СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шляпочные грибы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление со сторением, питанием , размножением шляпочных грибов. Многообразие шляпочных грибов.

Просмотр содержимого документа
«Шляпочные грибы»

Тема урока: «Шляпочные грибы»

Цель урока: Познакомиться со строением, питанием, размножением шляпочных грибов и их многообразием.

Задачи:

Образовательные: формирование представлений о шляпочных грибах как о представителях отдельного царства живой природы; ознакомить с особенностями строения, питания, размножения грибов;

Развивающие: развивать способности обучающихся выделять существенные особенности в объектах природы; развивать память, логическое мышление, внимание.

Воспитательные: воспитывать у обучающихся интерес к предмету, веру в себя, в свои способности; вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью при работе в группе и индивидуально; формировать дружелюбное и уважительное отношение друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся знают о строение шляпочных грибов, их роли в природе и жизни человека.

Метапредметные: развиваются умения самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения строения и роли грибов.

Основные понятия: грибница или мицелий, хитин, симбиоз, споры.

Ресурсы: Пасечник В.В. «Биология» 5 класс, мультимедийная презентация, раздаточный материал (индивидуальные листы с заданиями для работы в парах)

Формы работы: фронтальная, индивидуальная и работа в парах.

Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские.


Ход урока.

Орг. момент.

Здравствуйте ребята! Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

Проверка домашнего задания.

Прием технологии критического мышления «Верно- неверно».

1. Грибы поглощают пищу путём всасывания +

2. Грибы–сапротрофы питаются мёртвыми органическими веществами+

3. Хитин –это вещество, входящее в состав клеток некоторых грибов+

4. Грибы относят к царству растения-

5. Грибы играют только положительную роль в природе и жизни человека-

Взаимопроверка, оценка и обсуждение результата. (Ответы и критерии оценивания на слайде).


Этап мотивации к учебной деятельности.

Ребята, на урок я пришла с корзинкой, в ней спрятано то, что сегодня мы будем изучать.

Для того чтобы отгадать что в корзинке лежит, я предлагаю выполнить задание.

Для этого надо разложить каждое из чисел на разрядные слагаемые.

46, 52, 35, 53, 24, 66, 33, 51, 22, 61, 64, 26, 34, 51










1

2

3

4

5

6

20

ц

е

з

о

ё

и

30

д

в

н

б

я

с

40

ж

к

а

х

ь

ш

50

ы

л

п

щ

т

у

60

г

м

ф

р

ъ

ч




Ребята выполняют задание и определяют тему урока самостоятельно.

«Шляпочные грибы»


Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель.

Учитель предлагает учащимся закончить предложение:

«Сегодня на уроке я хочу узнать…»

Ребята выявляют проблему урока: Какое строение у шляпочных грибов? Какие из них съедобные и ядовитые? Как выращивают грибы?


Работа в парах согласно заданиям маршрутного листа.

  1. «Строение шляпочного гриба».

Рассмотрите плодовое тело шляпочного гриба. Найдите его основные части рис. 41 ( стр. 71 учебника).

Зарисуйте внешнее строение шляпочного гриба и попишите части гриба.


  1. Грибы трубчатые и пластинчатые.

Используя текст учебника заполните схему и приведите примеры:


Грибы










  1. Образование спор.

Жизнь царства короткая. В процессе развития под шляпкой каждого гриба появляются чёрные споры — будущие детки грибов. Когда споры попадут в землю, из них прорастут новая грибница, а на ней образуются мелкие бугорки — плодовые тела будущих грибов.

Собирая грибы, люди давно обратили внимание на то, что некоторые из них растут, образуя правильной формы круг. И что самое удивительное — внутри этих кругов трава чахнет и засыхает, словно кто ее вытоптал. Грибы, образующие странные кольца, в старину не собирали. Вот и пошло по свету название — «ведьмины круги».

Сегодня ученые объясняют это явление тем, что грибница в почве разрастается по кругу, отмирая в середине. По краям молодой нарастающей грибницы появляются плодовые тела — «грибы». Грибница потребляет большое количество питательных веществ, как органических, так и минеральных, и воды, особенно во время образования плодовых тел. Там, где растет грибница, и пища, и вода, необходимая зеленым растениям, становятся дефицитом. Вот почему в середине грибных кругов плохо растет трава.

4. Симбиоз грибов и растений

Многие шляпочные грибы тесно привязаны к определенным древесным породам и не встречаются в отрыве от них. Подосиновик под осиной. Подберёзовик под берёзой.

Вспомните как называется в природе тесная связь, полезная одному и другому организму? (симбиоз)

Рассмотрите рис. 43, найдите незнакомое вам слово, биологический термин (грибокорень, микориза)

Что вы должны сделать, чтобы узнать определение и значение термина? (прочитать)

Сформулировать определение, записать в тетрадь: микориза-нити грибницы, проникающие в корень дерева.


5. Грибы съедобные и ядовитые.

- Что вы знаете о съедобных грибах?

- Какие съедобные грибы встречаются в наших лесах?

- Какие грибы нельзя употре­блять в пищу?

- Какой гриб считают самым ядовитым?

Грибы

/ \

Съедобные ядовитые

? ?

На столе лежат карточки с названиями грибов учащиеся их распределяют на группы.

Информацию о ядовитых грибах вы найдёте на рис.45

При сборе грибов надо уметь отличать ядовитые от съедобных. (обьяснение)

Внимательно прочитайте правила сбора грибов, стараясь запомнить

…воспроизведите, что запомнили.

Этап закрепления знаний полученных на уроке.

Выбрать правильный ответ и записать в матрицу

1.По способу питания грибы похожи на животных, так как:

А) способны к фотосинтезу

Г) питаются готовыми органическими веществами

У) поглощают пищу путём всасывания

2.Оболочка клеток большинства грибов содержит:

Р) хитин

О) целлюлозу

Т) муреин

3.Симбиоз грибницы с корнем дерева называется

Ж) мицелий

Д) плодовое тело

И) микориза

4. Трутовик- это гриб:

А) сапротроф

Б) паразит

В) симбионт

5.Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами, при котором:

К) выгодно одному из организмов

О) не выгодно обоим

Н) выгодно обоим

6.Гриб, поселяющийся на хлебе.

И) мукор

К) масленок

К) фитофтора

7.К шляпочным грибам относится

Ц) груздь

О) дрожжи

М) спорынья

8.Рост верхушкой сближает гриб с:

А) растениями

Г) животными

У) бактериями


1

2

3

4

5

6

7

8


Г

Р

И

Б

Н

И

Ц

А

Взаимопроверка (на слайде ответы)

1 ошибка – 5

2 ошибки -4

3-4 ошибки -3

более 5 ошибок – 2

Выставление оценок


Рефлексия «Лесная полянка».

В начале урока ребята получили по грибочку. На доске расположены полянки – «Полянка Скуки», «Полянка Неожиданностей» и «Полянка Открытий», после урока учащиеся помещают свой гриб на ту полянку, где по его мнению он побывал на уроке.


Домашнее задание. Параграф 14 читать, пересказывать. Выполнить задания после параграфа.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!