- Классификации создаются на основе одного или ряда общих признаков
- Система методов должна быть динамичной, должна учитывать изменения в практике применения методов.
Традиционная классификация методов обучения
Общий признак – источник знаний
- Словесные методы – объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут;
- Наглядные методы – демонстрация, иллюстрация, наблюдения учащихся, показ;
- Практические методы – опыт, упражнение, учебно-производственный труд;
- Работа с книгой – чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, составление плана, конспектирование;
- Видеометод – просмотр, обучение, упражнения под контролем «электронного преподавателя»
По характеру познавательной деятельности учащихся
Авторы – И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин
Тип познавательной деятельности (ТПД) – это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности.
Выделяют:
- объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) метод;
- Репродуктивный метод;
- Метод проблемного изложения;
- Частично-поисковый метод;
- Исследовательский метод;
Информационно-рецептивный метод
- Знания даются в готовом виде;
- Преподаватель организует различными способами восприятие этих знаний
- Учащиеся воспринимают (рецепция – восприятие) и осмысливают знания, запоминают;
- Могут использоваться все источники информации (слово, наглядность и др.)
- Логика изложения – индуктивным и дедуктивным путем
- Деятельность преподавателя – организация восприятия знаний
Репродуктивный метод
- Знания даются в готовом виде;
- Преподаватель не только сообщает знания, но и объясняет их;
- Учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают;
- Усвоение – правильное воспроизведение (репродукция) знаний;
- Прочность усвоения знаний достигается путем многократного повторения знаний;
- Главное преимущество – экономность, дается значительный объем знаний за короткое время
Метод проблемного изложения
- Это переходный метод от исполнительской к творческой деятельности;
- Преподаватель показывает путь исследования проблемы, излагая её решение от начала до конца;
- Учащиеся всего лишь наблюдатели
- Учащиеся получают хороший урок разрешения познавательной задачи
Частично-поисковый метод (эвристический)
- Знания не предлагаются в готовом виде, их нужно добывать самостоятельно;
- Преподаватель организует не сообщение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;
- Учащиеся под руководством преподавателя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы – формируются осознанные прочные знания
- Модификация данного метода – эвристическая (открывающая) беседа
Исследовательский метод
- Преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему – дается отрезок учебного времени на разрешение;
- Знаний учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно их добывают, сравнивают различные варианты получаемых ответов.
- Учащиеся сами определяют средства для достижения решения проблемы;
- Деятельность преподавателя – оперативное управление процессом решения проблемной задачи;
- Учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, повышенный интерес учащихся, знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.
- Предусматривает творческое усвоение знаний;
- Требует высокого уровня педагогической квалификации
Рассказ
- это монологическое изложение учебного материала, последовательное, доходчивое, эмоциональное преподнесение знаний;
По целям выделяются:
- рассказ-вступление (подготовка к изучению нового материала);
- Рассказ – повествование (изложение содержания);
- Рассказ – заключение (заключительный отрезок обучения)
Требуется:
- умение преподавателя рассказывать;
- использовать понятные слова;
- должен сооветствовать уровню развития обучающихся
Рассказ
- должен опираться на опыт учащихся;
- расширение и обогащение знаний учащихся;
- дается учащимся образец связной, логической, убедительной речи педагога грамотно излагать мысли;
- даются приемы сравнения и сопоставления;
- выделяется и подчеркивается главное
- рассказ должен быть коротким (до 10 минут)
- положительный эмоциональный фон
- педагог должен составить план рассказа, подобрать необходимый материал и приемы
- может сочетаться с другими методами: иллюстрацией, обсуждением и др.
Беседа
- это такой метод, внешним признаком которого является чередование вопросов преподавателя и ответов учащихся в процессе обучения;
- с помощью целенаправленных, умело поставленных вопросов необходимо побудить учащихся к припоминанию уже известных им знаний, достичь усвоения новых знаний, самостоятельно мыслить, делать выводы, обобщать.
- заставляет мысль учащегося следовать за мыслью педагога
- максимально активизирует мышление, является средством диагностики новых знаний, умений;
- большая воспитательная роль
- малоэффективна если мало знаний у учащихся
Классификация беседы
- дедуктивная беседа – из известных общих понятий, анализируя приходят к заключениям;
- индуктивная беседа – идут от отдельных фактов, понятий и на основе их анализа к общим выводам
- вводная (организующая) беседа;
- сообщение новых знаний (сократическая, эвристическая, катехизическая,
герменевтическая и др.);
- синтезирующая (закрепляющая) беседа;
- контрольно-коррекционная беседа
Вводная беседа
- проводится перед началом учебной работы
- Цель – выяснить, правильно ли учащиеся поняли значение предстоящей работы, представляют ли что нужно делать.
- Значительный эффект перед экскурсией, лабораторной работой, практической работой учащихся
Катехизическая беседа От греч. – я поучаю, я наставляю
- Используется при проверке того, что было предложено выучить
- Учащиеся подводятся к самостоятельной умственной работе, развитие памяти, мышления
- Цель – контроль за пониманием учащимися ранее изложенного преподавателем, того, что они сами наблюдали или пережили, чтобы прочно закрепить приобретенные знания
- Побуждает: вспоминать уже изученный материал
- Повторять ранее найденные связи
- Резюмировать ход мысли, систематизировать свои знания
- На вопрос преподавателя чаще всего следует только один ответ учащегося
Сократическая беседа
- Устный диалогический метод, рассчитанный на то, что уже известно собеседнику и следует наводящими вопросами выяснить границы его знания и незнания и вместе с ним прийти к открытию в себе прекрасного и разумного;
- Это беседа, обучающая умению сомневаться (без сомнения нет поиска и познания), мыслить диалектически, избегать жестких и категоричных высказываний, видеть вещи и явления во всей их сложности и многоаспектности;
- Мастером был Сократ, который никогда не давал готовых ответов. Своими вопросами и возражениями он наводил самого собеседника на правильные решения.
- Это сложный метод. Надо стремиться владеть им.
Эвристическая беседа
от греч. – «я нахожу»
- Учащиеся с помощью умелой постановки вопроса преподавателя и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний;
- На один вопрос чаще всего много ответов учащихся;
Наиболее эффективные беседы такого вида:
- поисковые (с элементами проблемного обучения) – возможность самим детям решать посильные проблемные задачи
- активная работа мысли, сознательное усвоение материала (анализ, синтез, обобщение, сравнение и др.)
Герменевтическая беседа
- Герменевтика – направление в философии, основной проблемой которого является проблема понимания.
- Это искусство толкования, объяснения текстов, музыкальных пьес, картин и т.д
- Развивается умение самостоятельно пользоваться книгами, моделями, картинами и т.д.
- Относится объяснительное чтение (на основе читаемого текста словесно объясняются реальные взаимосвязи, поступки действующих лиц, события, понятия, правила, термины.
- Развивается способность понимать родной язык, правильно им пользоваться;
- Увеличивается запас слов, выразительных средств учащихся. (чаще в начальной школе – от 10 до 15 минут)
Требования к вопросам беседы и методике её проведения
- Включение в работу многих учащихся;
- возможность учитывать индивид. особенности учащихся и их личный опыт;
- предоставляется возможность говорить учащемуся;
- отстаивать свою позицию;
- грамотно оформлять свои мысли
Недостатки:
- возможность уйти от темы;
- работа с небольшими группами детей при пассивном участии основной части класса;
- требует много времени;
- трудно сформулировать вопросы по ходу беседы
Синтезирующие (закрепляющие) беседы
- Для обобщения и систематизации уже имеющихся у учащихся знаний
Контрольно-коррекционная беседа
Применяется в диагностических целях или когда нужно развить, уточнить, дополнить навыками фактами или положениями имеющиеся у учащихся знания
Подготовка педагога к беседе
- Определить тему, цель;
- Составить план-конспект;
- Подобрать наглядные пособия;
- Сформулировать основные и вспомогательные вопросы;
- Продумать методику организации и проведения беседы;
- Порядок включения вопросов;
- По каким положениям необходимо сделать обобщения и выводы
Техника вопросно-ответного обучения
- Каждый вопрос задается всей группе;
- После паузы для обдумывания спрашивать учащегося ответ;
- Не поощрять учащегося, который выкрикивает ответы;
- Слабых спрашивать чаще;
- Давать возможность всем остальным исправлять неточные ответы;
- Не ставить длинные или «двойные» вопросы;
- Если учащиеся затрудняются ответить, вопрос переформулировать, раздробить на части, задать наводящий вопрос;
- Не добиваться мнимой самостоятельности учащихся, подсказывая наводящие слова;
- Контакт с группой;
- Внимательно выслушивать каждый ответ;
- Правильные ответы поощрять;
- Ошибочные ответы – комментировать, уточнять;
- Самому учащемуся предоставить возможность обнаружить ошибку, если не сумеет – помощь группы
Лекция
Отличие:
- Более строгая структура;
- Логика изложения учебного материала;
- Обилие сообщаемой информации;
- Системный характер освещения знаний
Предмет лекции:
Описание сложных систем, явлений, объектов, процессов (связи и зависимости), причинно-следственный характер
* Объем – целый урок или спаренное занятие
*Лекционный метод вводится постепенно, вырастая из объяснений и бесед
Условия эффективности лекции
- Составление детального плана;
- Сообщение учащимся плана, ознакомление с темой, целью и задачами лекции;
- Логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана;
- Краткие обобщающие выводы после освещения каждого пункта плана;
- Логические связи при переходе от одной части лекции к другой;
- Проблемность и эмоциональность изложения;
- Живой язык, своевременное включение примеров, сравнений, ярких фактов;
- Контакт с аудиторией, гибкое управление мыслительной деятельностью учащихся;
- Многосторонее раскрытие важнейших положений лекции;
- Оптимальный темп изложения;
- Выделение того, что требуется записать;
- Использование наглядности, облегчающей восприятие
Учебная дискуссия
- Обмен взглядами по конкретной проблеме:
- Приобретение новых знаний;
- Укрепление в собственном мнении;
- Умение отстаивать свое мнение
- Главная функция – стимулирование познавательного интереса;
- Подготовка учащихся:
- Накопление необходимых знаний;
- Выбор форм изложения знаний;
- Используется при изучении гуманитарных дисциплин
- Спор всегда повышает интерес к проблеме, желание глубже в ней разобраться
- Используется в группах
Демонстрация
- Заключается в наглядно-образном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде, для ознакомления с внешним видом предметов, его внутренним устройством;
- Начинают с внешнего вида(величина, форма, цвет, части и их взаимоотношения);
- Переходят к внутреннему устройству или отдельным свойствам, которые специально выделяют и подчеркивают;
- Показ может сопровождаться схематической зарисовкой рассматриваемых объектов;
- Необходимо отличать от простого показа – при демонстрации внимание концентрируется на существенных свойствах. Слово постоянно сопутствует;
- Лучше, если демонстрация предметов в естественных условиях;
- Важно правильно выбрать объект демонстрации;
- Эффективен, когда учащиеся сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют измерения, устанавливают зависимости
Необходимо:
- Чтобы все учащиеся видели объект;
- Могли воспринимать его по возможности всеми органами чувств;
- Чтобы важнейшие существенные стороны объекта производили на учащихся наибольшее впечатление и привлекали максимум внимания;
- Возможность самостоятельного измерения изучаемых качеств предмета
Иллюстрация
- Тесно примыкает к методу демонстрация
- Это показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символичном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, рисунков, фотографий схем, репродукций, плоских моделей и т.п.;
- Если процесс или явление учащиеся должны воспринять в целом – используется демонстрация;
- Если требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами – используется иллюстрация;
- Отдельный вид иллюстрации – «иллюстрация действующих лиц» , при изучении литературы, истории, языков.
- Эффективность иллюстрации в большей степени зависит от методики показа
Назначение иллюстрации
- Продумать дидактическое назначение иллюстрации;
- Место и роль в познавательном процессе;
- Определить оптимальный объем иллюстративного материала;
- Большое количество иллюстраций отвлекает учащихся;
- Необходимо заранее подготовить иллюстрации;
- Можно использовать раздаточный материал;
- Эффективны технические средства для показа
Работа с книгой
- Возможность многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для учащегося темпе и в удобное время;
Самостоятельная работа с книгой:
- Беглый просмотр;
- Ознакомление со структурой книги;
- Чтение отдельных глав;
- Поиск ответов на определенные вопросы;
- Изучение материала;
- Реферирование;
- Решение примеров и задач;
- Выполнение контрольных тестов;
- Заучивание
Уметь: выделять главное, делать записи, понимать прочитанное – это очень важно
Два вида работы с книгой:
- На уроке под руководством педагога – процесс разделяется на отдельные части, контролируется;
- Дома, самостоятельно, сначала воспроизвести знания, полученные на занятиях;
- Необходима установка на запоминание;
- В современных книгах много информации в схемах, таблицах, диаграммах, графиках;
- Формируются навыки самоконтроля; (+)
- Значительные затраты времени и энергии; (-)
- Не учитывает индивид. особенности учащихся; (-)
Видеометод
- Служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации;
- Это наглядное воспроизведение информации; усваивается легче и быстрее;
- Возможность дать учащимся более полную, достоверную информацию; (+)
- Повысить роль наглядности в учебном процессе; (+)
- Удовлетворение запросов, желаний, интересов учащихся;(+)
- Возможность наладить обратную связь; (+)
- Организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости (+)
Решаются многие дидактические задачи:
- Изложение новых знаний, очень медленных процессов;
- Объяснение в динамике принципов действия сложных механизмов;
- Обучение алгоритмам выполнения различных видов деятельности;
- Создание языковой среды (иностр.язык)
- Мало зависит от личного мастерства преподавателя
- Важно качество видеозаписи и ТСО
УПРАЖНЕНИЯ, виды
- Это метод обучения, представляющий собой планомерное организованное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества.
- Без упражнений невозможно овладеть учебными и практическими умениями и навыками
- Специальные – многократно повторяемые упражнения для, формирования учебных и трудовых умений и навыков
Если в специальные упражнения вводятся применявшиеся прежде, то они называются производными
Виды упражнений
- Производные – способствуют повторению и закреплению ранее сформированных навыков
Без производных упражнений навык забывается
* Комментированные –служат для активизации учебного процесса, сознательного выполне-
ния учебных заданий
Виды упражнений
- Устные – связаны с развитием культуры речи и логического мышления, познавательных возможностей учащихся
- Письменные – формирование, развитие и упрочение необходимых знаний и умений (стилистические, грамматические, орфографические диктанты, сочинения, конспекты, решение задач, описание опытов и т.д.)
- Лабораторно-практические – овладение навыками обращения с орудиями труда, лабораторным оборудованием (приборами, измерительными аппаратами и т.д.) Развивают конструкторско-технические умения.
Производственно-трудовые упражнения
- Составляют систему специально разработанных трудовых действий учебного или производственного характера
- Простые – упражнения на выполнение отдельных трудовых приемов
- Сложные – выполнение производственно-трудовых дел в целом или их значительных частей (настройка станка, изготовление части детали и т.д.)
Требования к упражнениям
- Сознательная направленность учащихся на повышение качества деятельности;
- Знание правил выполнения действий;
- Сознательный учет и контролирование условий, в которых должно выполняться упражнение;
- Учет достигнутых результатов;
- Распределение повторений во времени
Лабораторный метод
- Основан на самостоятельном проведении экспериментов, исследований учащихся (физика, химия, биология)
- Может проводиться индивидуально или в группах
- Учащиеся активны, самостоятельны, приобретают умения и навыки обращения с оборудованием, умение измерять и вычислять, обрабатывать результаты и сравнивать их
Практический метод
- Отличается от лабораторного тем, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических задач
- Углубление знаний и умений, способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности
- Приучение учащихся к добросовестному выполнению задания, организации трудового процесса
этапы
- Объяснение преподавателя (этап теоретического осмысления работы);
- Показ (этап инструктажа);
- Проба (этап, где 2-3 учащихся выполняют работу, остальные наблюдают);
- Выполнение работы (этап, где каждый самостоятельно выполняют задание);
- Контроль (работа принимается и оценивается качество выполнения)
Заключение
- Полноценное решение учебно-воспитательных задач занятия невозможно обеспечить одним методом.
- Преподавателю постоянно приходится оценивать преимущества и недостатки известных методов, выбирать из них наиболее пригодные для решения поставленных задач, сочетать их, комбинировать, подыскивая более приемлемую технологию обучению. Готовясь к каждому занятию, педагог внимательно анализирует программу, содержание обучения, оценивает состояние других факторов, сравнивает желаемое и возможное, идеальное и реальное, затем однозначно решает: в конкретных условиях завтрашнего занятия наиболее целесообразно поступать только так, и не иначе.
Это разумный, выверенный, профессиональный подход к делу.
Заключение
- выбор методов обучения для завтрашнего занятия не может быть произвольным. Чтобы они максимальнее соответствовали целям и задачам обучения, возможностям учащихся, педагог проанализирует их пригодность по всем важным условиям.
- целесообразным должно быть признано такое сочетание методов и форм деятельности, которое позволило бы педагогу достичь успеха, решить все намеченные задачи, научить каждого учащегося, к успеху приводят простые и надежные схемы.