СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар - "Методы обучения"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

целесообразным должно быть признано такое сочетание методов и форм деятельности, которое позволило бы педагогу достичь успеха, решить все намеченные задачи, научить каждого учащегося, к успеху приводят простые и надежные схемы.

Просмотр содержимого документа
«Семинар - "Методы обучения"»

Семинар  Методы обучения Преподаватель  Махамбетова Э.Х

Семинар

Методы обучения

Преподаватель Махамбетова Э.Х

Понятие Метод обучения ( от греч. путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Это совокупность путей, способов достижения целей, решения задач обучения Прием – это элемент метода, его основная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода (если метод большой по объему)  Функции методов - обучающая, мотивационная, развивающая, воспитательная, организационная.

Понятие

  • Метод обучения ( от греч. путь к чему-либо) – это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Это совокупность путей, способов достижения целей, решения задач обучения
  • Прием – это элемент метода, его основная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода (если метод большой по объему)
  • Функции методов - обучающая, мотивационная, развивающая, воспитательная, организационная.
Структура методов обучения Объективная часть – обусловлена постоянными и незыблемыми положениями, которые присутствуют в любом методе. Отражаются: общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил и постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности. Позволяет разработать теорию методики, решать проблемы логического выбора и т.д. Субъективная часть – обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями.  Проявляется собственное творчество, индивидуальное мастерство педагога.

Структура методов обучения

  • Объективная часть – обусловлена постоянными и незыблемыми положениями, которые присутствуют в любом методе. Отражаются: общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил и постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности. Позволяет разработать теорию методики, решать проблемы логического выбора и т.д.
  • Субъективная часть – обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями.

Проявляется собственное творчество, индивидуальное мастерство педагога.

Классификация методов обучения Это упорядоченная по определенному признаку их система; Методы обучения можно группировать в системы Классификации создаются на основе одного или ряда общих признаков Система методов должна быть динамичной, должна учитывать изменения в практике применения методов.

Классификация методов обучения

  • Это упорядоченная по определенному признаку их система;
  • Методы обучения можно группировать в системы
  • Классификации создаются на основе одного или ряда общих признаков
  • Система методов должна быть динамичной, должна учитывать изменения в практике применения методов.
Традиционная классификация методов обучения  Общий признак – источник знаний Словесные методы – объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут; Наглядные методы – демонстрация, иллюстрация, наблюдения учащихся, показ; Практические методы – опыт, упражнение, учебно-производственный труд; Работа с книгой – чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, составление плана, конспектирование; Видеометод – просмотр, обучение, упражнения под контролем «электронного преподавателя»

Традиционная классификация методов обучения

Общий признак – источник знаний

  • Словесные методы – объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут;
  • Наглядные методы – демонстрация, иллюстрация, наблюдения учащихся, показ;
  • Практические методы – опыт, упражнение, учебно-производственный труд;
  • Работа с книгой – чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, составление плана, конспектирование;
  • Видеометод – просмотр, обучение, упражнения под контролем «электронного преподавателя»
По характеру познавательной деятельности учащихся  Авторы – И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин  Тип познавательной деятельности (ТПД) – это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности.  Выделяют: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) метод; Репродуктивный метод; Метод проблемного изложения; Частично-поисковый метод; Исследовательский метод;

По характеру познавательной деятельности учащихся

Авторы – И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин

Тип познавательной деятельности (ТПД) – это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности.

Выделяют:

  • объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) метод;
  • Репродуктивный метод;
  • Метод проблемного изложения;
  • Частично-поисковый метод;
  • Исследовательский метод;
Информационно-рецептивный метод Знания даются в готовом виде; Преподаватель организует различными способами восприятие этих знаний Учащиеся воспринимают (рецепция – восприятие) и осмысливают знания, запоминают; Могут использоваться все источники информации (слово, наглядность и др.) Логика изложения – индуктивным и дедуктивным путем Деятельность преподавателя – организация восприятия знаний

Информационно-рецептивный метод

  • Знания даются в готовом виде;
  • Преподаватель организует различными способами восприятие этих знаний
  • Учащиеся воспринимают (рецепция – восприятие) и осмысливают знания, запоминают;
  • Могут использоваться все источники информации (слово, наглядность и др.)
  • Логика изложения – индуктивным и дедуктивным путем
  • Деятельность преподавателя – организация восприятия знаний
Репродуктивный метод Знания даются в готовом виде; Преподаватель не только сообщает знания, но и объясняет их; Учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают; Усвоение – правильное воспроизведение (репродукция) знаний; Прочность усвоения знаний достигается путем многократного повторения знаний; Главное преимущество – экономность, дается значительный объем знаний за короткое время

Репродуктивный метод

  • Знания даются в готовом виде;
  • Преподаватель не только сообщает знания, но и объясняет их;
  • Учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают;
  • Усвоение – правильное воспроизведение (репродукция) знаний;
  • Прочность усвоения знаний достигается путем многократного повторения знаний;
  • Главное преимущество – экономность, дается значительный объем знаний за короткое время
Метод проблемного изложения Это переходный метод от исполнительской к творческой деятельности; Преподаватель показывает путь исследования проблемы, излагая её решение от начала до конца; Учащиеся всего лишь наблюдатели  Учащиеся получают хороший урок разрешения познавательной задачи

Метод проблемного изложения

  • Это переходный метод от исполнительской к творческой деятельности;
  • Преподаватель показывает путь исследования проблемы, излагая её решение от начала до конца;
  • Учащиеся всего лишь наблюдатели
  • Учащиеся получают хороший урок разрешения познавательной задачи
Частично-поисковый метод (эвристический) Знания не предлагаются в готовом виде, их нужно добывать самостоятельно; Преподаватель организует не сообщение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств; Учащиеся под руководством преподавателя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы – формируются осознанные прочные знания Модификация данного метода – эвристическая (открывающая) беседа

Частично-поисковый метод (эвристический)

  • Знания не предлагаются в готовом виде, их нужно добывать самостоятельно;
  • Преподаватель организует не сообщение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;
  • Учащиеся под руководством преподавателя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы – формируются осознанные прочные знания
  • Модификация данного метода – эвристическая (открывающая) беседа
Исследовательский метод Преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему – дается отрезок учебного времени на разрешение; Знаний учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно их добывают, сравнивают различные варианты получаемых ответов. Учащиеся сами определяют средства для достижения решения проблемы; Деятельность преподавателя – оперативное управление процессом решения проблемной задачи; Учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, повышенный интерес учащихся, знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. Предусматривает творческое усвоение знаний; Требует высокого уровня педагогической квалификации

Исследовательский метод

  • Преподаватель вместе с учащимися формулирует проблему – дается отрезок учебного времени на разрешение;
  • Знаний учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно их добывают, сравнивают различные варианты получаемых ответов.
  • Учащиеся сами определяют средства для достижения решения проблемы;
  • Деятельность преподавателя – оперативное управление процессом решения проблемной задачи;
  • Учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, повышенный интерес учащихся, знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.
  • Предусматривает творческое усвоение знаний;
  • Требует высокого уровня педагогической квалификации
Рассказ это монологическое изложение учебного материала, последовательное, доходчивое, эмоциональное преподнесение знаний;  По целям выделяются: рассказ-вступление (подготовка к изучению нового материала); Рассказ – повествование (изложение содержания); Рассказ – заключение (заключительный отрезок обучения)  Требуется: умение преподавателя рассказывать; использовать понятные слова; должен сооветствовать уровню развития обучающихся

Рассказ

  • это монологическое изложение учебного материала, последовательное, доходчивое, эмоциональное преподнесение знаний;

По целям выделяются:

  • рассказ-вступление (подготовка к изучению нового материала);
  • Рассказ – повествование (изложение содержания);
  • Рассказ – заключение (заключительный отрезок обучения)

Требуется:

  • умение преподавателя рассказывать;
  • использовать понятные слова;
  • должен сооветствовать уровню развития обучающихся
Рассказ должен опираться на опыт учащихся; расширение и обогащение знаний учащихся; дается учащимся образец связной, логической, убедительной речи педагога грамотно излагать мысли; даются приемы сравнения и сопоставления; выделяется и подчеркивается главное рассказ должен быть коротким (до 10 минут) положительный эмоциональный фон педагог должен составить план рассказа, подобрать необходимый материал и приемы может сочетаться с другими методами: иллюстрацией, обсуждением и др.

Рассказ

  • должен опираться на опыт учащихся;
  • расширение и обогащение знаний учащихся;
  • дается учащимся образец связной, логической, убедительной речи педагога грамотно излагать мысли;
  • даются приемы сравнения и сопоставления;
  • выделяется и подчеркивается главное
  • рассказ должен быть коротким (до 10 минут)
  • положительный эмоциональный фон
  • педагог должен составить план рассказа, подобрать необходимый материал и приемы
  • может сочетаться с другими методами: иллюстрацией, обсуждением и др.
Беседа это такой метод, внешним признаком которого является чередование вопросов преподавателя и ответов учащихся в процессе обучения; с помощью целенаправленных, умело поставленных вопросов необходимо побудить учащихся к припоминанию уже известных им знаний, достичь усвоения новых знаний, самостоятельно мыслить, делать выводы, обобщать. заставляет мысль учащегося следовать за мыслью педагога максимально активизирует мышление, является средством диагностики новых знаний, умений; большая воспитательная роль малоэффективна если мало знаний у учащихся

Беседа

  • это такой метод, внешним признаком которого является чередование вопросов преподавателя и ответов учащихся в процессе обучения;
  • с помощью целенаправленных, умело поставленных вопросов необходимо побудить учащихся к припоминанию уже известных им знаний, достичь усвоения новых знаний, самостоятельно мыслить, делать выводы, обобщать.
  • заставляет мысль учащегося следовать за мыслью педагога
  • максимально активизирует мышление, является средством диагностики новых знаний, умений;
  • большая воспитательная роль
  • малоэффективна если мало знаний у учащихся
Классификация беседы дедуктивная беседа – из известных общих понятий, анализируя приходят к заключениям; индуктивная беседа – идут от отдельных фактов, понятий и на основе их анализа к общим выводам вводная (организующая) беседа; сообщение новых знаний (сократическая, эвристическая, катехизическая,  герменевтическая и др.); синтезирующая (закрепляющая) беседа; контрольно-коррекционная беседа

Классификация беседы

  • дедуктивная беседа – из известных общих понятий, анализируя приходят к заключениям;
  • индуктивная беседа – идут от отдельных фактов, понятий и на основе их анализа к общим выводам
  • вводная (организующая) беседа;
  • сообщение новых знаний (сократическая, эвристическая, катехизическая,

герменевтическая и др.);

  • синтезирующая (закрепляющая) беседа;
  • контрольно-коррекционная беседа
Вводная беседа  - проводится перед началом учебной работы Цель – выяснить, правильно ли учащиеся поняли значение предстоящей работы, представляют ли что нужно делать. Значительный эффект перед экскурсией, лабораторной работой, практической работой учащихся

Вводная беседа

- проводится перед началом учебной работы

  • Цель – выяснить, правильно ли учащиеся поняли значение предстоящей работы, представляют ли что нужно делать.
  • Значительный эффект перед экскурсией, лабораторной работой, практической работой учащихся
Катехизическая беседа   От греч. – я поучаю, я наставляю Используется при проверке того, что было предложено выучить Учащиеся подводятся к самостоятельной умственной работе, развитие памяти, мышления Цель – контроль за пониманием учащимися ранее изложенного преподавателем, того, что они сами наблюдали или пережили, чтобы прочно закрепить приобретенные знания Побуждает: вспоминать уже изученный материал Повторять ранее найденные связи Резюмировать ход мысли, систематизировать свои знания На вопрос преподавателя чаще всего следует только один ответ учащегося

Катехизическая беседа От греч. – я поучаю, я наставляю

  • Используется при проверке того, что было предложено выучить
  • Учащиеся подводятся к самостоятельной умственной работе, развитие памяти, мышления
  • Цель – контроль за пониманием учащимися ранее изложенного преподавателем, того, что они сами наблюдали или пережили, чтобы прочно закрепить приобретенные знания
  • Побуждает: вспоминать уже изученный материал
  • Повторять ранее найденные связи
  • Резюмировать ход мысли, систематизировать свои знания
  • На вопрос преподавателя чаще всего следует только один ответ учащегося
Сократическая беседа Устный диалогический метод, рассчитанный на то, что уже известно собеседнику и следует наводящими вопросами выяснить границы его знания и незнания и вместе с ним прийти к открытию в себе прекрасного и разумного; Это беседа, обучающая умению сомневаться (без сомнения нет поиска и познания), мыслить диалектически, избегать жестких и категоричных высказываний, видеть вещи и явления во всей их сложности и многоаспектности; Мастером был Сократ, который никогда не давал готовых ответов. Своими вопросами и возражениями он наводил самого собеседника на правильные решения. Это сложный метод. Надо стремиться владеть им.

Сократическая беседа

  • Устный диалогический метод, рассчитанный на то, что уже известно собеседнику и следует наводящими вопросами выяснить границы его знания и незнания и вместе с ним прийти к открытию в себе прекрасного и разумного;
  • Это беседа, обучающая умению сомневаться (без сомнения нет поиска и познания), мыслить диалектически, избегать жестких и категоричных высказываний, видеть вещи и явления во всей их сложности и многоаспектности;
  • Мастером был Сократ, который никогда не давал готовых ответов. Своими вопросами и возражениями он наводил самого собеседника на правильные решения.
  • Это сложный метод. Надо стремиться владеть им.
Эвристическая беседа от греч. – «я нахожу» Учащиеся с помощью умелой постановки вопроса преподавателя и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний; На один вопрос чаще всего много ответов учащихся; Наиболее эффективные беседы такого вида: поисковые (с элементами проблемного обучения) – возможность самим детям решать посильные проблемные задачи активная работа мысли, сознательное усвоение материала (анализ, синтез, обобщение, сравнение и др.)

Эвристическая беседа

от греч. – «я нахожу»

  • Учащиеся с помощью умелой постановки вопроса преподавателя и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению подводятся к приобретению новых знаний;
  • На один вопрос чаще всего много ответов учащихся;

Наиболее эффективные беседы такого вида:

  • поисковые (с элементами проблемного обучения) – возможность самим детям решать посильные проблемные задачи
  • активная работа мысли, сознательное усвоение материала (анализ, синтез, обобщение, сравнение и др.)
Герменевтическая беседа Герменевтика – направление в философии, основной проблемой которого является проблема понимания. Это искусство толкования, объяснения текстов, музыкальных пьес, картин и т.д Развивается умение самостоятельно пользоваться книгами, моделями, картинами и т.д. Относится объяснительное чтение (на основе читаемого текста словесно объясняются реальные взаимосвязи, поступки действующих лиц, события, понятия, правила, термины. Развивается способность понимать родной язык, правильно им пользоваться; Увеличивается запас слов, выразительных средств учащихся. (чаще в начальной школе – от 10 до 15 минут)

Герменевтическая беседа

  • Герменевтика – направление в философии, основной проблемой которого является проблема понимания.
  • Это искусство толкования, объяснения текстов, музыкальных пьес, картин и т.д
  • Развивается умение самостоятельно пользоваться книгами, моделями, картинами и т.д.
  • Относится объяснительное чтение (на основе читаемого текста словесно объясняются реальные взаимосвязи, поступки действующих лиц, события, понятия, правила, термины.
  • Развивается способность понимать родной язык, правильно им пользоваться;
  • Увеличивается запас слов, выразительных средств учащихся. (чаще в начальной школе – от 10 до 15 минут)
Требования к вопросам беседы и методике её проведения Включение в работу многих учащихся; возможность учитывать индивид. особенности учащихся и их личный опыт; предоставляется возможность говорить учащемуся; отстаивать свою позицию; грамотно оформлять свои мысли Недостатки: возможность уйти от темы; работа с небольшими группами детей при пассивном участии основной части класса; требует много времени; трудно сформулировать вопросы по ходу беседы

Требования к вопросам беседы и методике её проведения

  • Включение в работу многих учащихся;
  • возможность учитывать индивид. особенности учащихся и их личный опыт;
  • предоставляется возможность говорить учащемуся;
  • отстаивать свою позицию;
  • грамотно оформлять свои мысли

Недостатки:

  • возможность уйти от темы;
  • работа с небольшими группами детей при пассивном участии основной части класса;
  • требует много времени;
  • трудно сформулировать вопросы по ходу беседы
Синтезирующие (закрепляющие) беседы Для обобщения и систематизации уже имеющихся у учащихся знаний Контрольно-коррекционная беседа  Применяется в диагностических целях или когда нужно развить, уточнить, дополнить навыками фактами или положениями имеющиеся у учащихся знания

Синтезирующие (закрепляющие) беседы

  • Для обобщения и систематизации уже имеющихся у учащихся знаний

Контрольно-коррекционная беседа

Применяется в диагностических целях или когда нужно развить, уточнить, дополнить навыками фактами или положениями имеющиеся у учащихся знания

Подготовка педагога к беседе Определить тему, цель; Составить план-конспект; Подобрать наглядные пособия; Сформулировать основные и вспомогательные вопросы; Продумать методику организации и проведения беседы; Порядок включения вопросов; По каким положениям необходимо сделать обобщения и выводы

Подготовка педагога к беседе

  • Определить тему, цель;
  • Составить план-конспект;
  • Подобрать наглядные пособия;
  • Сформулировать основные и вспомогательные вопросы;
  • Продумать методику организации и проведения беседы;
  • Порядок включения вопросов;
  • По каким положениям необходимо сделать обобщения и выводы
Техника вопросно-ответного обучения Каждый вопрос задается всей группе; После паузы для обдумывания спрашивать учащегося ответ; Не поощрять учащегося, который выкрикивает ответы; Слабых спрашивать чаще; Давать возможность всем остальным исправлять неточные ответы; Не ставить длинные или «двойные» вопросы; Если учащиеся затрудняются ответить, вопрос переформулировать, раздробить на части, задать наводящий вопрос; Не добиваться мнимой самостоятельности учащихся, подсказывая наводящие слова; Контакт с группой; Внимательно выслушивать каждый ответ; Правильные ответы поощрять; Ошибочные ответы – комментировать, уточнять; Самому учащемуся предоставить возможность обнаружить ошибку, если не сумеет – помощь группы

Техника вопросно-ответного обучения

  • Каждый вопрос задается всей группе;
  • После паузы для обдумывания спрашивать учащегося ответ;
  • Не поощрять учащегося, который выкрикивает ответы;
  • Слабых спрашивать чаще;
  • Давать возможность всем остальным исправлять неточные ответы;
  • Не ставить длинные или «двойные» вопросы;
  • Если учащиеся затрудняются ответить, вопрос переформулировать, раздробить на части, задать наводящий вопрос;
  • Не добиваться мнимой самостоятельности учащихся, подсказывая наводящие слова;
  • Контакт с группой;
  • Внимательно выслушивать каждый ответ;
  • Правильные ответы поощрять;
  • Ошибочные ответы – комментировать, уточнять;
  • Самому учащемуся предоставить возможность обнаружить ошибку, если не сумеет – помощь группы
Лекция Отличие: Более строгая структура; Логика изложения учебного материала; Обилие сообщаемой информации; Системный характер освещения знаний  Предмет лекции:  Описание сложных систем, явлений, объектов, процессов (связи и зависимости), причинно-следственный характер * Объем – целый урок или спаренное занятие *Лекционный метод вводится постепенно, вырастая из объяснений и бесед

Лекция

Отличие:

  • Более строгая структура;
  • Логика изложения учебного материала;
  • Обилие сообщаемой информации;
  • Системный характер освещения знаний

Предмет лекции:

Описание сложных систем, явлений, объектов, процессов (связи и зависимости), причинно-следственный характер

* Объем – целый урок или спаренное занятие

*Лекционный метод вводится постепенно, вырастая из объяснений и бесед

Условия эффективности лекции Составление детального плана; Сообщение учащимся плана, ознакомление с темой, целью и задачами лекции; Логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана; Краткие обобщающие выводы после освещения каждого пункта плана; Логические связи при переходе от одной части лекции к другой; Проблемность и эмоциональность изложения; Живой язык, своевременное включение примеров, сравнений, ярких фактов; Контакт с аудиторией, гибкое управление мыслительной деятельностью учащихся; Многосторонее раскрытие важнейших положений лекции; Оптимальный темп изложения; Выделение того, что требуется записать; Использование наглядности, облегчающей восприятие

Условия эффективности лекции

  • Составление детального плана;
  • Сообщение учащимся плана, ознакомление с темой, целью и задачами лекции;
  • Логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана;
  • Краткие обобщающие выводы после освещения каждого пункта плана;
  • Логические связи при переходе от одной части лекции к другой;
  • Проблемность и эмоциональность изложения;
  • Живой язык, своевременное включение примеров, сравнений, ярких фактов;
  • Контакт с аудиторией, гибкое управление мыслительной деятельностью учащихся;
  • Многосторонее раскрытие важнейших положений лекции;
  • Оптимальный темп изложения;
  • Выделение того, что требуется записать;
  • Использование наглядности, облегчающей восприятие
Учебная дискуссия Обмен взглядами по конкретной проблеме: Приобретение новых знаний; Укрепление в собственном мнении; Умение отстаивать свое мнение Главная функция – стимулирование познавательного интереса; Подготовка учащихся: Накопление необходимых знаний; Выбор форм изложения знаний; Используется при изучении гуманитарных дисциплин Спор всегда повышает интерес к проблеме, желание глубже в ней разобраться Используется в группах

Учебная дискуссия

  • Обмен взглядами по конкретной проблеме:
  • Приобретение новых знаний;
  • Укрепление в собственном мнении;
  • Умение отстаивать свое мнение
  • Главная функция – стимулирование познавательного интереса;
  • Подготовка учащихся:
  • Накопление необходимых знаний;
  • Выбор форм изложения знаний;
  • Используется при изучении гуманитарных дисциплин
  • Спор всегда повышает интерес к проблеме, желание глубже в ней разобраться
  • Используется в группах
Демонстрация Заключается в наглядно-образном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде, для ознакомления с внешним видом предметов, его внутренним устройством; Начинают с внешнего вида(величина, форма, цвет, части и их взаимоотношения); Переходят к внутреннему устройству или отдельным свойствам, которые специально выделяют и подчеркивают; Показ может сопровождаться схематической зарисовкой рассматриваемых объектов; Необходимо отличать от простого показа – при демонстрации внимание концентрируется на существенных свойствах. Слово постоянно сопутствует; Лучше, если демонстрация предметов в естественных условиях; Важно правильно выбрать объект демонстрации; Эффективен, когда учащиеся сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют измерения, устанавливают зависимости

Демонстрация

  • Заключается в наглядно-образном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде, для ознакомления с внешним видом предметов, его внутренним устройством;
  • Начинают с внешнего вида(величина, форма, цвет, части и их взаимоотношения);
  • Переходят к внутреннему устройству или отдельным свойствам, которые специально выделяют и подчеркивают;
  • Показ может сопровождаться схематической зарисовкой рассматриваемых объектов;
  • Необходимо отличать от простого показа – при демонстрации внимание концентрируется на существенных свойствах. Слово постоянно сопутствует;
  • Лучше, если демонстрация предметов в естественных условиях;
  • Важно правильно выбрать объект демонстрации;
  • Эффективен, когда учащиеся сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют измерения, устанавливают зависимости
Необходимо: Чтобы все учащиеся видели объект; Могли воспринимать его по возможности всеми органами чувств; Чтобы важнейшие существенные стороны объекта производили на учащихся наибольшее впечатление и привлекали максимум внимания; Возможность самостоятельного измерения изучаемых качеств предмета

Необходимо:

  • Чтобы все учащиеся видели объект;
  • Могли воспринимать его по возможности всеми органами чувств;
  • Чтобы важнейшие существенные стороны объекта производили на учащихся наибольшее впечатление и привлекали максимум внимания;
  • Возможность самостоятельного измерения изучаемых качеств предмета
Иллюстрация Тесно примыкает к методу демонстрация Это показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символичном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, рисунков, фотографий схем, репродукций, плоских моделей и т.п.; Если процесс или явление учащиеся должны воспринять в целом – используется демонстрация; Если требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами – используется иллюстрация; Отдельный вид иллюстрации – «иллюстрация действующих лиц» , при изучении литературы, истории, языков. Эффективность иллюстрации в большей степени зависит от методики показа

Иллюстрация

  • Тесно примыкает к методу демонстрация
  • Это показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символичном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, рисунков, фотографий схем, репродукций, плоских моделей и т.п.;
  • Если процесс или явление учащиеся должны воспринять в целом – используется демонстрация;
  • Если требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами – используется иллюстрация;
  • Отдельный вид иллюстрации – «иллюстрация действующих лиц» , при изучении литературы, истории, языков.
  • Эффективность иллюстрации в большей степени зависит от методики показа
Назначение иллюстрации Продумать дидактическое назначение иллюстрации; Место и роль в познавательном процессе; Определить оптимальный объем иллюстративного материала; Большое количество иллюстраций отвлекает учащихся; Необходимо заранее подготовить иллюстрации; Можно использовать раздаточный материал; Эффективны технические средства для показа

Назначение иллюстрации

  • Продумать дидактическое назначение иллюстрации;
  • Место и роль в познавательном процессе;
  • Определить оптимальный объем иллюстративного материала;
  • Большое количество иллюстраций отвлекает учащихся;
  • Необходимо заранее подготовить иллюстрации;
  • Можно использовать раздаточный материал;
  • Эффективны технические средства для показа
Работа с книгой Возможность многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для учащегося темпе и в удобное время;  Самостоятельная работа с книгой: Беглый просмотр; Ознакомление со структурой книги; Чтение отдельных глав; Поиск ответов на определенные вопросы; Изучение материала; Реферирование; Решение примеров и задач; Выполнение контрольных тестов; Заучивание

Работа с книгой

  • Возможность многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для учащегося темпе и в удобное время;

Самостоятельная работа с книгой:

  • Беглый просмотр;
  • Ознакомление со структурой книги;
  • Чтение отдельных глав;
  • Поиск ответов на определенные вопросы;
  • Изучение материала;
  • Реферирование;
  • Решение примеров и задач;
  • Выполнение контрольных тестов;
  • Заучивание
Уметь: выделять главное, делать записи, понимать прочитанное – это очень важно Два вида работы с книгой: На уроке под руководством педагога – процесс разделяется на отдельные части, контролируется; Дома,  самостоятельно, сначала воспроизвести знания, полученные на занятиях; Необходима установка на запоминание; В современных книгах много информации в схемах, таблицах, диаграммах, графиках; Формируются навыки самоконтроля; (+) Значительные затраты времени и энергии; (-) Не учитывает индивид. особенности учащихся; (-)

Уметь: выделять главное, делать записи, понимать прочитанное – это очень важно

Два вида работы с книгой:

  • На уроке под руководством педагога – процесс разделяется на отдельные части, контролируется;
  • Дома, самостоятельно, сначала воспроизвести знания, полученные на занятиях;
  • Необходима установка на запоминание;
  • В современных книгах много информации в схемах, таблицах, диаграммах, графиках;
  • Формируются навыки самоконтроля; (+)
  • Значительные затраты времени и энергии; (-)
  • Не учитывает индивид. особенности учащихся; (-)
Видеометод Служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации; Это наглядное воспроизведение информации; усваивается легче и быстрее; Возможность дать учащимся более полную, достоверную информацию; (+) Повысить роль наглядности в учебном процессе; (+) Удовлетворение запросов, желаний, интересов учащихся;(+) Возможность наладить обратную связь; (+) Организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости (+)

Видеометод

  • Служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации;
  • Это наглядное воспроизведение информации; усваивается легче и быстрее;
  • Возможность дать учащимся более полную, достоверную информацию; (+)
  • Повысить роль наглядности в учебном процессе; (+)
  • Удовлетворение запросов, желаний, интересов учащихся;(+)
  • Возможность наладить обратную связь; (+)
  • Организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости (+)
Решаются многие дидактические задачи: Изложение новых знаний, очень медленных процессов; Объяснение в динамике принципов действия сложных механизмов; Обучение алгоритмам выполнения различных видов деятельности; Создание языковой среды (иностр.язык) Мало зависит от личного мастерства преподавателя Важно качество видеозаписи и ТСО

Решаются многие дидактические задачи:

  • Изложение новых знаний, очень медленных процессов;
  • Объяснение в динамике принципов действия сложных механизмов;
  • Обучение алгоритмам выполнения различных видов деятельности;
  • Создание языковой среды (иностр.язык)
  • Мало зависит от личного мастерства преподавателя
  • Важно качество видеозаписи и ТСО
УПРАЖНЕНИЯ, виды Это метод обучения, представляющий собой планомерное организованное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества. Без упражнений невозможно овладеть учебными и практическими умениями и навыками Специальные – многократно повторяемые упражнения для, формирования учебных и трудовых умений и навыков  Если в специальные упражнения вводятся применявшиеся прежде, то они называются производными

УПРАЖНЕНИЯ, виды

  • Это метод обучения, представляющий собой планомерное организованное повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества.
  • Без упражнений невозможно овладеть учебными и практическими умениями и навыками
  • Специальные – многократно повторяемые упражнения для, формирования учебных и трудовых умений и навыков

Если в специальные упражнения вводятся применявшиеся прежде, то они называются производными

Виды упражнений Производные – способствуют повторению и закреплению ранее сформированных навыков  Без производных упражнений навык забывается * Комментированные –служат для активизации учебного процесса, сознательного выполне-  ния учебных заданий

Виды упражнений

  • Производные – способствуют повторению и закреплению ранее сформированных навыков

Без производных упражнений навык забывается

* Комментированные –служат для активизации учебного процесса, сознательного выполне-

ния учебных заданий

Виды упражнений Устные – связаны с развитием культуры речи и логического мышления, познавательных возможностей учащихся Письменные – формирование, развитие и упрочение необходимых знаний и умений (стилистические, грамматические, орфографические диктанты, сочинения, конспекты, решение задач, описание опытов и т.д.) Лабораторно-практические – овладение навыками обращения с орудиями труда, лабораторным оборудованием (приборами, измерительными аппаратами и т.д.) Развивают конструкторско-технические умения.

Виды упражнений

  • Устные – связаны с развитием культуры речи и логического мышления, познавательных возможностей учащихся
  • Письменные – формирование, развитие и упрочение необходимых знаний и умений (стилистические, грамматические, орфографические диктанты, сочинения, конспекты, решение задач, описание опытов и т.д.)
  • Лабораторно-практические – овладение навыками обращения с орудиями труда, лабораторным оборудованием (приборами, измерительными аппаратами и т.д.) Развивают конструкторско-технические умения.
Производственно-трудовые упражнения Составляют систему специально разработанных трудовых действий учебного или производственного характера Простые – упражнения на выполнение отдельных трудовых приемов Сложные – выполнение производственно-трудовых дел в целом или их значительных частей (настройка станка, изготовление части детали и т.д.)

Производственно-трудовые упражнения

  • Составляют систему специально разработанных трудовых действий учебного или производственного характера
  • Простые – упражнения на выполнение отдельных трудовых приемов
  • Сложные – выполнение производственно-трудовых дел в целом или их значительных частей (настройка станка, изготовление части детали и т.д.)
Требования к упражнениям Сознательная направленность учащихся на повышение качества деятельности; Знание правил выполнения действий; Сознательный учет и контролирование условий, в которых должно выполняться упражнение; Учет достигнутых результатов; Распределение повторений во времени

Требования к упражнениям

  • Сознательная направленность учащихся на повышение качества деятельности;
  • Знание правил выполнения действий;
  • Сознательный учет и контролирование условий, в которых должно выполняться упражнение;
  • Учет достигнутых результатов;
  • Распределение повторений во времени
Лабораторный метод Основан на самостоятельном проведении экспериментов, исследований учащихся (физика, химия, биология) Может проводиться индивидуально или в группах Учащиеся активны, самостоятельны, приобретают умения и навыки обращения с оборудованием, умение измерять и вычислять, обрабатывать результаты и сравнивать их

Лабораторный метод

  • Основан на самостоятельном проведении экспериментов, исследований учащихся (физика, химия, биология)
  • Может проводиться индивидуально или в группах
  • Учащиеся активны, самостоятельны, приобретают умения и навыки обращения с оборудованием, умение измерять и вычислять, обрабатывать результаты и сравнивать их
Практический метод Отличается от лабораторного тем, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических задач Углубление знаний и умений, способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности Приучение учащихся к добросовестному выполнению задания, организации трудового процесса

Практический метод

  • Отличается от лабораторного тем, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических задач
  • Углубление знаний и умений, способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности
  • Приучение учащихся к добросовестному выполнению задания, организации трудового процесса
этапы Объяснение преподавателя (этап теоретического осмысления работы); Показ (этап инструктажа); Проба (этап, где 2-3 учащихся выполняют работу, остальные наблюдают); Выполнение работы (этап, где каждый самостоятельно выполняют задание); Контроль (работа принимается и оценивается качество выполнения)

этапы

  • Объяснение преподавателя (этап теоретического осмысления работы);
  • Показ (этап инструктажа);
  • Проба (этап, где 2-3 учащихся выполняют работу, остальные наблюдают);
  • Выполнение работы (этап, где каждый самостоятельно выполняют задание);
  • Контроль (работа принимается и оценивается качество выполнения)
Заключение Полноценное решение учебно-воспитательных задач занятия невозможно обеспечить одним методом. Преподавателю постоянно приходится оценивать преимущества и недостатки известных методов, выбирать из них наиболее пригодные для решения поставленных задач, сочетать их, комбинировать, подыскивая более приемлемую технологию обучению. Готовясь к каждому занятию, педагог внимательно анализирует программу, содержание обучения, оценивает состояние других факторов, сравнивает желаемое и возможное, идеальное и реальное, затем однозначно решает: в конкретных условиях завтрашнего занятия наиболее целесообразно поступать только так, и не иначе.  Это разумный, выверенный, профессиональный подход к делу.

Заключение

  • Полноценное решение учебно-воспитательных задач занятия невозможно обеспечить одним методом.
  • Преподавателю постоянно приходится оценивать преимущества и недостатки известных методов, выбирать из них наиболее пригодные для решения поставленных задач, сочетать их, комбинировать, подыскивая более приемлемую технологию обучению. Готовясь к каждому занятию, педагог внимательно анализирует программу, содержание обучения, оценивает состояние других факторов, сравнивает желаемое и возможное, идеальное и реальное, затем однозначно решает: в конкретных условиях завтрашнего занятия наиболее целесообразно поступать только так, и не иначе.

Это разумный, выверенный, профессиональный подход к делу.

Заключение выбор методов обучения для завтрашнего занятия не может быть произвольным. Чтобы они максимальнее соответствовали целям и задачам обучения, возможностям учащихся, педагог проанализирует их пригодность по всем важным условиям. целесообразным должно быть признано такое сочетание методов и форм деятельности, которое позволило бы педагогу достичь успеха, решить все намеченные задачи, научить каждого учащегося, к успеху приводят простые и надежные схемы.

Заключение

  • выбор методов обучения для завтрашнего занятия не может быть произвольным. Чтобы они максимальнее соответствовали целям и задачам обучения, возможностям учащихся, педагог проанализирует их пригодность по всем важным условиям.
  • целесообразным должно быть признано такое сочетание методов и форм деятельности, которое позволило бы педагогу достичь успеха, решить все намеченные задачи, научить каждого учащегося, к успеху приводят простые и надежные схемы.