СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьная газета как средство формирования функциональной грамотности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен текст выступления для презентации " Школьная газета как средство формирования функциональной грамотности". Материал представляет краткое описание опыта работы по созданию школьной газеты, организации деятельности школьной редакции в условиях работы в сельской школе с малой наполняемостью.

Просмотр содержимого документа
«Школьная газета как средство формирования функциональной грамотности»


Плохова О.М., учитель

русского языка и литературы,

педагог дополнительного образования

МБОУ СОШ с.Лесогорское


Педагогические практики формирования и оценки функциональной грамотности


Школьная газета как средство формирования функциональной грамотности


Сл.1. Титульный

Т ема моего выступления – «Школьная газета как средство формирования функциональной грамотности». Но начну я с понятия «функциональная грамотность» (поскольку это заявлено в теме конференции). Сразу оговорюсь: я не считаю формирование функциональной грамотности инновационным направлением в педагогике. Оно было, есть и будет наряду с другими направлениями. Просто, ранее это не ставили во главу угла в образовании. Но этого требует время, и мы не остаемся в стороне.


Cл.2. Функциональная грамотность


Раскроем смысл понятия «Функциональная грамотность» на примере нескольких определений.

Что объединяет все эти определения? Практическая деятельность человека по использованию полученных знаний, умений, навыков в течение жизни.

Сегодня я расскажу, как в нашей школе формируется функциональная грамотность на примере создания школьной газеты. Многие могут возразить: мол, газета – это уже неактуально.



Сл.3 Борьба печатного слова с непечатным (это не то, о чем вы могли подумать).

Действительно, на фоне засилья гаджетов, социальных сетей, любое печатное издание давно уже проигрывает интернету.

В чем выигрывают интернет, соцсети? В мобильности, конечно. Не нужно тратить время на создание информации. Стоит только запустить поиск – и получишь искомое. Конечно, на этом этапе можно говорить о формировании и оценке информационной грамотности. Но упускаются многие важные аспекты.


Сл.4. Как все начиналось.



Школьная пресса позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы, поддерживает развитие учащихся, их организованность, коммуникативность и коммуникабельность.

В нашей школе два года реализуется проект «Школьная газета «Импульс». У меня уже есть некоторый опыт в создании школьной газеты и довольно положительный, поэтому сложностей с задумкой газеты не было и настроена я была очень оптимистично.






Сл.5 Как все начиналось.

Собрались ученики 8-11 классов, послушали о том, что такое газета, для чего она предназначена, очень вежливо все выслушали, особого интереса не проявили и уткнулись в более привычные им соцсети. Знакомая всем картинка, правда?


Сл.6. Номер газеты «Шанс»

Зашла с другого конца. Показала номера газеты из школы, в которой работала прежде. Предложила сделать пробный номер. Если не «зацепит» - бросим эту затею. Сделали. Зацепило. Стали работать. Сначала номер в четверть. Потом чаще. Нельзя сказать, что было легко, да и сейчас трудно. Пробивать статичность мышления маленького коллектива тяжело, особенно это касается сельской местности, удаленной от города на десятки километров.


Сл.7. Создание команды

В прошлом учебном году мы прошли несколько этапов по созданию газеты.

1 этап – Создание команды единомышленников.

Чтобы издавать и распространять газету, прежде всего, нужна крепкая команда.

Кто входит в команду?

Ну, примерно, 10-15 человек.

А если в школе всего 25? И из них в 8-11 классах учатся в среднем 10 человек? Из них же замотивированных человек шесть?


Сл.8. Редакционная коллегия

Постоянный состав нашей редакции составляет 6 учащихся. Еще несколько человечков – это «временнообязанные» корреспонденты, собирающие материал для выпусков.

Редактор газеты – учитель русского языка.

Многие ребята одновременно выполняют несколько функций: дизайнера, верстальщика, фотографа, корреспондента. Работаем пока всего в двух программах: Word, Microsoft Office Publisher. В планах познакомиться с программой Corel Draw и опробовать ее.




Сл.9. Дух газеты

2 этап – Определение духа газеты.

Какую газету мы собираемся выпускать? Этим вопросом задались, когда собрали команду. Необходимо было все хорошо обдумать и прийти к общему мнению относительно проекта. Определить содержание, дух газеты, ее форму - все это необходимые действия. Для этого необходимо ответить самим себе на такие вопросы (на слайде).




Сл.10. Организация выпусков

Каждый номер газеты представляет задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной.

Например, первый выпуск газеты совпал с Днем защитника Отечества, второй – 8 марта, одновременно оба выпуска представляют собой знакомство учащихся школы с внешним миром, которым является и мир взрослых, и мир сверстников.



Сл.11. 4 этап – Верстка газеты


«Что разместить в начале выпуска?», «Чем мы собираемся открыть номер?» - именно такими вопросами начинается каждое редакционное собрание. Заголовок первой полосы имеет фундаментальное значение: он должен привлечь внимание читателя и возбудить у него желание прочесть статью. Итак, первая полоса газеты - это ее витрина.







Сл.12. Рубрики газеты

Закончив разработку первой полосы, редакция должна организовать верстку остальных частей газеты.

Каждая статья также имеет свою структуру: заголовок; "шапку", дающую основное содержание для беглого ознакомления; "атаку", т. е. первую ударную фразу, призванную удивить, потрясти, привлечь внимание, возбудить желание продолжить чтение; ну и, конечно, концовку - яркую заключительную часть.



Сл.13. Секреты успеха газеты

Планирование.

Заинтересованный, сплоченный актив.

Четкое распределение поручений.

Каждый член редакции газеты должен четко знать, какую часть работы он выполняет при подготовке номера газеты, задания должны быть предельно конкретными (например, корреспондент должен четко знать тему материала, который он должен написать, его жанр, фамилию героя или героев, если они известны, примерный объем материала (количество строк), срок сдачи материала (желательно с запасом).





Сл.14. Наличие постоянного места и оборудования

Наличие постоянного места и оборудования для работы позволит сэкономить время, иметь всегда под рукой необходимые материалы, обеспечить организованную и четкую работу редколлегии. У нас есть постоянное «место жительства»: кабинет русского языка, где в наличии несколько компьютеров, медиапроектор, МФУ.


Сл.15. Оригинальность оформления.

Яркое, грамотное оформление привлекает внимание читателей, делает газету узнаваемой, облегчает восприятие текста.

Нам особенно повезло с тем, что администрация школы выделяет цветной принтер и бумагу для выпуска газеты. Номера выходят действительно яркими и вызывают интерес.


Сл.16. Разнообразие материалов

Чтобы газета была интересной, в ней должны быть представлены различные жанры. Необходимо также, чтобы материалы были разной направленности и объема.

В наших выпусках встречаются различные, в том числе и постоянные жанры. Так, постоянной рубрикой стали интервью с учениками и педагогами. В конце учебного года выпускаются номера, посвященные выпускникам. Постоянной стала «Страница Памяти».


Сл.17. Оригинальное название.

Название газеты должно быть кратким и запоминающимся, благозвучным, отражающим ее назначение и содержание.

Название нашей газеты – «Импульс».


Толковый словарь Ожегова

ИМПУЛЬС

1. Побудительный момент, толчок, вызывающий какое-н. действие (спец.). Электрический и. Нервный и. (распространяющийся по нервному волокну).

2. Внутреннее побуждение к чему-н., интеллектуальный или эмоциональный толчок, стимул (книж.). Волевой импульс. Импульс к творчеству. На слайде.

Думаю, определение из словаря объясняет наш выбор. Очень хотелось, чтобы каждый номер газеты никого не оставлял равнодушным.


Сл.18. Плюсы и минусы школьной газеты

Таблица на слайде

Это ли не формирование функциональной грамотности?

Сл.19. Траектория формирования функц. Грамотности


Процесс работы по созданию выпусков школьной газеты можно наглядно представить на данной траектории. Впрочем, это демонстрация не только работы со школьной газетой, а любой педагогической практики, направленной на формирование функциональной практики


Сл.20. Заключительный





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!