О пользе шахмат для детей.
С самых первых занятий школьник учится принимать самостоятельные решения, логически оценивать происходящее. Стоит ли сейчас ходить конем? – даже такой простой вопрос, станет его первым шагом на пути к самостоятельности и ответственности.
В шахматы весьма сложно играть гиперактивному ребёнку, но если все-таки удастся его заинтересовать игрой, это положительно скажется на его поведении, он станет спокойнее и усидчивее, так как шахматы способствуют концентрации внимания.
Уже с первых этапов обучения игре ученик начальных классов учится планировать свои действия, строить прогнозы, распоряжаться временем и достигать поставленных целей.
Этот спокойный и немного скучноватый с виду спорт воспитывает характер каждого ребёнка, тренирует его волю к победе. Уже через пару тренировок юный шахматист понимает, что результат поединка зависит только от него, он сам отвечает за ошибки и победы.
Правила поведения за шахматной доской.
Играть надо молча, не спеша.
Если дотронешься до фигуры противника, ее придется побить (если это возможно).
Если тронешь свою фигуру, ею нужно обязательно сделать какой - нибудь ход.
Если сделал ход и отпустил руку от своей фигуры, перехаживать нельзя.
Нельзя мешать партнеру думать.
Нельзя подсказывать игроку.
Не следует вслух произносить «шах» и «мат»
Если какая- нибудь своя фигура или фигура противника расположена не в середине клетки, то при своем ходе можно сказать: «Поправляю» - и поставить ее поаккуратнее.
Если выиграешь, нельзя насмехаться над партнером и зазнаваться.
Если проиграешь, не стоит расстраиваться – даже лучшие шахматисты мира потерпели в своей жизни много поражений.
После окончания партии проигравший пожимает противнику руку – это дань уважения партнеру.
Перед партией тоже принято рукопожатие.
Запрещается водить пальцем по шахматной доске, вычитывая варианты.
Советы родителям будущих шахматистов.
Не спешите вести ребёнка в шахматную школу. Эта ошибка может поставить самую жирную точку в шахматной карьере дошкольника ещё до её начала.
Не предлагайте играть в шахматы. Сядьте за доску и играйте сами с собой в шахматы. Играйте с другом, с женой, с мужем, да с кем угодно и пусть вы даже не умеете в них играть. Просто переставляйте фигурки. Пусть ребёнок увидит этот процесс. Пусть смотрит. И он обязательно скажет: я тоже хочу. Не спешите сразу играть с ребёнком после этого – пусть подождёт, пока родитель закончит партию и «поймает короля». Это заинтригует.
Не ругать, а хвалить. Нельзя заставить любить то, что другой любить не хочет. Вызовите желание полюбить шахматы. Не давите на результат. У ребёнка должно сформироваться правильное отношение к поражениям. Важно определять причины проигрыша, но не ругать. Поражение показывает недостатки в игре. Без поражений не бывает побед. Важно, чтобы у ребёнка не выработался психологический барьер, связанный со страхом поражения. В этом случае он не захочет играть.
Не перегружайте ребёнка. Даже взрослого выматывают партии по два часа подряд. Малышу достаточно получаса. Младшему школьнику – максимум час. После этого нужно от шахмат оторваться и заняться чем-то другим. Как только вы видите, что ребёнок начал зевать, он устал - прекращайте занятия.
Оберегайте малышей от сладкого. Сахар вызывает повышенную активность у детей, они становятся менее усидчивыми, а шахматы требуют усидчивости и концентрации.
Самых маленьких учите шахматам играя. Периодически можно сочинять шахматные сказки, играть в кукольный театр с фигурками, лепить их с малышом из пластилина и вырезать из картона. Рисуйте фигуры, сочиняйте с ребёнком про них стихи и рассказы. Придумывайте комиксы. Играйте дома и на отдыхе в различные околошахматные игры, например, эстафету на быструю и правильную расстановку фигур на доске. В общем, творите.
Потихоньку приучайте ребёнка к серьёзному отношению к игре: «шахматы любят тишину», «в шахматы играют медленно, чтобы придумать лучший ход». Уважайте маленького шахматиста. Не разрешайте изменять ходы или взаимно возвращать их. Учите детей играть не руками, а головой.
Не поддавайтесь. Многие родители готовы специально проиграть ребёнку, чтобы он не расстраивался. Но это педагогически не верно – ребёнок чувствует обман. Шахматные тренеры считают, что лучше, чтобы уровнять шансы – дать фору – хоть половину фигур на доске. Но играть в полную силу.
Отношение к турнирам может быть двояким. С одной стороны психологи не рекомендуют окунать ребёнка в серьёзные соревнования до 10-12 лет, с другой, турнир – это место встречи детей, увлечённых одним делом, это событие, которое остаётся в памяти, это возможности для шахматного туризма – съездить на турнир в соседний город, заодно и его посмотреть.
Когда ребёнок, глядя на играющих родителей, серьёзно увлечётся шахматами и потом перерастёт в силе своих домашних учителей, отдавайте его в шахматную секцию. Но не возле дома. Ищите тренера, который сможет провести малыша дальше, разгадать и развить его сильные стороны.
Опытные тренера уверены – третий и второй юношеские разряды по шахматам достижимы почти любым ребёнком. И это очень хороший уровень, который, даже если шахматы останутся на всю жизнь хобби, позволят достойно играть с большинством друзей и знакомых. А ещё шахматы развивают оба полушария мозга и помогают в освоении точных наук.
Немного о шахматах…
Прославленный советский педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти».
Шахматы – древняя интеллектуальная игра, не потерявшая актуальности и сегодня, спустя полтора тысячелетия после своего появления. Она неизменно входила в образовательный курс индийских, персидских и арабских правителей и военачальников, европейских королей и рыцарей, русских царей и витязей.
В древних и средневековых шахматах имелось немало экзотических модификаций фигур: драконы, кентавры, епископы, всадники и т. д. С развитием цивилизации их набор пополнялся, в том числе гренадерами, саперами и другими военными специалистами, а XX век обогатил шахматы танками, самолетами, и даже атомной бомбой, в которую превращается пешка, добравшись до последней горизонтали.
Человек, занимающийся игрой в шахматы, должен быть физически выносливым и иметь крепкую нервную систему. Говорят, что именно во время игры в шахматы скончались Иван Грозный и королева Бельгии Мария Генриетта Анна.
Складная шахматная доска была изобретена в 1125 году священником-шахматистом. Церковь запрещала священникам играть в шахматы, поэтому изобретательный пастор просто складывал доску пополам, чтобы она казалась похожей на лежащие друг на друге книги.