СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шахматная страна

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного мероприятия: пробудить интерес к шахматной игре, умение ориентироваться в простейших шахматных ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Шахматная страна»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Билярская средняя общеобразовательная школа»

Алексеевского муниципального района

Республики Татарстан
















«Шахматная страна»

(мероприятие)













Якушкина Т.Г.

учитель первой

квалификационной категории







2021 год


Цель:пробудить у детей интерес к шахматной игре, закрепить начальные сведения о шахматной доске, фигурах, умения ориентироваться в простейших шахматных ситуациях.

Задачи:

обобщить знания шахматных терминов, шахматных фигур, правил игры в шахматы; уметь решать простые шахматные задачи, отгадывать загадки о шахматных фигурах, ориентироваться на шахматной доске;

развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение. Способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся через решение простых шахматных задач;

воспитывать волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решении.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический, демонстрационный.

Форма проведения: игра.

Ход занятия

Ведущий:  Ребята, я в субботу проводила занятие для первоклассников и задала им вопрос: Какие игры вы знаете, которые развивают мышление, внимание, память и наблюдательность. Они назвали мне шашки, домино, морской бой, шахматы, но сказали, что в шахматы не умеют играть. И попросили нас познакомить с этой игрой и научить играть в нее.

Давайте им поможем разобраться. Записываем на видео.

Начинается праздник

Кл. руководитель: Скажите, а вы играете в шахматы? (или хотя бы раз играли в шахматы?) Вот видите, каждый из вас хотя бы раз прикоснулся к чарующему волшебному миру деревянных фигур, крепко и надолго подружился с игрой мудрецов.

И только мудрость шахмат даст ответ
Твоей душе на множество вопросов,
Ведь «игрока» средь шахматистов нет,
А есть боец, художник и философ.

- Очутиться в Шахматной стране нам поможет цветик – семи цветик. Закройте глаза, сядьте поудобнее, путешествие начинается.

(Звучит музыка)

Лети, лети лепесток.
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли -
Будь по моему вели.
Вели, чтобы мы очутились
В Шахматной стране!

Я переодеваюсь в шахматную королеву.

Шахматная королева: Узнали меня? Да, я шахматная королева. Меня прислал Шахматный король, чтобы я провела вам экскурсию по шахматной стране. Вы готовы? Тогда внимание! Первая наша беседа будет посвящена Истории возникновения шахмат.

-Кто из вас знает, в какой стране зародилась эта чудесная игра? (ответы детей)

-Шахматы – одна из самых древних игр. Она существует уже многие века, и не удивительно, что с нею связаны различные предания, правдивость которых, за давностью времени, невозможно проверить. Когда индусский царь познакомился с нею, он был восхищён её остроумием и разнообразием возможных положений в ней.

Родиной шахмат считается Индия. Там ее когда-то называли чаттураджа. Шахматная доска изображает поле сражения, на котором борются две армии. В давние времена армия не могла выступить в поход до тех пор, пока не была сыграна партия в шахматы. Тогда шахматных фигур не было, и по размеченным шахматным полям по знаку правителя передвигались специально назначенные для этого люди. Позже людей заменили фигуры.

А еще я знаю древнюю легенду о шахматах. Предлагаю вам посмотреть (включаю видеофрагмент).

В связи с эти я хочу у вас спросить. Какие качества личности нам нужны для того, чтобы играть в шахматы? Почему? (любознательность, трудолюбие, умение добиваться цели, доброжелательность уважение к сопернику, смекалка).

-Немногие из детей владеют этим мастерством, но все хотят научиться.

1-й ребенок:

У кого же мне узнать,
Кто мне может подсказать,
Где могу я научиться
Сильно в шахматы играть?
Папа мне сказал:– Сынок,
Иди в шахматный кружок.
Там научишься играть.
И возможно, будешь многих
Через время побеждать.

2-й ребенок:

Эта древняя игра
Так коварна и хитра,
Что без знания секретов
Не придёт побед пора.
Чтобы в шахматы играть
Нужно всё о них узнать,
Как различные фигуры
Перед боем расставлять.
Помнить, как их называть
И куда переставлять.
Строго правила игры
Соблюдать и уважать.

Шахматная королева: Путешествуем дальше и следующая наша беседа, будет посвящена главному, без чего не состоится игра. Это шахматная доска. (в классе стоит демонстрационный шахматный столик).

- На ней ведётся шахматное сражение. Шахматная доска аккуратно рассечена на равные клетки – квадратики. Это – поля. Светлые квадратики – это белые поля, тёмные квадратики – это чёрные поля. (Показ)

-Это клеточки по которым мы ходим. Всех вместе шестьдесят четыре. В шахматы играют два противника. Их ещё называют Партнёры. Жителей страны называют фигурами. Сейчас мы с ними познакомимся. На свете есть много сказочных стран. Некоторые из них называются "королевствами" – в них правят короли. Шахматная страна – тоже королевство. Мы с вами находимся в этом королевстве и поближе познакомимся с его жителями.

(Выходят ребята-фигуры)

- В шахматной стране есть правитель да не один, а целых два (выходят два мальчика, в руках держат фигуры королей):

На шапке – пика острая,
Завидна моя роль:
Всех выше, выше ростом я
Конечно, я: (Король)

Мы очень похожи друг на друга и отличаемся только цветом.

Король любит гладкий, расчищенный путь:
В любую он сторону может шагнуть,
Однако легко ты заметишь дружок,
Что в силах он сделать не шаг, а шажок.
Всего одно поле – вот шага длина,
Не очень проворен Король – старина.
Зато начеку королевская рать –
Задача её – Короля охранять.
Ведь если б Король беззащитный погиб.
Фигуры войну продолжать не могли б.
Запомни: Король всех главней, всех важней,
Нет в Шахматном войске важнее вождей.

Шахматная королева: Жители этой страны тоже делятся на белых и чёрных, смотря по тому, какому королю они служат

Ладья

Вот внимательно гляди,
Башня круглая такая,
И бойницы сквозь зубцы.
По краям доски – (Ладьи)
Мы стоим как башенки.
Видимо, ладья упряма, если ходит только прямо,
Не петляет – прыг да скок, не шагнёт наискосок.
Так от края и до края может двигаться она
Эта башня боевая, неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжёлый у Ладьи, в бой её скорей веди!

Слон

У каждого короля нас слонов по два, два белых и два чёрных. Но на обычных слонов мы не похожи.

Очень трудно ошибиться:
Шапка острая на нас
Стоим рядом (не садимся!)
И с ферзём и королём.
Если слон на белом поле встал вначале, (не забудь!)
Он другой не хочет доли – знает только белый путь.
А когда на поле чёрном слон стоит, вступая в бой,
Ходит правилам покорный, чёрной тропкой – слон такой.
До конца игры слоны – цвету одному верны.

Ферзь

Мы главные советники королей. Нас называют ферзями.

Стоим рядом с королём,
Но не путать со Слоном,
И с ладьёй сравнить нельзя
Суперсильного: Ферзя.

Ферзь в шахматах, можно сказать чемпион,
И шаг у Ферзя широк.
Ферзь может ходить как Ладья и как Слон
И прямо и наискосок.
Направо, налево, вперёд и назад…
А бьёт он и вдаль и в упор.
И, кажется, будто Ферзю тесноват,
Доски чёрно-белый простор.
Ферзь очень опасен вблизи и вдали –
Ты больше внимания Ферзю удели.

Конь

А нас можно сразу узнать – у нас есть и глаза, и уши, и грива.

Мы ушасты и гривасты,
Смело скачем сквозь огонь
Ну, отгадывай, не хвастай:
Да конечно это: (Конь).

Не мила Коню неволя, перед ним простор широк.
Очень ловко на два поля совершает Конь прыжок,
Замечательный прыжок: поле – прямо, поле – вбок.

Пешка

Мы маленькие жители шахматной страны и фигурой не зовёмся. Мы пешки. Сверху – кругленький орешек и воротничок! Нас много – 8 белых и 8 чёрных. Каждая из нас в бою всегда храбро дерётся. И если кто-то из нас отличится в сражении, то может "подрасти" и стать фигурой.

Пешка, маленький солдат, лишь команды ждёт,
Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд.
На войну, не на парад, Пешка держит путь.
Ей нельзя пойти назад, в сторону свернуть.
Чтоб в борьбу вступить скорей, в рукопашный бой.
Первым ходом можно ей сделать шаг двойной.
А потом вперёд, вперёд, за шажком шажок.
Ну, а как же Пешка бьёт?
Бьёт наискосок!

Шахматная королева: Ну вот мы и познакомились со всеми шахматными фигурами. А сейчас посмотрите на экран и догадайтесь, какие фигуры спрятались в словах: Коньки, заслонка, спешка, оладьи? (игра слов)

- Измените одну букву, чтобы получилось название фигуры: бадья, печка, корь, пушка.

- Игра в шахматы настолько популярна, что часто её можно встретить и в литературных, мультипликационных произведениях.
Сейчас с помощью небольшой викторины мы узнаем какие же литературные герои любили играть в шахматы.
1. Какой герой Эдуарда Успенского любил играть в шахматы? (Крокодил Гена)
2.Как звали девочку, которой в Зазеркалье удалось принять участие в игре в гигантские шахматы? (Алиса)

3. Как звали друга Незнайки, героя повести Носова, который очень любил ходить в клетчатых костюмах. (Сиропчик)
4. Как звали героя, который в борьбе за философский камень вынужден был, рискуя с друзьями жизнью, сыграть в кошмарную игру в Волшебные шахматы. (Гарри Поттер)

- А в каких мультипликационных и художественных фильмах можно увидеть шахматы? (показ скриншота мультфильма или фильма )

Чтоб играть и побеждать
Надо доску знать на "пять"!
Доску, положив на столик,
Ты представь, что это поле,
Только в поле том не грядки-
Клетки в шахматном порядке.
Этот шахматный порядок
Очень прост как ночь и день.
Видишь: с белой клеткой рядом
Клетка чёрная как тень!
Доску правильно клади,
На углы всегда гляди,
Чтоб у правого угла
Клетка белая была!

Шахматная королева: Шахматы – это не просто игра, это ещё и вид спорта. На весь мир известны имена шахматных чемпионов.

Чемпионы мира по шахматам( произносят участники мероприятия) (показ презентации)

Александр Александрович Алехин — ЧМ с 1927 по 1935 г.г. и с 1937 по 1946 г.г.
Михаил Моисеевич Ботвинник — ЧМ с 1948 по 1957 г.г., с 1958 по 1960 г.г. и с 1961 по 1963 г.г.
Василий Васильевич Смыслов — ЧМ с 1957 по 1958 г.г.
Михаил Нехемьевич Таль — ЧМ с 1960 по 1961 г.г.
Борис Васильевич Спасский — ЧМ с 1969 по 1972 г.г.
Анатолий Евгеньевич Карпов — ЧМ с 1975 по 1985 г.г
Гарри Кимович Каспаров — ЧМ с 1985 по 1993 г.г.

Александр Сергеевич Карякин (Обладатель Кубка мира ФИДЕ 2015 года[5]. Чемпион мира по быстрым шахматам (Астана, 2012), чемпион мира по блицу (Доха, 2016).

- Шахматы требуют выносливости. Недаром выдающиеся шахматисты — хорошие спортсмены. Гарри Каспаров например увлекается футболом, плаванием, велосипедом и легкой атлетикой. А как вы думаете какой вид спорта любит Анатолий Карпов? (теннис).

Стремительное развитие электроники и компьютеров, интернета отразилось на шахматах. С помощью компьютеров стало легче готовиться к турнирам, компьютеры представляют реальную угрозу даже чемпионам мира.

- А еще 20 июля весь мир отмечает Международный день шахмат. Вот мы и подошли к финалу нашего путешествия. Я предлагаю вам отгадать, какой вид спорта называют «шахматами на льду», т.к. в этой игре главное, как и в шахматах, – тактика, каждый удар в которой надо просчитать наперёд, всё осмыслить и выбрать правильный подход. Как вы думаете, что это за игра? Эта игра входит в список зимних олимпийских игр, которые в 2018 году пройдут в Южной Кореи (керлинг)

-Как много мы с вами сегодня узнали. Я предлагаю вам попробовать ответить на вопросы викторины.

1. Какая страна родина шахмат?  

А) Россия;                                        В) Индия;

Б) Китай;                                          Г) Тува.

2. Сколько полей на шахматной доске?

А) 48;                                               В) 50;

Б) 64;                                                Г) 16.

3. Назови среди фигур фигуру, которая ходит только вперед:

А)  Король;                                  В) Пешка;

Б) Конь;                                         Г) Ферзь.

4. Назови среди фигур единственную фигуру, которая может перепрыгивать через свои и чужие фигуры:

А) Слон;                                       В) Пешка;

Б) Конь;                                        Г) Ферзь.

5. Нападение на короля называется:

А) Мат;                                          В) Пат;

Б) Ничья;                                      Г) Шах.

6. Какая шахматная фигура равноценна слону:

А) Пешка;                                       В) Ладья;

Б) Ферзь;                                        Г) Конь.

7. Одновременное нападение на две фигуры:

А) Ложка;                                      В) Вилка;

Б) Крышка;                                     Г) Тарелка.

8. Самая ценная фигура в шахматном войске:

А) Ферзь;                                         В) Король;

Б) Ладья;                                          Г) Пешка.

Шахматная королева: Молодцы! На этом, я должна закончить. Меня ждут мои друзья – шахматные фигуры. Им без меня никак нельзя. До свидания, ребята, до встречи на шахматной доске!

Кл. руководитель: Ну что же королева предложила нам встретиться на шахматной доске. (в классе на полу шахматное поле) Давайте попробуем выстроиться на шахматном поле и показать как же ходит конь. Ведь в самом начале нашего мероприятия возник спор. (дети показывают ходы)

А закончить наше увлекательное путешествие я хочу стихами Ирины Седовой
Шахматы — это интересно,
И для головы полезно,
Шахматы — это обучение,
Шахматы — это развлечение,
Это множество друзей,
Вместе с другом веселей.
Подружитесь с шахматами, и ваша жизнь заиграет новыми красками, а 20 июля – Международный день шахмат станет и вашим праздником!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!