СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сферы духовной жизни

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная разработка идет в качестве дополнения к учебнику обществознания 8 класс под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазбникова А.Ю., Городецкой Н.И.

Просмотр содержимого документа
«Сферы духовной жизни»

Сфера духовной жизни

Сфера

духовной

жизни

Основные особенности духовной сферы: характеристики Приведите примеры 1) сложный характер (сфера включает ряд подсистем, в которых реализуется творческая природа человека и его деятельности по производству, сохранению и распространению духовных ценностей); 2) реализация функций духовной культуры в творческой профессиональной и самодеятельной активности человека; Нравственность, наука, познание, религия, искусство, культура, воспитание, просвещение, право, философия, этика, эстетика, мифология, литература 3) творческая природа человека и его деятельности по производству, сохранению и функционированию социальных институтов и организаций, профессионально занятых духовной деятельностью. Писатель, поэт, артист, сотрудник музея, экскурсовод, учитель, преподаватель, художник, хореограф, священнослужитель Библиотеки, архивы, школы, вузы, театры, клубы, филармонии, музеи, храмы, кино и т.д.

Основные особенности духовной сферы:

характеристики

Приведите примеры

1) сложный характер (сфера включает ряд подсистем, в которых реализуется творческая природа человека и его деятельности по производству, сохранению и распространению духовных ценностей);

2) реализация функций духовной культуры в творческой профессиональной и самодеятельной активности человека;

Нравственность, наука, познание, религия, искусство, культура, воспитание, просвещение, право, философия, этика, эстетика, мифология, литература

3) творческая природа человека и его деятельности по производству, сохранению и функционированию социальных институтов и организаций, профессионально занятых духовной деятельностью.

Писатель, поэт, артист, сотрудник музея, экскурсовод, учитель, преподаватель, художник, хореограф, священнослужитель

Библиотеки, архивы, школы, вузы, театры, клубы, филармонии, музеи, храмы, кино и т.д.

Духовная сфера = культура  1. Слово « Культура » (от лат. Cultura- возделывание, воспитание, образование) в наиболее широком смысле означает все созданное человеком- это сотворенная человеком «вторая природа»

Духовная сфера = культура

1. Слово « Культура » (от лат. Cultura- возделывание, воспитание, образование) в наиболее широком смысле означает все созданное человеком- это сотворенная человеком «вторая природа»

Компоненты культуры

Компоненты культуры

Формы культуры Массовая – коммерческая, простая, доступная, для широкого круга, возникшая в 20 веке

Формы культуры

Массовая – коммерческая, простая, доступная, для широкого круга, возникшая в 20 веке

Элитарная (высокая) – не коммерческая, сложная, рассчитанная узкий круг потребителей
  • Элитарная (высокая) – не коммерческая, сложная, рассчитанная узкий круг потребителей
Народная – анонимность, коллективность, первичность Экранная – видео, компьютеры
  • Народная – анонимность, коллективность, первичность
  • Экранная – видео, компьютеры
Разновидности культуры По мнению большинства исследователей разновидностей три : Доминирующая культура - культура, которую разделяют большинство членов того или иного общества

Разновидности культуры

По мнению большинства исследователей разновидностей три :

Доминирующая культура - культура, которую разделяют большинство членов того или иного общества

Субкультура (от лат. Sub- под ) – присуща конкретным социальным группам (молодежная, солдатская, детская и др.)

Субкультура (от лат. Sub- под ) – присуща конкретным социальным группам (молодежная, солдатская, детская и др.)

Контркультура – культура, выработанная каким-либо сообществом в противовес общепринятым нормам и ценностям, является оппозиционной по отношению к господствующей (доминирующей) культуре

Контркультура – культура, выработанная каким-либо сообществом в противовес общепринятым нормам и ценностям, является оппозиционной по отношению к господствующей (доминирующей) культуре

Функции культуры Гуманистическая Кумулятивная функция направлена на накопление и сохранение опыта, полученного обществом Коммуникативная связана с передачей социального опыта, поэтому ее называют трансляционной, или информационной Познавательная (гносеологическая) Регулятивная связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей Интегрирующая обеспечивает целостность культуры и осознание этой целостности индивидами, принадлежащими к ней

Функции культуры

  • Гуманистическая
  • Кумулятивная функция направлена на накопление и сохранение опыта, полученного обществом
  • Коммуникативная связана с передачей социального опыта, поэтому ее называют трансляционной, или информационной
  • Познавательная (гносеологическая)
  • Регулятивная связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей
  • Интегрирующая обеспечивает целостность культуры и осознание этой целостности индивидами, принадлежащими к ней
Религия – это система учений, верований и культовых действий, связанных с верой человека в Бога и сверхъестественные силы. Религия является социальным институтом Религия (лат. Religae - связывать) Сущностью религии является Вера в Бога – это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом

Религия – это система учений, верований и культовых действий, связанных с верой человека в Бога и сверхъестественные силы. Религия является социальным институтом

Религия (лат. Religae - связывать)

Сущностью религии является Вера в Бога – это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом

Функции религии Мировоззренческая - создание религиозной картины мира Компенсаторная , снимающая социальное и душевное напряжение, помогает человеку преодолеть бессилие, страдания, болезни Воспитательная, проповедующая высокие нравственные ценности и нормы и призывающая человека к достойному поведению Коммуникативная, способствующая сближению и общению верующих

Функции религии

  • Мировоззренческая - создание религиозной картины мира
  • Компенсаторная , снимающая социальное и душевное напряжение, помогает человеку преодолеть бессилие, страдания, болезни
  • Воспитательная, проповедующая высокие нравственные ценности и нормы и призывающая человека к достойному поведению
  • Коммуникативная, способствующая сближению и общению верующих
Религия существует в различных формах

Религия существует в различных формах

Искусство - это сфера духовно-практической деятельности , которая направлена на художественное постижение и освоение мира Мастерство Творческая деятельность Произведения искусства Как и наука, искусство стремится выявить значимые свойства предметов и явлений, но представляет эти характеристики в виде конкретных чувственно-наглядных образах. Художественный образ –это чувственное воссоздание жизни автором

Искусство - это сфера духовно-практической деятельности , которая направлена на художественное постижение и освоение мира

Мастерство

Творческая деятельность

Произведения искусства

Как и наука, искусство стремится выявить значимые свойства предметов и явлений, но представляет эти характеристики в виде конкретных чувственно-наглядных образах. Художественный образ –это чувственное воссоздание жизни автором

ВИДЫ ИСКУССТВА ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ВРЕМЕННЫЕ ЛИТЕРАТУРА МУЗЫКА ДУХОВНО- ПРИКЛАДНЫЕ АРХИТЕКТУРА БАЛЕТ СКУЛЬПТУРА ДРАМА ТЕХНИЧЕСКИЕ ЖИВОПИСЬ ПАНТОМИМА ГРАФИКА ЦИРК СИНТЕТИЧЕСКИЕ

ВИДЫ ИСКУССТВА

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ

ВРЕМЕННЫЕ

ЛИТЕРАТУРА

МУЗЫКА

ДУХОВНО-

ПРИКЛАДНЫЕ

АРХИТЕКТУРА

БАЛЕТ

СКУЛЬПТУРА

ДРАМА

ТЕХНИЧЕСКИЕ

ЖИВОПИСЬ

ПАНТОМИМА

ГРАФИКА

ЦИРК

СИНТЕТИЧЕСКИЕ

Что включает в себя понятие культуры как достижения человека в преобразовании мира? Что представляет собой духовная сфера? Как связаны культура общества и культура отдельного человека? Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России?  Проверь себя
  • Что включает в себя понятие культуры как достижения человека в преобразовании мира?
  • Что представляет собой духовная сфера?
  • Как связаны культура общества и культура отдельного человека?
  • Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России?

Проверь себя


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя