СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Сенсорное развитие у детей младшего дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе с детьми младшего дошкольного возраста вопрос формирования сенсорной культуры является одним из важных и приоритетных, поскольку сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Просмотр содержимого документа
«"Сенсорное развитие у детей младшего дошкольного возраста"»

Сенсорное развитие у детей младшего дошкольного возраста

Сенсорное развитие — это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорное развитие служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Следовательно, главное в младшем дошкольном возрасте — обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира. В первую очередь — это пополнение представлений о свойствах предметов: цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве.

Основой познания окружающей действительности являются ощущение и восприятие. От уровня их развития зависит в дальнейшем возникновение таких более самостоятельных процессов, как память, воображение, мышление. В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами.

Сенсорные эталоны в дошкольном возрасте — это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов, выработанные человечеством. Освоение данных навыков происходит постепенно, начиная с самого раннего возраста. Общим моментом для всех видов сенсорных эталонов является то, что сначала дети должны знакомиться с основными образцами, а позднее — с их разновидностями. Особое внимание при знакомстве с сенсорными эталонами также уделяется усвоению правильного употребления названия свойств предметов.

В младшем дошкольном возрасте знакомство с цветовыми эталонами начинается с формирования у детей представлений о хроматических цветах, белом и черном цветах и с усвоения их названий. Сначала у детей вырабатывается умение группировать предметы, различающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет. Далее формируется умение группировать предметы, имеющие одинаковый цвет, но представленный разными оттенками. После этого осуществляется переход к выделению и указанию оттенков. Эталонами формы служат геометрические фигуры. На начальном этапе усвоения сенсорных эталонов необходимо познакомить детей лишь с несколькими геометрическими фигурами, которые отражают в обобщенном виде наиболее характерные формы реальных предметов. Такими фигурами являются квадрат, прямоугольник, круг, овал, треугольник и многоугольник. Ребенок должен уметь отделить геометрические фигуры от других предметов, придавая им значение образцов. Это происходит путем сопоставления каждой фигуры с рядом предметов сходной формы. Предметы (или их изображения) группируются вокруг соответствующих фигур. Затем осуществляется переход к использованию образцов представляемых, к словесному обозначению формы предметов (круглый, квадратный и т. п.) Наконец, ребенок, усвоив сенсорные эталоны формы, должен уметь анализировать предметы окружающего мира, имеющие более сложную форму: выделять сначала общие очертания, форму основной части, форму и расположение более мелких второстепенных частей, и, наконец, отдельные дополнительные детали.

На начальном этапе знакомства с величиной, когда нужно переходить от прикладывания соизмеряемых предметов друг к другу к уже глазомерному действию, детей целесообразно познакомить с употреблением простейшей мерки. Например, когда ребенок, выбирая предмет в качестве образца, измеряет его полоской бумаги или шнурком, а затем по этой мерке обследует и выбирает остальные предметы. Основными средствами формирования и развития сенсорных эталонов у детей являются: предметная игра, дидактические игры и упражнения. Это объясняется тем, что в младшем дошкольном возрасте ведущим видом деятельности и основой становления ребенка является игра. В ходе дидактической игры можно не только наблюдать за развитием определенных качеств и умений, но также и корректировать их и направлять в более правильное русло.

На первом этапе дети должны ориентироваться в двух контрастных цветах, подбирать к образцу однородные парные предметы. Для этого подходят следующие дидактические игры: «Покажи такую же мозаику»; «Принеси такой же мячик»; «Разложи по тарелочкам» (при этом использовать можно каждый раз новые предметы: фломастеры, кубики, колпачки, чтобы детям было интересно, и предложенная игра не наскучила); «Найди пару» (варежки, сапожки).

Важно на первых занятиях не называть цвет предметов (для того, чтобы детям стали понятны такие выражения, как «такой же»- «не такой»), а также использовать прием прикладывания вплотную одного предмета к другому. На втором этапе начинается формирование умения ориентироваться в четырех контрастных цветах: красный, синий, желтый и зеленый. Этому способствует подбор по образцу различных предметов (полоски, кубики). На этом этапе детям нравятся такие дидактические игры, как: «Привяжи ниточки к шарикам»; «Поставь букет цветов в вазу»; «Спрячь мышку»; «Разложи по цвету»; «Посади бабочку на цветок». Если дети на первых порах ошибаются, можно им помочь при помощи приема «показ по образцу».

Для заинтересованности детей используются и чередуются различные дидактические материалы в течение занятия. На этом этапе у детей обычно формируется понимание того, что разные предметы могут иметь одинаковый цвет. Работа на третьем этапе заключается в подборе игрушек, природного материала к слову, обозначающему цвет предмета (4–6 цветов). Дети выполняют следующие задания: «Найдите предметы только желтого (красного, синего и т. д.) цвета; «Курочка и цыплята». Для формирования представлений о форме предметов часто побуждаю детей подыскивать сравнение. Например, на вопрос: «На что похож мячик по форме?». Педагог произносит фразу: «Мячик по форме круглый, такой же круглый, как апельсин». Далее предлагается детям найти самостоятельно объекты с данным признаком. При этом осуществляются такие практические действия, как наложение фигур, прикладывание, переворачивание, обведение пальцами контура, ощупывание.

Следует отметить, что формирование сенсорной культуры осуществляется, прежде всего, в ходе непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности.

Система дидактических игр по формированию сенсорных эталонов в целом повышает у детей уровень сенсорного развития и восприятия.

Литература:

Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. — Ярославль: Академия развития, 1997;

Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» — М.: Просвещение 1995;

Венгер JI. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. - М.: «Просвещение», 1973;

Сакулина Н. П. и Н. Н. Поддьякова Сенсорное воспитание в детском саду (Методические указания). М., «Просвещение», 1969.