СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школа креативного мышления

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В информационном обществе произошло усложнение произошло усложнение деятельности специалистов различных отраслей. Высокая интенсивность и содержательность деятельности ебуют не только глубоких профессиональных знаний, но и развитых способностей мыслить нестандартно и оригинально в процессе решеения различных професиональных задач. Поэтому необходимо культивировать и развивать нестандартность в каждом ребенке, видеть в них национальное богатство, залог процветания общества.

Просмотр содержимого документа
«Школа креативного мышления»















ПРОГРАММА КУРСА

« ШКОЛА РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ»





































СОДЕРЖАНИЕ



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Актуальность и перспективность программы……………………….4

  2. Цель и задачи программы……………………………………………..5

  3. Продолжительность курса…………………………………………….6


      1. ПЛАНЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ


  1. Модуль №1 Введение в программу развития креативного мышления..6

  2. Модуль №2. Развитие творческого потенциала...……………………….7

  3. Модуль №3. Образная креативность: понятие и развитие...…………...9

  4. Модуль №4. Вербальная креативность: понятие и развитие..………..10

  5. Модуль №5. Подведение итогов………………………………………..11

  1. НАУЧНЫЕ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ, НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ.


  1. Методологическая основа программы. ……………………………. 12

  2. Ожидаемые результаты……………………………………………….14

  3. Требования к результату усвоения программы……………………..14

  4. Система оценки достижения планируемых результатов…………...15

  5. Список литературы……………………………………………………15












  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Актуальность и перспективность программы.


Инновационное развитие России является актуальной задачей, способной обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Решить такую стратегическую задачу под силу т ем, кто способен создавать принципиально новые идеи. Инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни – это качества человека новой эпохи.

В информационном обществе произошло усложнение деятельности специалистов различных областей. Высокая интенсивность и содержательность деятельности требуют не только глубоких профессиональных знаний, но и развитых способностей мыслить нестандартно и оригинально в процессе решения разнообразных профессиональных задач. Поэтому необходимо культивировать и развивать одаренность в каждом ребенке, видеть в них национальное богатство, залог процветания общества.

Разглядеть одаренного ребенка сложно, не разработан единый диагностический инструментарий для выявления детей, относящихся к категории «одаренных». Об одаренности ребенка зачастую педагоги судят по успеваемости школьника, считая при этом, что, если школьники сами справляются с учебой, не требуют особого внимания к себе. Однако у одаренных детей могут быть социально - психологические проблемы в сфере общения. Одаренность может вписываться органично в жизнедеятельность, а может породить множество социально-психологических и внутриличностных противоречий. Поэтому актуальным является вопрос выявления и психологического сопровождения одаренных детей. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.

Таким образом, необходимость программ по развитию креативного мышления учащихся общеобразовательных организаций, и в особенности одаренных детей, диктуется временем. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области.

Оптимальной моделью системы работы является многоуровневая структура, позволяющая выявить, создать условия и обеспечить развитие личности, способной к инновационной, творческой деятельности. Креативное мышление имеет сложный характер и структуру. Оно не только проявляется, но и существует в деятельности, оно в деятельности формируется (А.М. Матюшкин, В.В. Давыдов, Я.А. Пономарев, Д.Н. Завалишина, В. Заика, Д.Б. Богоявленская, И.С. Якиманская). Положение о взаимосвязи обучения и развития занимает важное место среди основных методологических положений отечественной психологической науки (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Н.А. Менчинская, З.И. Калмыкова, С.Г. Костюк, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец). Программа по развитию креативного мышления разработана в соответствии с данным положением и предполагает сочетание теоретического материала и практических занятий по формированию и развитию навыков креативного мышления.

Таким образом, можно утверждать, что креативность человека – это неоднородное свойство, имеющее несколько характеристик. Самыми распространенными являются характеристики, выделенные известным американским психологом Джоем Полом Гилфордом еще в 60-е годы 20 века.1 Этих характеристик всего четыре:

  • Продуктивность

  • Гибкость

  • Оригинальность

  • Умение решать сложные задачи

Специфика данной программы в том, что в ней предпринята попытка преодолеть ограниченность отдельных подходов к развитию креативности, ориентированных либо целиком, либо преимущественно на развитие той или иной (чаще всего когнитивной) ее составляющей. На наш взгляд, необходим более комплексный подход к такому сложноорганизованному явлению, какой является креативность.


  1. Цель программы:

Центр по выявлению и поддержке одаренных детей «Талант и успех» подготовил программу развития креативного мышления для школьников с целью способствовать осознанию учащимися креативности в себе, развития способности к продуктивному мышлению и поведению, что позволит создать эффективную систему работы, развивающую и поддерживающую одаренных детей.

Для достижения цели ставятся задачи:

  • осознание учащимися ценности креативных черт собственной личности и преодоление барьеров проявления креативности;

  • актуализация таких личностных качеств, как уверенность в себе, независимость, решительность, настойчивость при достижении цели, способность отстаивать свое мнение, способность к риску и творческой самореализации;

  • развитие интеллектуальные качества, входящих в состав креативности: беглости, гибкости и оригинальности мышления, воображения, уметь находить неожиданные ассоциации;

  • формирование у учащихся навыков и умений управления креативным процессом;

  • развитие живого интереса к процессу познания окружающего мира через новые подходы и оригинальные педагогические методики.

  • формирование навыков коммуникации и командной творческой работы.

  1. Продолжительность курса. Общее количество занятий — 15, которые могут проводиться интенсивно во время школьных каникул в течение 5 дней или на протяжении полугодия один или два раза в неделю. Продолжительность одного занятия — 45 минут. Возрастная категория: учащиеся 11-15 лет, имеющие признаки одаренности.

Оптимальное количество участников – 15-20 человек в группе. Группы формируются по принципу добровольности.



  1. СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ И ПЛАНЫ ЗАНЯТИЙ



МОДУЛЬ №1 «ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К МОДУЛЮ: Понятие креативности. Развитие креативности как общая творческая способность. Развитие креативности в структуре общей одаренности.

Проявления креативности: быстрота, гибкость мышления, оригинальность мышления, воображение, чувство юмора. Развитие креативности как преобразующая внешняя активность. Развитие креативности и деятельность. Этапы креативного процесса.

Эмоции в креативном процессе. Барьеры креативности. Инерция мышления. Состояние «творческого кризиса» и его преодоление.


Цель модуля:

1. Обозначить цели, принципы и режим работы в школе.

2. Познакомить обучающихся с современными концепциями креативности.

3. Провести диагностику креативности обучающихся школы.

4. Организовать знакомство участников друг с другом.

6. Сформировать интерес и мотивацию к посещению дальнейших занятий.


Практические занятия по модулю: (3 занятия по 45 минут)

Цель занятия №1: Диагностика творческого мышления обучающихся.

План проведения занятия:

  1. Знакомство.

  2. Обсуждение правил работы и поведения в школе.

  3. Выработка ритуала приветствия.

  4. Диагностика креативности по тесту Торренса.


Цель занятия №2: Снятие барьеров в общении, развитие беглости и гибкости, способности классифицировать поведенческую информацию различными способами

План проведения занятия:

  1. Разминка.

  2. Объединение персонажей сказок по общему признаку. (Упражнение «Что любит пончик»)

  3. Поиск рифмы, стихосложение (Упражнение «Баллада о кроте»)

  4. Рефлексия, подведение итогов

  5. Ритуал окончания занятия.


Цель занятия №3: Развитие способности с разных сторон подходить к свойствам и характеристикам объектов.

План проведения занятия:

  1. Разминка.

  2. Нестандартный взгляд на вещи. (Упражнение «Как научиться продавать старую шляпу…»)

  3. Рефлексия, подведение итогов.

  4. Домашнее задание.

  5. Ритуал окончания занятия.


 МОДУЛЬ №2 «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К МОДУЛЮ: Расширение восприятия. Развитие способности видеть многофункциональность вещи. Развитие способности к соединению противоположных идей из разных областей опыта и использование полученных ассоциаций для решения поставленной задачи. Психотехники креативного мышления: интеллектуальные, вербальные, телесные. Развитие творческого воображения. Интуиция – генератор креативности. Развитие интуиции. Техники релаксации. Методы направленной медитации и управляемого воображения. Спонтанное действие. Целеобразование. Групповые методы развития креативности. Партнерское взаимодействие. Принятие решений в стратегическом планировании.

Цель модуля:

  1. Совершенствовать навыки общения, сплочение коллектива.

  2. Продемонстрировать основные качества, которым и характеризуется творческое мышление.

  3. Преодолеть барьеры на пути к творческой самореализации.

  4. Развить творческую фантазию.


Практические занятия по модулю: (3 занятия по 45 минут)

Цель занятия №1: закрепление тренингового стиля общения; актуализация потребности творчески относиться к жизни и самому себе; осознание того, что такое креативность, каковы ее проявления; формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию.

План проведения занятия:

  1. Ритуал приветствия.

  2. Разминка.

  3. Создаем целое из элементов (Упражнение «Треугольный робот»)

  4. Составление списка качеств, важных для творчества (Упражнение «Рисуем креативность»)

  5. Рефлексия.

  6. Ритуал окончания занятия.


Цель занятия №2:  снятие стереотипности мышления и восприятия; осознание этапов креативного процесса; осознание барьеров проявления креативности; развитие навыков управления креативным процессом; развитие психологической наблюдательности.

План проведения занятия:

  1. Психологическая разминка: упражнение «Рекорд группы».

  2. Цепочки из слов (Упражнение «Как из мухи сделать слона»)

  3. Рефлексия

  4. Ритуал окончания занятия.


Цель занятия №3: интегрирование навыков управления креативным процессом; развитие умения абстрагироваться от содержания известных функций, предметов и явлений; развитие версионного мышления; снятие деструктивных элементов (через осознанный запрет на разрушающие, негуманные идеи); развитие навыков управления воображением.

План проведения занятия:

  1. Разминка.

  2. Работа со словесными ассоциациями (Упражнение «Слова – настроения или звуки Нового года».)

  3. Рефлексия

  4. Задание на дом.

  5. Ритуал окончания занятия.

 

 МОДУЛЬ 3 «ОБРАЗНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ: ПОНЯТИЕ И РАЗВИТИЕ»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К МОДУЛЮ: Образная креативность: понятие, основные параметры. Развитие беглости, гибкости, оригинальности образной креативности. Системы поиска, отбора и фильтрации информации. Приемы генерации идей. Ментальные карты. Концептуальные карты. Креативные методы на основе когнитивного диссонанса. Методы на основе графических техник.


Цель занятия №1: совершенствование ассоциативных механизмов мышления; развитие навыка вовлечения в процессе поиска решения проблем неосознаваемых пластов опыта; снятие реципрокности в работе больших полушарий головного мозга.

 План проведения занятия:

  1. Ритуал приветствия.

  2. Обсуждение домашнего задания.

  3. Разминка

  4. Символические связи (Упражнение «Слово - ухо», «Армия групп»)

  5. Рефлексия.

  6. Ритуал окончания занятия.

Цель занятия №2: развитие вербальных функций дивергентного мышления; развитие образного мышления; развитие воображения.

 План проведения занятия:

  1. Психологическая разминка.

  2. Трансформация объектов (Упражнение «Игра в прятки»).

  3. Символическая трансформация (Упражнение «Придумай ребус»).

  4. Рефлексия.

  5. Ритуал окончания занятия.


Цель занятия №3: развитие невербальных функций дивергентного мышления; развитие фантазии, изобретательности, экспрессивности; развитие навыков преодоления стереотипов поведения.

План проведения занятия:

1. Психологическая  разминка: упражнение “Известный персонаж”.

5. Упражнение “Нестандартное действие”.

6. Упражнение “Групповой рисунок”.

7. Упражнение “Рисуем музыку”.

8. Упражнение “Скульптура”.

9. Задание на дом: 

10.   Ритуал окончания занятия.

 

МОДУЛЬ 4 « ВЕРБАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ: ПОНЯТИЕ И РАЗВИТИЕ»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К МОДУЛЮ: Вербальная креативность: понятие, основные параметры. Развитие беглости, гибкости, оригинальности вербальной креативности. Технологии системного мышления. Техники пробуждения собственного творческого потенциала. Технологии теории решения изобретательских задач. Приемы и способы генерирования идей: стратегия креативности У. Диснея, мозговой штурм, синектика. Мыслительные колпаки Э. де Боно. Контрольные таблицы А. Осборна. Анализ слов-раздражителей. Морфологический ящик (Ф. Цвикки). Игры гештальт-терапии. НЛП-техники. Методы на основе развития сюжета. Методы организации структурированных групповых дискуссий и обсуждений.

Цель модуля:

1.Развитие беглости, гибкости, оригинальности вербальной креативности.

2. Обучить обучающихся пользоваться собственной креативностью при решении жизненных проблем, постановке и достижении целей.

3. Развить способность рефлексии (возможности для самоосознания, осмысления действий в контексте личного жизненного пути).

 Цель занятия №1: обогащение сознания позитивными мыслями и чувствами о себе; осознание сильных сторон своей личности, т.е. таких качеств, которые дают чувство внутренней устойчивости и доверия к самому себе; усиление самоинтереса; снятие ситуативно-отрицательного отношения к себе.

  План проведения занятия:

1. Ритуал приветствия.

2. Обсуждение домашнего задания.

3. Психологическая разминка.

4. Слова – идеи (Упражнение « Электропуговица или как придумывать новые слова»).

5. Рефлексия

6. Ритуал окончания занятия.

Цель занятия №2: развитие невербальной разработанности; развитие способности создавать отношения между образами и предложенными идеями.

   План проведения занятия:

  1. Психологическая разминка.

  2. Выстраивание образных отношений (Упражнение «Образы - символы»).

  3. Групповая дискуссия.

  4. Рефлексия.

  5. Ритуал окончания занятия.

 Цель занятия №3: развитие беглости; развитие умения сопротивляться давлению и отстаивать свое мнение; отработка навыка уверенного реагирования на критику; развитие навыка убеждения других.

План проведения занятия:

  1. Психологическая разминка.

  2. Как привлечь внимание (Упражнения «Придумай заголовок», «Подписи к карикатурам»).

  3. Рефлексия.

  4. Задание на дом.

  5. Ритуал окончания занятия.

 

 МОДУЛЬ 5 ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Цель модуля: обобщение и систематизация знаний и навыков. Итоговое тестирование. Беседа о творчестве и саморазвитии.

Цель занятия №1: закрепление навыков убеждения другого; развитие самостоятельности в решении своих жизненных проблем; развитие решительности, настойчивости при достижении цели; развитие смелости).

План проведения занятия:

 1. Ритуал приветствия группы.

2. Обсуждение домашнего задания.

3. Психологическая разминка.

4. Волшебные слова в нашей жизни (Упражнение «Поговорка дракона»).

5. Рефлексия.

6. Ритуал окончания занятия.

 

 Цель занятия №2: Развитие вербальной оригинальности и разработанности.

План проведения занятия:

  1. Диагностика креативности по тесту Торренса.

  2. Прощание со школой.

 Цель занятия №3: интегрирование опыта, приобретенного в группе, в целостную картину своей личности;  формирование готовности и после окончания тренинга экспериментировать со своими возможностями, творчески относиться к жизни, к самому себе; закрепление тех качественных изменений, которые произошли в ходе тренинга и  определение основных ориентиров для последующего саморазвития личности каждого участника.

 План проведения занятия:

1. Психологическая разминка: упражнение “Футболка с надписью”.

2. Упражнение “Путь к цели”.

3. Диагностика креативности.

4. Завершение занятий.


  1. Научные, методологические, нормативно-правовые и методические основания программы.


  1. Методологическая основа программы

Область креативности сложна для исследований и вызывает множество споров, поскольку эмпирическое поле фактов, относящихся к данной проблеме, очень широко. Так, в психологической литературе существуют различные взгляды на природу и определение креативности (Г. Айзенк, Дж. Гилфорд, Е. Торренс, Э. Де Боно, Т.И. Артемьева, Б.Г. Богоявленская, Г.В. Бурменская, Л.С. Выготский, C.Л. Рубинштейн, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, В.Э. Чудновский и др.). В широком понимании креативность рассматривается как общая способность мыслить нестандартно, проявляющаяся в различных сферах человеческой активности; креативным же можно считать человека, склонного к нестандартным, оригинальным способам решения задач, открытию нового, созданию уникальных продуктов.

:

  • деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий, Г.И. Щукина и др.), поскольку деятельность играет ведущую роль в процессе развития личности, направленной на творческое преобразование и самосовершенствование;

  • личностно ориентированного подхода (Б.Г. Ананьев, Е.В. Бондаревская, В.В. Краевский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), который признает индивидуальность и самоценность личности, обеспечивает развитие личности через организацию ее деятельности; Исходной теоретической базой для разработки программы стали:

  • теории развития креативности (Дж. Гилфорд, А. Маслоу, К. Роджерс, П. Торренс, Г.С. Батищев, Д.Б. Богоявленская, В.В. Давыдов, Н.Д. Дружинин, Я.А. Пономарев, В.Д. Шадриков и др.), позволяющие выявить параметры и показатели креативности;

  • идеи доминирующей роли мотивации при формировании креативности личности (З. Фрейд, А. Маслоу, К. Роджерс, А.В. Брушлинский, Д.Б. Богоявленская, С.Л. Рубинштейн), а также идеи самореализации, самоактуализации личности А. Маслоу, К. Роджерса;

  • теория Гальперина П.Я. планомерного поэтапного формирования умственных действий;

  • в основе программы используется методическое пособие, разработанное Ю.Б. Гатановым «Курс развития творческого мышления».


В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

  • Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

  • Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

  • Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

  • Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности. Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.


При реализации программы используются следующие методы:

  • дискуссия;

  • интервьюирование;

  • мини-лекции;

  • ролевые и имитационные игры.

Игры и упражнения, использованные в программе, не являются оригинальными. Это хорошо известные психологам, разработанные в различных направлениях психологического тренинга, других видах активной психологической работы, методы и приемы, несколько измененные в зависимости от целей работы. В конце мы приводим список литературы, где можно найти использованные нами и многие другие упражнения.


  1. Ожидаемые результаты. Реализация программы создаст условия для формирования и развития креативного мышления, самореализации личности, будет способствовать развитию уверенности в себе, творчеству и наиболее полной реализации способностей обучающихся.

  2. Требования к результату усвоения программы. Готовность и способность обучающихся к саморегуляции, саморазвитию и самообразованию. Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Ставить и формулировать новые задачи в познавательной и практической деятельности, научиться ставить цели и планировать пути их достижения, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. Планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.


  1. Система оценки достижения планируемых результатов. Система оценки результатов освоения программы состоит из результатов включенного наблюдения, качественной оценки выполненных заданий, результатов диагностического обследования.




ЛИТЕРАТУРА

  1. Гин А. А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителей. 9-е изд. –

  2. Гин А. А. ТРИЗ-педагогика: электронная книга. – М.: ТРИЗ-профи, 2015.

  3. Гин А. А., Андржеевская И. Ю. 150 творческих задач о том, что нас окружает: учеб.-методич. пособие. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

  4. Гин А. А., Андржеевская И. Ю. Как не стать добычей: Серия «Библиотека Мир 2.0». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

  5. Гин А. А., Андржеевская И. Ю. Однажды в истории: Серия «Библиотека Мир 2.0». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.

  6. Гин А. А., Андржеевская И. Ю. Хищники нападают: Серия «Библиотека Мир 2.0». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

  7. Гин А. А., Кавтрев А. Ф. «Креатив-бой»: как его провести: метод. пособие для общеобразоват. школ и учрежд. дополн. образования. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

  8. 5. Гин А.А., Кудрявцев А.В., Бубенцов В.Ю., Серединский А. Теория решения изобретательских задач: учебное пособие I уровня: учеб.-метод. пособие. Изд. 2-е. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

  9. Гин А. А., Кавтрев А. Ф. Объяснить необъяснимое: Серия «Библиотека Мир 2.0». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

  10. Гин А. А., Серебренников А. Сценарии мини-спектаклей для начальной школы: пособие для общеобразоват. школ и учрежд. дополн. образования. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

  11. Гин А., Баркан М. Фактор успеха: учим нестандартно мыслить. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.

  12. Интернет-ресурсы: ВСЕТЕСТЫ.RU - http://vsetesti.ru ?Практическая психология? - http://psynet.narod.ru/main.htm. Сайт ?Мир психологии? - http://psychology.net.ru тестовые методики, подборка тренинговых упражнений для детей и взрослых - http://www.psy-files.ru Электронные психологическая библиотека. - http://www.psylib.kiev.ua

  13. Калошина, И. П. Большая теорема Ферма и психология творчества [Электронный ресурс] : монография / И. П. Калошина. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 319 с. http://www.znanium.com/bookread.php?book=390463

  14. Логинова М.В. Основы философии искусства: Учебное пособие / М.В. Логинова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 159 с. http://www.znanium.com/bookread.php?book=376903

  15. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009.

  16. Оганесян, Н. Т. Практикум по психологии творчества [Электронный ресурс] : учеб.пособие / Н. Т. Оганесян. - 2-е изд., стер. - М. : Флинта, 2013. - 528 с. http://www.znanium.com/bookread.php?book=462916

  17. Сериков, В. В. Развитие личности в образовательном процессе : монография / В. В. Сериков. - М. : Логос, 2012. - 448 с. http://www.znanium.com/bookread.php?book=469028

  18. Фаер С. А., Тимохов В. И. Полцарства за идею! Серия «Библиотека Мир 2.0». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013.

  19. https://урок.рф/library/sbornik_programm__shkola_kreativnogo_mishleniya_102359.html - сборник программ

https://kpfu.ru/pdf/portal/oop/77413.pdf РП по управлению творчеством

http://gordvorets.tk/11-2- гатанов видео





1 Электр. ресурс https://4brain.ru/tvorcheskoe-myshlenie/razvitie-kreativnosti.php