Класс Дата
Тема:Сфера духовной жизни
Цели и задачи: познакомить с духовными ценностями современного общества; характеризовать составляющие сферы духовной жизни.
Планируемые результаты: предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий материальная и духовная культура, диалог культур, культурный человек; выделять и характеризовать компоненты духовной культуры; определять различия между материальными и духовными ценностями; исследовать духовные ценности общества; проводить сравнительный анализ культуры общества и культуры личности; характеризовать особенности духовной жизни России; метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; осваивать основы проектно-исследовательской деятельности; 3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации; предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы; личностные УУД: формирование и развитие уважительного отношения к материальным, духовным и культурным ценностям прошлого и настоящего; осмысление опыта предшествующих поколений.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний Ответьте на вопросы рубрики «Вспомним» на с. 46 учебника. (Ответы учеников.)
III. Введение в новый материал
Человек стремится не только выполнять различные операции, но и придавать смысл своей деятельности. Те деяния, которые содержат в себе творческое начало, поиск смысла во всем сущем, принято относить к духовной сфере. Что такое духовная сфера? Какие элементы она включает? Чем различаются материальная и нематериальная культура? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.
Тема урока «Сфера духовной жизни».
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?— На какие вопросы нам предстоит ответить? (Ученики высказывают свои предположения.)
План урока
Духовная сфера жизни общества. 2. Культура личности и общества. 3. Развитие культуры в современной России.
Проблемные вопросы -Что отличает духовную сферу от других сфер общества? -Почему нет «царского» пути в культуре?
IV. Работа по теме урока. Духовная сфера часто ассоциируется с понятием «культура». Познакомьтесь с определениями этого понятия.
Культура (от лат. cultura — возделывание) — 1) все созданное человеком, т. е. это сотворенная человеком «вторая природа»;
2) все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком; 3) часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и др.).
-Давайте сыграем в игру «Цепочка высказываний». Каждый должен назвать два-три слова, наиболее полно, по его мнению, характеризующих слово «культура». (В ходе выполнения задания составляется перечень.)
Запись в тетради. Культура — это: 1) совокупность материальных и духовных ценностей; 2) то, что создано руками и разумом человека, «вторая природа»; 3) творчество, изменяющее жизнь.
Духовная сфера жизни общества. Совершим небольшой экскурс в историю. Древнеримский философ Марк Тулий Цицерон ввел в оборот метафору «культура (совершенствование) души», «духовная культура». Культура отличается от природы, мира естественного, который рождается и умирает сам по себе, тем, что она является миром искусственным, существует благодаря человеку и не мыслима без него. Можно сказать, что культура «очеловечивает» природу. С помощью культуры человек «вписывает» себя в мир.
Послушайте отрывок из рассказа американского писателя-фантаста. Отрывок из рассказа Р. Шекли «Абсолютное оружие» Они вошли в огромную комнату, где грудами лежало сверкающее легендарное марсианское оружие, остатки марсианской цивилизации. Люди стояли и молча смотрели по сторонам. Перед ними лежало сокровище, от поисков которого все давно отказались. С того времени, когда человек высадился на Марсе, развалины великих городов были тщательно изучены. По всей равнине лежали сломанные машины, боевые колесницы, инструменты, приборы — все говорило о титанической цивилизации, на тысячу лет опередившей земную. Кропотливо расшифрованные письмена рассказали о жестоких войнах, бушевавших на этой планете. Однако в них не говорилось, что произошло с марсианами. Уже несколько тысячелетий на Марсе не было ни одного разумного существа, не осталось даже животных.
Вопросы к тексту.1. Является ли найденное оружие элементом культурного наследия?2. К какой культуре — материальной или духовной — оно принадлежит?
(Ответы учеников.)
Культура исчезает вместе с человеком. Обломки марсианской цивилизации — часть природного ландшафта, не более того. Такова мысль Шекли.
Под культурой обычно понимают:
1) совокупность достижений и творчества того или иного народа;
2) система сознательно приобретенных и передаваемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм, правил поведения;
3) характерные особенности жизни и деятельности определенных исторических общностей, групп населения;
4) степень совершенствования в той или иной сфере человеческой деятельности (культура труда, культура речи, культура поведения и т. д.).
Культура неразрывно связана с обществом — она всегда социальна.
Человек как существо духовное не может ограничиться только материальным существованием. В известном смысле можно говорить, что истинно человеческое в человеке тесно связано с духовной сферой общественной жизни.
— Что можно отнести к материальной культуре, а что к культуре духовной?
(В ходе выполнения задания составляется схема.)
— Работая с п. 1 § 6 учебника, определите отличительные особенности духовной сферы от других сфер общества. Результаты работы представьте наглядно.
(В ходе выполнения задания составляется схема.)
Духовные ценности:1) долговечны; 2) потребности в них безграничны; 3) запечатлевают особенности личности их создателей. Духовная сфера отличается от других сфер общества.
2. Культура личности и общества
— Может ли культура развиваться отдельно от общества? (Ответы учеников.)
Внешняя культура проявляется в созданных человеком неодушевленных вещах. Внутренняя культура — это достояние и богатство человеческой личности.
— Работая с п. 2 § 6 учебника, исследуйте и охарактеризуйте пути приобщения человека к культуре.
(Проверка выполнения задания.)
Вывод. К подлинной культе ведет единственный путь — это самостоятельное, глубокое проникновение в гуманистический смысл великих произведений, поиск истины.
Что же представляет собой культурный человек?
— Используя прием «облако мыслей», представьте графический портрет культурного человека.
(В ходе выполнения задания составляется схема.)
(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы поданному вопросу.)
3. Развитие культуры в современной России
Мнения о развитии культуры в современной России достаточно разнообразны. Одни отмечают позитивные сдвиги, другие видят отрицательные особенности.
— Разделитесь на две группы. Работая с п. 3 § 6 учебника, заполните таблицу.
Первая группа определяет положительные черты развития культуры в современной России.
Вторая группа анализирует негативные черты развития культуры в современной России.
Развитие культуры в современной России
Положительные черты | Негативные черты |
1. Культурная жизнь отличается большим разнообразием. 2. Общество освободилось от господства одной идеологии. 3. Расширяется деятельность меценатов и благотворительных фондов. 4. Многонациональность культуры России. 5. Многообразие традиций, обычаев, религиозных верований, моральных норм, эстетических вкусов | 1. Наличие низкопробных и малохудожественных поделок. 2. Засилье жестокости, криминальной романтики, секса на экранах телевизоров, кинотеатров и в книжно-журнальной продукции. 3. Отсутствие цензуры привело к открытию всех «шлюзов» перед пошлостью и низкими вкусами. 4. Рост цен на билеты в музеи, театры и кинотеатры |
(Проверка выполнения задания.)
Вопросы для дискуссии 1.Кто должен финансировать развитие культуры в современной России? 2.Хорошо или плохо то, что государство перестало быть единственным источником финансирования культуры? 3. Почему в сфере духовной культуры необходимы терпимость, уважение к культуре всех народов, забота о сохранении исторической памяти?
(Проводится мини-дискуссия.)
V. Подведение итогов урока. Рефлексия Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал. 1. Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 53, 54 учебника. 2. Выполните задания 1, 2 рубрики «В классе и дома» на с. 54 учебника. (Проверка выполнения заданий.)
Наш урок подходит к концу.1. Что вы получили от этого урока? 2.Что чувствовали? 3.Что вас удивило? 4.За что вы можете себя похвалить? 5.За что вы можете похвалить одноклассников?
Домашнее задание 1. Прочитать § 6 учебника. 2. Выполнить задания 3 или 5 рубрики «В классе и дома» на с. 54 учебника (на выбор).