«Технологии, способствующие саморазвитию ребёнка»
Метод Марии Монтессори.
Мария Монтессори
Родилась 31 августа в 1870 году в Италии, в городе Чиаpавалле,
была единственным ребенком Алессандpо и Рейнильде Монтессоpи.
Ее отец был высокопоставленным государственным чиновником, а мать
происходила из старейшего итальянского pода Стопани,
в котоpом пpеобладали ученые.
Будучи еще в начальной школе, Мария заметила, что обучение и экзамены даются ей легко, поэтому она начала заниматься с присущей ей дисциплинированностью. Особую старательность она проявила в математике. Из воспоминаний ее одноклассниц мы узнаем, что даже в театр Маpия брала с собой учебник и решала в полутемноте задачки, радуясь найденному неординарному решению. В 12 лет она мечтает об учебе в гимназии, которую посещать лицам женского пола запрещалось, но ее настойчивость победила все преграды и она была принята в техническую школу для юношей. Здесь Мария решила, что сделает все от нее зависящее, чтобы воспрепятствовать подавлению личности учащегося. Она все больше увлекалась естествознанием и сделала, наконец, свой профессиональный выбор - детский врач. Но в тогдашней Италии это было невозможно. Медицина была привилегией мужской половины.
6 января 1907 года открылся первый "Дом ребёнка", работа в котором была построена по принципам Монтессоpи. Она стала руководительницей детского сада, оборудовав его таким образом, чтобы в нем было уютно и удобно детям разных возрастов. Она заказывает сенсомоторный материал и наблюдает, как ее дети с удовольствием и большой концентрацией занимаются. Она заметила, что в ходе этих занятий дети, пребывая в дружественной атмосфере, развивают позитивное социальное поведение, демонстрируя живой интерес к вещам вокруг. С 1909 года метод Монтессоpи активно внедряется в жизнь.
Цель технологии: развитие духовного воспитания
Девиз: «Помоги мне сделать это самому»
Роль педагога: руководить работой ребёнка, помогать ребёнку , если он об этом попросит.
В Монтессори-системе большое внимание уделяется воспитанию самостоятельности детей. «Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно самостоятельных и свободных людей»
Факторы:
подготовительная среда и притягательный характер материалов, с которыми работает ребенок, возможность самоконтроля и особое поведение педагога. Организуя подготовленную среду, нужно создать детям свободный доступ ко всем предметам.
Организация среды:
ребенок самостоятельно организует своё рабочее пространство.
Сам выбирает место : за партой на спец. ковриках. Выбирает с кем ему работать, действуя по правилам: где что взял, туда и положи;
если видишь материал на коврике или на парте – ты не смеешь его взять, до тех пор, пока его не вернут на место.
Пространство группы разделено на «зоны»:
- Зона упражнений в практической жизни;
- Сенсорная зона;
- Сенсорная зона;
В группе проводятся индивидуальные развивающие занятия в среде Монтессори.
Формы деятельности:
Свободные:
а) лаборатория (проводят опыты, наблюдения)
б) свободные (по интересам)
Индивидуальные:
а) работа со своими картами пробелов знаний
б) работа с геометрическим материалом (обводят фигуры, составляют фигуры из пазлов).
Групповые:
а) круг (психологические игры)
б) общие занятия (придумывают проекты, вводят правила)
в) творческие мастерские (ведут сами своё портфолио)
«Стоять над душой ребёнка нет необходимости»
М. Монтессори
Технология Марии Монтессори сводится к 3 глаголам:
Узнай, почувствуй, ощути .