Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г.Немана»
Калининградской области
Задания олимпиады по русскому языку
для обучающихся 2 класса
Цели и задачи:
пробудить и поддержать творческую инициативу обучающихся;
повысить общекультурный уровень;
выявить школьников, обладающих высоким уровнем знаний по русскому языку, одаренных лингвистической интуицией;
развить творческие способности обучающихся;
пробудить желание вдумчиво и бережно относится к родному слову
Составила:
учитель начальных классов
высшей категории
Норвидене С.Н.
г.Неман, 2019г.
Школьная олимпиада по русскому языку. 2019 год.
Ф.И. ученика _________________________________ Класс __________
Задание 1.
Отгадай ребусы.
_________________________
_________________________
____________________________
с
жи ______________________
Задание 2.
Отгадай слова. Запиши.
С глухим – траву она срезает, _________________
Со звонким – и листочки объедает._____________
Задание 3.
Допиши названия животных в выражения:
1).Голоден как .....................
2) Труслив как....……………
3) Хитёр как..........................
4) Упрям как.....…………….
5) Нем как..............................
6) Драчлив как .....................
Задание 4.
В каждой группе слов найди одно лишнее. Подчеркни его и объясни, почему ты его выбрал:
1) Пётр, Катя, Серёжа, Егоров, Мария
2) мяч, кукла, скакалка, шахматы, играет
3) вода, водичка, подводный, водитель, водолаз
4) жираф, ножик, шишки, коршун, кожица
1)______________________________________________________________
2)______________________________________________________________
3)______________________________________________________________
4)______________________________________________________________
Задание 5.
Выберите из ряда слов по три слова-синонима и подчеркните их. (Они отвечают на один вопрос в строчке).
А). Красный, жёлтый, алый, голубой, зелёный, огненный.
Б). Пёс, лошадь, собака, коза, корова, псина.
В). Сердиться, спать, болеть, почивать, дремать, смотреть.
Г). Радость, радоваться, радостный, ликовать, торжествовать.
Задание 6.
Закончи пословицу.
Век живи – век … _______________.
Два сапога … __________________.
Труд кормит, а лень… ________________.
Делу – время, потехе - … ______________.
Один ум – хорошо, а два - … ___________.
Не имей сто рублей, а имей сто … _______________.
Ученье – свет, а неученье - … _________________.
У страха глаза … ___________________.
Дружба дороже …. _________________ .
Задание 7.
Собери буквы, которые рассыпались, получишь животное. Запиши слова.
бруска, аблек, обкаса, вюрдлеб, шокка, берза
_____________________________________________________
Задание 8.
В каждом слове спрятано слово. Найди его и запиши.
Например: смех - мех
А). Столб – _____________________
Б). Удочка – ____________________
В). Дорога - _____________________
Задание 9.
Поставь ударение в словах.
Цепочка, искра, щавель, клеить, километр, алфавит, документ,
портфель, магазин, столяр.
Задание 10.
Кроссворд «Звонкие и глухие согласные».
1. Красные двери в пещере моей, белые звери сидят у дверей. И мясо, и хлеб - всю добычу мою - я с радостью этим зверям отдаю.
2. Весной вырастает, а осенью опадает.
3. Есть и ножка, есть и шляпка, а не гриб.
4. В одежде богатой живет без оконца, да сам слеповатый, не видывал солнца.
5. Мягкие лапки, а в лапках царапки.
6. На самолете это слово и на корабле, можно встретить его и вдоль шоссе.
Задание 11.
Объясни устойчивое словосочетание.
Сидеть как на иголках_____________________________________
Как с гуся вода____________________________________________
Ключи.
Задание 1. Отгадай ребусы.
пенал
закладка
ластик
стрижи
За каждый верно угаданный ребус 2 балла.
Максимальный балл за задание - 8 баллов.
Задание 2. Отгадай слова:
С глухим – траву она срезает, _______коса__________
Со звонким – и листочки объедает._____коза________
За каждое верно угаданное слово 1 балл.
Максимальный балл за задание - 2 балла
Задание 3. Допиши названия животных в выражения:
1).Голоден как ..................... ВОЛК
2) Труслив как....……………ЗАЯЦ
3) Хитёр как..........................ЛИСА/ЛИС
4) Упрям как.....…………….ОСЁЛ
5) Нем как..............................РЫБА
6) Драчлив как .....................ПЕТУХ
За каждое верно написанное слово 1 балл.
Максимальный балл за задание - 6 баллов.
Задание 4. В каждой группе слов найди одно лишнее. Запиши его и объясни, почему ты его выбрал:
1) Пётр, Катя, Серёжа, Егоров, Мария
2) мяч, кукла, скакалка, играет
3) вода, водичка, водяной, водитель, водолаз
4) шило, ножик, шишки, кожица
Объяснение:
1) Егоров – фамилия, остальное – имена.
2) Играет – глагол, остальное – имена существительные.
3) Водитель – не является однокоренным с остальными словами группы.
4) Кожица – состоит из 3 слогов, остальные из 2-х.
За правильно подчёркнутое слово 1 балл.
За верное объяснение своего выбора 1 балл.
Максимальный балл за задание - 8 баллов.
Задание 5. Выберите из ряда слов по три слова-синонима и подчеркните их. (Они отвечают на один вопрос в строчке).
А). Красный, жёлтый, алый, голубой, зелёный, огненный.
Б). Пёс, лошадь, собака, коза, корова, псина.
В). Сердиться, спать, болеть, почивать, дремать, смотреть.
Г). Радость, радоваться, радостный, ликовать, торжествовать.
За верно подчёркнутые в строчке слова-синонимы 1 балл.
Максимальный балл за задание - 4 балла.
Задание 6. Закончи пословицу.
Век живи – век … (учись).
Два сапога … (пара).
Труд кормит, а лень… (портит).
Делу – время, потехе - … (час).
Один ум – хорошо, а два - … (лучше).
Не имей сто рублей, а имей сто … (друзей).
Ученье – свет, а неученье - … (тьма).
У страха глаза … (велики).
Дружба дороже … (денег).
За каждое слово 1 балл.
Максимальный балл за задание - 9 баллов.
Задание 7. Собери буквы, которые рассыпались, получишь животное.
бруска, аблек, обкаса, вюрдлеб, шокка, берза
_____________________________________________________
Ответ: барсук, белка, собака, верблюд, кошка, зебра
За каждое слово 1 балл.
Максимальный балл за задание - 6 баллов.
Задание 8. В каждом слове спрятано слово. Найди его и запиши.
Например: смех - мех
А).Столб – _____________________стол
Б).Удочка – ____________________дочка
В).Дорога - _____________________рога
За каждое слово 1 балл.
Максимальный балл за задание - 3 балла.
Задание 9. Поставь ударение в словах.
Цепочка, искра, щавель, клеить, километр, алфавит, документ,
п
ортфель, магазин, столяр.
За каждое слово 0,5 балла.
Максимальный балл за задание - 5 баллов.
Задание 10. Кроссворд «Звонкие и глухие согласные.
1. Красные двери в пещере моей, белые звери сидят у дверей. И мясо, и хлеб - всю добычу мою - я с радостью этим зверям отдаю. (Рот.)
2. Весной вырастает, а осенью опадает. (Лист.)
3. Есть и ножка, есть и шляпка, а не гриб. (Зонт.)
4. В одежде богатой живет без оконца, да сам слеповатый, не видывал солнца. (Крот.)
5. Мягкие лапки, а в лапках царапки. Кот.)
6. На самолете это слово и на корабле, можно встретить его и вдоль шоссе. (Борт.)
За каждое слово - 1 балл.
Максимальный балл за задание – 6 баллов.
Задание 11.
Сидеть как на иголках - нервничать, переживать, чувствовать себя неуютно или т.п.
Как с гуся вода – равнодушно, безразлично, всё равно или т.п.
Каждое верное объяснение - 2 балла.
Максимальный балл за задание – 4 балла.
ИТОГО за всю работу: 61 балл.