Цель: на основе изучения материала об истории школьной формы выявить проблемы ее современного состояния.
Задачи:
Поиск информации об истории школьной формы.
Объект исследования: школьная форма.
Предмет исследования: история школьной формы в России.
Гипотеза: предположим, что современной школе необходимо введение школьной формы.
Из истории школьной формы
Мода на школьную форму пришла в Россию из Англии в 1834 году. Сначала для мальчиков, а затем, когда стали возникать женские гимназии, и для девочек. Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастерках, шинелях, куртках, брюках, черных ботинках и с непременным ранцем за спиной. Форма девочек тоже была строга: коричневые платья с фартуками, правда, из ткани высокого качества и с изящным покроем, который делал девичий силуэт стройным.
Школьная форма в различные
исторические периоды
Российская империя
1834
РСФСР
1918
Принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи
СССР
Период перестройки
1949
Отмена школьной формы
Введена школьная форма
РФ
1988
Некоторые школы в порядке эксперимента отказались от обязательного ношения школьной формы
1992
Изменения во многих сферах
С принятием Закона РФ «Об образовании» - отмена школьной формы во всех российских школах
1999
Отдельные субъекты РФ принимают местные нормативные акты о введении обязательной школьной формы.
Школьная форма до 1917 года была предметом гордости. Мальчикам тогда полагалось носить форму военного фасона, а девочкам – темные строгие платья с плиссированными юбками до колен. По праздникам – белый фартук. Девочки обязательно носили косы с бантами.
Школьная форма в Российской империи
Форма для мальчиков
Школьная форма в Российской империи
Форма для девочек
Школьная форма в СССР
1920-е—1950-е годы
60-90 г.г. 20 века. Платья были скромно украшены кружевными воротничками и манжетами. Ношение воротника и манжет было обязательным. В дополнение к этому девочки могли носить чёрные или коричневые (повседневные) или белые (парадные) банты. Банты других цветов по правилам не допускались. (В целом, форма для девочек мало чем отличалась от дореволюционного образца).
В начале 1980-х была введена форма для старшеклассников. (Такую форму начинали носить с восьмого класса). Девочки с первого по седьмой класс носили коричневое платье, как и в предыдущий период. Только оно стало ненамного выше колен. У мальчиков брюки и куртка заменялись на брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий. Также синей была эмблема на рукаве .
Для девочек в 1984 году был введён костюм-тройка синего цвета, состоящий из юбки-трапеции со складками спереди, пиджака с накладными карманами и жилетки. Юбку можно было носить либо с пиджаком, либо с жилетом, либо весь костюм сразу. Плиссированная юбка, жилет и главное — блузки, с которыми можно было экспериментировать, превращали практически любую школьницу в «юную даму».
Разные эпохи и разная форма, но в каждое время были свои требования общества…
Наши родители и учителя, тоже в детстве носили школьную форму
Школьная форма была отменена в 1992 году, и ученики сменили свои коричневые платья и синие костюмы на повседневную одежду. В современной России не было единой школьной формы, как было в СССР, но многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, имеют свою собственную форму, подчёркивающую принадлежность учеников к тому или иному учебному заведению. Большинство общеобразовательных школ постепенно переходят на обязательную школьную форму, при этом у каждой школы и даже каждого класса она может быть своя.
1985 г.
1962 г.
1995 г.
1975 г.
Школьная форма — это вариант делового костюма.
должна приучить детей одеваться
по-деловому;
«Деловой стиль — это строгий, выдержанный стиль одежды»
должна отражать политику учебного заведения;
должна быть удобной для детей;
должна быть красивой.
СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛЬНАЯ ФОРМА
Так что же такое школьная форма? Школьная форма — повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.
Доводы за школьную форму
- Школьная форма, как и любая форма, дисциплинирует, приводит к сплоченности, способствует выработке в учениках ощущения общности, коллективизма, общего дела и наличия общих целей.
-Форма исключает (во всяком случае, ограничивает) возможность конкуренции между учениками (и их родителями) в одежде, значительно снижает визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка, препятствуя расслоению по принципу «богатые/бедные».
-Единый стандарт на форму, если он принимается на государственном уровне, позволяет гарантировать, что одежда школьников будет соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и не отразится отрицательно на их здоровье.
-Если единая форма существует, её производство можно целевым образом дотировать, поддерживая невысокие цены и снимая с бедных семей часть бремени расходов на обучение детей.
Недостатки школьной формы
- Нежелание детей ее носить
- «Потеря индивидуальности»
- Повышение финансовых расходов на обучение ребенка
- Затраты времени и сил родителей в связи с приобретением формы.
- Низкое качество материалов и пошива школьной формы