СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шаг в Будущее. Доклад

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Шаг в Будущее. Доклад»

Введение

Предлагаемая вниманию исследовательская работа посвящена изучению национальных бурятских украшении в прошлом и настоящем.

 В настоящее время все чаще население Бурятии стало носить национальную одежду и украшения на праздники, например, на свадьбу или юбилей, чтобы подчеркнуть самобытность, красоту, оригинальность. Также замечено, что украшения или ювелирные изделия в национальном стиле носят повседневно. Раньше украшениям буряты (как женщины, так и мужчины) придавали большое значение. Они служили не только для выполнения их прямого назначения - украшать, но и наделялись большим символическим смыслом - играли роль амулетов - оберегов, маркировали возраст и социальное положение человека, утверждали переход личности из одного статуса в другой.

Актуальность данной работы обусловлена особой ролью, которую играет национальный колорит в современном обществе – это яркое явление материальной и духовной культуры бурятского народа, которое возрождается в современном мире. Несомненно, старинные украшения бурят является культурой прошлого, который обогащает и дополняет современную культуру. Как гласит поговорка, без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. Таким образом, старинные украшения являются кладовой идей и решений, для современных художников, ювелиров.

Объект исследования – Национальные украшения и декоративно-прикладное искусство бурят на национальных украшениях.

Цель исследовательской работы состоит в исследовании декоративных элементов на украшениях в прошлом и настоящем.

Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть старинные и современные бурятские национальные украшения.

2.Показать динамику развития, изменения декоративных элементов от прошлого до настоящего времени на украшениях.

3.Изучить изделия современного рынка Бурятии.

Гипотеза исследования: Украшения – это отражение культуры, заглянув в которое, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа, проследить динамику развития декоративных элементов от прошлого до настоящего.

Методы исследования:

Поисковой опрос среди магазинов, которые продают национальные ювелирные украшения, анализ современных работ в стиле handmade, обобщение полученного материала; использование интернет – ресурсов и изучение литературы по выбранной теме, эксперимент изготовление украшения на основе техники « handmade».

 

 

  Основная часть.

Глава I. Национальные бурятские украшения  – историческое наследие наших предков

Бурятский народ всегда славился работами своих мастеров по металлу, серебру, меди. Буряты, пожалуй, первыми, из коренных жителей народов Сибири постигли тайны производства украшении. Своеобразие декаративно - прикладного искусства во многом формировалась в контексте условий жизни и своеобразия быта. Изготовлением ювелирных украшений в давние времена занимались дарханы. В бурятской культуре сословие дарханов было очень почитаемым, их называли небесными людьми, потому что они творят, созидают. Белые дарханы изготавливали ювелирные украшения, а чёрные — предметы быта, орудия труда.

Если проанализировать историю бурят, элементы бурятского костюма, также украшении говорят об общности с традиционной культурой эвенков, хакасов, киргизов, казахов, народов Центральной Азии и монголов. Становление культуры кочевых народов уходят своими истоками в то время, когда племена и народы активно взаимодействовали между собой, обменивались культурными ценностями и формировали новые традиции. Бурятский народный костюм сложился в результате длительной эволюции. Его формированию предшествовал длительный путь развития народа начиная от кочевого образа жизни до сегодняшних дней.

Также украшения отличались в зависимости от племенной и родовой принадлежности. Например: украшения у сонголов были роговидными, а украшения у хори бурят были в основном круглыми.

 

1.1. Декор на украшениях и его многообразие

Декор, орнамент на украшениях – это художественная совокупность украшающих элементов, которые имели большое значение. Традиционным материалом для изготовления ювелирных изделии у бурят было серебро, любимыми камнями –коралл, бирюза, лазурит, малахит, янтарь. Самым почитаемым драгоценным металлом у бурят считалось серебро, а камнем коралл. Данный камень можно было увидеть практически на каждом изделии. Превалирующие позиции коралла в ювелирном искусстве, вероятно обусловлен с символикой цвета. Красный цвет символизировал «жизнь» и «красоту».





Серебро было в почете потому, что этот металл имел антибактериальный эффект и выполнял функцию защиты от «злых духов», сглаза, порчи. Женские украшения были разнообразными и богатыми по своему декору: головные, накосные, ушные, височные, нагрудные, поясные. Современные же женские украшения в основном подразделяются на нагрудные( цепочки), ушные ( серьги), кольца и браслеты. В основном, помимо камней украшения были украшены орнаментами т.е узорами. Бурятские орнаменты или на бурятском языке « угалза» делятся на четыре вида: геометрический, растительный, зооморфный , религиозный. К геометрическому виду орнаментов относится особо почитаемый у монгольского народа молоточный узор.(прил.1) На бурятском языке «Алхан хээ».Данный узор означает движение всего живого во Вселенной. Также есть такой орнамент который называется «Улзы» . ( приложение 2). Это символ благополучия , счастья. Часто украшения, предметы быта с таким узором дарили на свадьбы. « Дугуй хээ» тоже особо почитаемый символ у бурят. Имеет значение вечного круговорота жизни. Издревна буряты считали , что с самого рождения до смерти человек идет по кругу. Народный танец ёхор танцевали по кругу, юрта была круглая, земля, поэтому у монгольских народов мировоззрение было « круглым».

Очень часто на украшениях можно было увидеть зооморфные узоры.( Прил.3) Их разделяли на группы: 5 священных животных бурят, также животные восточного календаря. Часто мастера -дарханы делали серьги в виде животных, особо популярными были серьги змеи. На многих изделиях, особенно на мужских украшениях изображали орла. Орел является тотемом ольхонских бурят, которые практиковали древний шаманизм. Растительные орнаменты носили магический характер, ведь каждое растение воспринималось как часть Матушки – природы. ( прил.4)

Религиозные же орнаменты – это «гэлэн хээ» изображение огня или знак «Соембо» . Это символ огня, солнца и луны. Также мастера выводили на украшениях буддийские молитвы. Например: « Ом мани Бадме Хум».

В данной главе делаем такой вывод , что украшение в жизни бурят имело особое значение и что к изготовлению украшений относились с большой ответственностью. Это видно было при выборе камней , также при изображении орнаментов. Орнаментов в искусстве бурят было очень много, но мы попытались показать , именно те которые в основном изображены были на украшениях.






2.1. Сходство и разница старинных бурятских украшении и современных.

В практической части работы мы рассмотрели украшения старинные и современные. Нашли много сходств и различии, все описано в таблице. Для этого мы взяли фотографий из интернета, книг, также некоторые фотографии изделии сделали сами. Чтобы сделать подлинные фотографии , мы обратились к родственникам, к учителям нашей школы. Сделав анализ данных украшении , пришли к выводу, что современные и старинные национальные украшения имеют сходства и некоторую разницу. Мы, заметили , что большая разница в размерах изделии. Старинные же изделия были большими и массивными. Старинные украшения мастера украшали камнями, а современные украшают орнаменты. Также стоит отметить , что качество серебра раньше было лучше. Сейчас же изделия делают из серебра 925 пробы, или используют в основном монгольское серебро, которое по качеству немного уступает. Если на старинные украшения украшали в основном кораллом, то сейчас изделия с натуральным кораллом практически не найдешь. Потому, что настоящий коралл сейчас стоит очень дорого т.к они относятся к исчезающим « морским сокровищам».

В данной таблице мы попытались сделать анализ старинных и современных украшений. Рассмотрели размеры, форму, камни, орнаменты и попытались установить разницу и сходства между данными изделиями.


Старинные украшения

Современные украшения

Описание

На обоих фотографиях кольца имеют очень много сходств. Орнаменты на них растительные, в виде лепестков. На первом кольце камень малахит, а на втором посредине маленький камень – аметист. Разница еще в размере. В основном старинные кольца были массивными

Серьги овальную форму. На обоих изделиях растительные орнаменты. Только на первом изделии есть камень – лазурит. На первом изделии крючки, на втором изделии замок.

Обе подвески имеют форму круга. На первом изделии видим зооморфный орнамент. Изображены рыбки, которые имеют значение материального благополучия. Данный орнамент пришел в бурятскую культуру с Китая. На втором фото на подвеске изображен цветок лотос. Лотос - символ гармонии и чистоты. Также данный цветок ассоциируется с буддизмом. Еще видна разница в размерах.




Эти наборы украшении разные по своей форме. Если на первом фото изделия массивные, то на втором по размеру меньше. Украшения на первом фото украшены лазуритом, кораллом. На втором изделия украшены молоточным орнаментом. Также на первом фото мы видим массивную подвеску. Подвеска имела функцию защиты. Она открывалась, внутри хранили травы, как оберег.

Разница в этих двух изделиях, конечно же в размерах. Браслеты в старину носили большие. Современные же браслеты в основном в виде цепочки. Оба браслета украшены камнями. Это лазурит и нефрит. На втором изделии мы видим рисунок в виде дерева, что означает « род».







2.2 Анализ современных бурятских украшении.



Магазин « Серебряная мода»

Этномаркет «Darkxan»

Магазин этнических товаров

« Zam»

Магазин «Шэнэ

Ювелир»

1

2

3


Для того чтобы понять современный рынок национальных бурятских украшений мы побывали в нескольких ювелирных магазинах в таких как «Серебряная мода», «Шэнэ ювелир», Магазин этнических товаров «Zamspase» . В магазине « Серебрянная мода» был самый большой ассортимент национальных бурятских украшении. В основном украшения из серебра, есть еще украшения золотые, но ассортимент меньше. В данном магазине можно найти украшения с разными орнаментами и камнями. ( приложение5). Украшают данные ювелирные изделия такие камни как: бриллианты, изумруд, гранат, бирюза, коралл, аметист, янтарь, кошачий глаз, нефрит, лазурит и тд.




Камни на изделиях есть и крупные и маленькие. На одном изделии можно увидеть несколько камней или один камень. Если рассмотреть именно серебряные украшения с орнаментами , то тоже можно найти практически с любым орнаментом. Много изделии с орнаментом «Шоу» . Этот орнамент мы видим в таблице на второй картине. ШОУ- это черепаха, мифологический символ Восточных стран, символ спокойствия. Очень много изделии с буддийскими символами. Например : Изделия с надписью «ОМ» . Это слово из буддийской мантры «ОМ МААНИ БАДМЕ ХУМ» .Есть изделия в виде буддийского «Хурдэ» , молитвенного барабана. Также можно найти украшения с разными орнаментами: Растительными , зооморфными, религиозными.

Также взяли небольшое интервью у консультанта данного магазина. Приложение)Она нам рассказала что в последнее время есть тенденция того, что жители Бурятии все чаще начали приобретать бурятские национальные украшения. Возрастной диапазон среди покупателей варьируется от 20 до 60 лет примерно. В основном берут изделия с орнаментами и буддийскими мотивами, с камнями же покупают тоже, но не так активно как первые. Пришли к выводу что, может быть разница в ценовой политике т.к изделия с

камнями стоит дороже.

Второй магазин который мы посетили это «Шэнэ ювелир» . Мы сразу заметили разницу в цене и ассортименте. В данном магазине в основном продают изделия из золота. Изделия из серебра тоже есть, но именно национальные украшения их мало. Здесь можно найти украшения с камнями, серебряные, золотые. Орнаменты, узоры на изделиях практически одинаковы, но качество серебра выше. Нам сказали , что данные изделия из якутского серебра и золота и что они наиболее блестящие.

Консультант данного магазина не захотел нам давать интервью.

Магазин «Zam» в переводе на бурятский язык означает дорога, в данном магазине в основном продают этнические товары. Здесь продают в основном изделия сделанные своими руками, есть в наличии и работы наших мастеров. Очень много изделии ручной работы в ассортименте. В основном это – «чокеры». Это украшения сделанные бисером.( см таблицу).И мастера добавляют к эти изделиям подвески с национальными элементами. Было несколько изделии из эпоксидной смолы (см таблицу), данная техника популярна при изготовлении украшении.

Также, мы просмотрели несколько интернет площадок , где продают национальные украшения. Первый магазин онлайн продаж , который мы просмотрели это - « Darkxan».




В этом магазине ассортимент большой. Есть и мужские украшения, женские, буддийская атрибутика и тд. Здесь особую популярность имеют украшения из серебра с буддийскими мантрами. Также очень много изделий с надписью на старомонгольском языке.(см таблицу). На данном фото на подвеске написано на старомонгольской письменности. В ходе работы мы изучили популярные маркетплейсы , такие как «Wildbirris», «Оzоn». И нашли на «Wildbirris» изделия, с национальными мотивами (прил 6). Товаров данной категории к сожалению мало, но есть в наличии. Производство в основном монгольское. На данной торговой площадке цена более приемлема. На «Оzоn» мы не нашли товаров данной категории.


Также мы попытались сделать украшение своими руками.( прил 6) Мы выбрали самый простой при изготовлении украшение – это чокер. Для этого нам понадобились бисеры, нейлоновая нить(леска) , подвеска, застёжка. Выбрала самую простую схему плетения в интернете. Подвеска в национальном стиле. Данный узор называется «улзы», символ благополучия. На данную работу ушло 2 часа нашего времени. Самый трудный процесс был при установке замка на изделие. Выбрала для изготовления «чокер» . Это короткое ожерелье , которое плотно прилегает к шее. Сейчас эти изделия имеют очень большую популярность. При посещении ювелирных магазинов, при анализе рынка пришли к выводу, что именно среди молодёжи популярны такие изделия с подвесками в виде орнаментов, узоров бурятской, буддийской культуры. Делая вывод своей практической работы, хочу сказать , что бурятские национальные украшения в данное время пользуется спросом. Не только украшения но и национальная одежда становится популярным ни только у взрослого населения, но и у молодежи.













Заключение

В данной работе мы изучили бурятские национальные украшения .Изучена история , культура бурят через призму декоративно- прикладного искусства. Также его основные детали. Рассмотрены понятия украшения, декор и декоративные элементы в прошлом, настоящем, развитие традиций в современных условиях. В заключении нашей работы можно сделать выводы, что в настоящее время, многие мастера ювелирного дела Бурятии не теряют интерес к многовековой культуре, а наоборот, сохраняют глубинную связь с бурятскими народными традициями, используя в своих работах ключевые декоративные элементы.

Было установлено, что декорирование в бурятских традиционных изделиях – это главный связующий компонент, без которого невозможно представить национальный костюм, национальные украшения в прошлом и настоящем.



























Приложение 1



Приложение :2 Приложение :3



Приложение :4 Приложение 5











Приложение:7 Приложение:7





Приложение: 6





















Список использованной литературы.

1. Бадмаева Р.Д. Бурятский народный костюм. Р.Д. Бадмаева. – Бурятское книжное издательство, 1987 - с– 172.

2. Бадмаев А.А. Основные тенденции в развитии бурятской одежды в 18 векеhttp://www.archaeology.nsc.ru/ru/publish/journal/doc/2010/433/10.pdf

3.   Базарова Д.В. Костюмы народов Бурятии (электронный ресурс): справочно-библиографический CD/ сост.: Д.В. Базарова, С.Б. Доржиева, С.В Бураева, О.С. Васильева; науч.ред Е.Ф Афанасьева; web-дизайн: В.М. Перевалов, А.В.Бочариков; Национальная библиотека Р.Б, Информ.центр культурного туризма. – электрон. Дан.-Улан-Удэ,2006.-1эл.опт.диск (СD-ROM): цв.,зв.; 12 см.- (Бурятия территория культуры).

4. Буряты. Традиции и культура «Soyol Publishers, LTD» 1999

5. Будаев Б. Альбом бурятских орнаментов// РО БИОН. Инв. 470. - 41 л.

6. Бурятский бытовой орнамент (в собрании рукописного отд. БФ СО АН СССР) Улан- Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1974. 61 е., илл. 111.



























Содержание

Введение


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!