СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Секреты стилистики

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс рассчитан на учащихся 8-9 классов. Представляет собой как планирование, так и разработку уроков.

Просмотр содержимого документа
«Секреты стилистики»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ковернинская средняя школа № 2»



Программа элективного курса



«Занимательная стилистика»

8-9 классы

(68 часов)







Автор: учитель русского языка и литературы

МБОУ «Ковернинская СОШ №2»

Сироткина Марина Павловна









п.Ковернино


Пояснительная записка

При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Не случайно язык называют одним из удивительнейших орудий в руках человека. Но служить человеку он будет лишь тогда, когда тот сможет им пользоваться умело, узнает его секреты, овладеет им как мастер.

И чем больше мы осознаём богатство и величие русского языка, тем требовательнее становимся к своей речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать свой стиль, бороться за чистоту языка, противостоять его порче, наконец, глубже изучать этот язык, чтоб проникнуть в его тайны, лучше познать его природу. Всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее.

Этому учит стилистика – наука об умелом выборе языковых средств.

Основы этой науки и предлагает в занимательной форме данная программа. Она призвана всколыхнуть в учащихся интерес к тайнам родной речи, получающей такую огромную силу выразительности под пером писателей, пробудить любовь к русскому языку, помочь овладеть его богатствами.

В программе «Занимательная стилистика» разработаны уроки, посвященные использованию словарного состава русско­го языка, достижению выразительности и благозвучия речи, употреблению разнообразных грамматических форм и гибких синтаксических конструкций, отличающих наш язык от всех других и делающих его богатым и ярким. Содержание многих уроков заставит учеников вспомнить те или иные разделы знакомого по школьной программе пред­мета — русского языка. И знания, полученные ими на уроках по этому предмету, пригодятся для «путешествия в стилистику», потому что на занятиях (в рамках данной программы) мы будем говорить о стилистиче­ской роли и синонимов, и антонимов, и частей речи, и раз­личных синтаксических единиц. Однако занимательная стилистика не может довольствоваться повторением тем, которые изучались в курсе русского языка. Многие уроки откроют перед учащимися новые аспекты в изучении родной речи. Знакомство с этим материалом расширит знания ребят в области русского языка и поможет им повысить свою речевую культуру.

Программа элективного курса «Занимательная стилистика» предназначена для учащихся 8-9 классов. Курс знакомит учеников с лексической и синтаксической стилистикой. Наиболее актуальным для изучения (с точки зрения практического применения) представляется рассмотрение именно этих аспектов стилистики, так как они зачастую остаются без внимания на уроках русского языка, где больше времени отводится на овладение орфографическими, пунктуационными и грамматическими нормами.

Составляя программу элективного курса «Занимательная стилистика»», я взяла за основу книгу И.Б.Голуб и Д.Э.Розенталя «Занимательная стилистика» (М., «Просвещение», 1988).

В этой замечательной книге столько материала, который остается за рамками урока, но который просто необходимо знать каждому, кто говорит на русском языке! Стилистические тонкости часто остаются непонятны подросткам, богатство языка не востребовано, ведь дети читают мало и часто без всякого удовольствия. Я постаралась адаптировать материал, изложенный в книге «Занимательная стилистика»: отобрала темы, которые уже знакомы учащимся, но сведения по которым можно расширить и углубить; примеры, приведенные в первоисточнике, переделала в задания, которые нужно выполнить, опираясь на свои знания и новые сведения по теме.

Цель курса – привить школьникам навыки культуры словоупотребления, воспитать интерес к изучению русского языка.

Курс «Занимательная стилистика» предполагает решение следующих задач:

  • открыть учащимся новые аспекты в изучении родной речи;

  • расширить их знания в области русского языка;

  • научить анализировать тексты различных стилей;

  • сделать речь учеников богаче и выразительнее, научив их умело выбирать языковые средства;

  • доказать необходимость дальнейшего совершенствования своей устной и письменной речи;

  • предоставить возможность подготовиться к ГИА и ЕГЭ по данному предмету.

Курс рассчитан на 68 часов (1 раз в неделю). Занятия складываются из теоретической и практической частей. Программа легко адаптируется к уровню обученности школьников, допускает увеличения или уменьшения количества часов.

Степень усвоения материала легко контролируется, поскольку предусмотрено достаточное количество творческих заданий, работа в группах, парах, рецензирование предложенных учителем текстов.

Изучение курса начинается с входной диагностики, завершается реферативной работой и тестированием.

Результаты творческой деятельности могут войти в «портфолио» учащихся.

Основные методические принципы и приёмы, возможные при проведении занятий.

  • Упор на письменные формы работы позволяет:

1) получать регулярную обратную связь,

2) закрепить все необходимые навыки за счёт постоянной практики

  • Подбор нескучных (познавательных, увлекательных) заданий даёт возможность поддержать на занятиях благоприятный психологический климат.

  • Активное использование творческих работ позволяет стимулировать творческое мышление учеников.

  • Лингвистический материал предъявляется ученикам в лекционной форме в сопровождении большого количества иллюстраций, что позволяет легко осваивать непростые понятия.






















Содержание программы


  1. Стилистические ресурсы русского языка (2 часа).

Вводное занятие. Объяснение целей и задач курса. Что делает нашу речь выразительной? Секреты художественного мастерства писателей.

Сочетаемость слов («Можно ли одержать поражение»).

Входная диагностика.


  1. Стили речи (4 часа).

Книжные стили (художественный, публицистический, научный, официально-деловой).

Стилистическая окраска слов. Экспрессивная лексика. Стилистическое использование многозначности («Молодая была уже не молода»). Каламбур.

Разговорный стиль речи. Канцелярская окраска речи (штампы).


  1. «О словах разнообразных, одинаковых, но разных» (2 часа).

Омонимы. Стилистическое использование омонимов. Омонимические рифмы. Омофония – неисчерпаемый источник каламбуров. Омографы.

Юмористические стихи и загадки, построенные на омонимии. Омонимия – причина досадных недоразумений и речевых ошибок.


  1. Синонимы, антонимы, паронимы (4 часа).

Стилистическое использование синонимов, антонимов, паронимов.

Семантические и стилистические синонимы. Использование лексических синонимов – одна из сложнейших проблем стилистики («муки слова»).

Антитеза, оксюморон, использование их в художественных произведениях.

Паронимы – неисчерпаемость выразительных возможностей родного языка.


  1. «А нельзя ли без них?» (2 часа).

Стилистическая оценка жаргонизмов.


  1. Стилистическое использование историзмов и архаизмов(2 часа).

Историзмы, их роль в исторических произведениях.

Фонетические, словообразовательные и семантические архаизмы как необходимость для создания колорита древности при изображении старины.

Использование устаревших слов как источник юмористического звучания речи. Стилистические ошибки, вызванные неуместным использованием устаревших слов.


  1. Стилистическая оценка неологизмов (1 час).

Лексические и семантические неологизмы. Оказионализмы – индивидуально-авторские новообразования.

Индивидуально-стилистические неологизмы поэтов-футуристов (Владимир Маяковский, Игорь Северянин). Увлечение неологизмами – опасность пустой игры словами («Я намакаронился»).


  1. Стилистическая оценка заимствованных слов (2 часа).

Проблема засорения русского языка иностранными словами. «Там, где можно найти коренное русское слово,- нужно его находить»(А.Н. Толстой).

Книжные заимствованные слова – достояние научного стиля.

Использование заимствованных слов в быту. «Но панталоны, фрак, жилет – всех этих слов русском нет»(А.С.Пушкин).

Пуризм и пуристы.

Пушкин – образец для русского литературного языка.


  1. Слова…Слова…Слова…(2 часа).

«Я пишу длинно, потому что у меня нет времени написать коротко» (Паскаль). Многословие. Плеоназм – излишество. Тавтология в детских сочинениях. Тавтология как средство усиления выразительности в поэтической речи.

Экономное, точное выражение мысли – важнейшее требование стилистики.


  1. Слово под пером писателей (1час).

Тропы. Достижение образности речи, благодаря употреблению слов в переносном значении. Речевые штампы, штампованные «образы» - зло в ученических сочинениях. Секреты образного словоупотребления великих мастеров (А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А. Фет, С. Есенин).


  1. Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения – изобразительно-выразительные средства языка (3 часа).

Постоянные эпитеты как средство стилизации. Изобразительные, эмоциональные и метафорические эпитеты в лирике Сергея Есенина.

«Ни в сказке сказать, ни пером описать» (сравнение – образное выражение, основанное на сопоставлении двух предметов). Художественная сила сравнений – в прямой зависимости от их неожиданности и новизны.

Метафора. Развёрнутые метафоры.

«Звезда с звездою говорит» (олицетворение).


  1. «Все флаги в гости будут к нам» (1 час).

Метонимия. Отличие метонимии от метафоры. Метонимия в повседневной речи и в художественных произведениях. Синекдоха – разновидность метонимии.


  1. Стилистические фигуры (5 часов).

Стилистические фигуры – обороты речи как отступления от некой языковой нормы в целях эмоционального воздействия на читателя.

Образные и необразные перифразы. Эстетическая функция образных перифраз. Увлечение перифразами таит в себе опасность многословия.

Градация. Анафора. Эпифора. Инверсия. Речевая недостаточность и эллипсис. Риторический вопрос.


  1. Звукопись (1 час).

Звукоподражательные слова, их фонетическая выразительность. «Полночною порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши» (К.Д. Бальмонт «Камыши»). Анализ стихотворений. Аллитерация, ассонанс.


  1. О правильном ударении и произношении (1 час).

«Свёкла или свекла?» (Знакомство с орфоэпическими словарями.) Двоякие формы ударения. Ударения в именах существительных, прилагательных, глаголах.


  1. Итоговая работа (тестирование) – 1 час.


  1. Стилистическое использование словообразования (2 часа).

Богатство словообразовательных суффиксов, искусство их применения для выражения разнообразных оттенков и эмоциональной окраски слов. Стилистическое использование русского словообразования в творчестве лучших писателей (Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, А.С. Пушкин). Как быть вежливым? (Неудачное использование уменьшительно-ласкательных суффиксов в повседневной речи.)


  1. Стилистическое использование рода, числа и падежа имен существительных.(3 часа)

Колебания в роде имен существительных. Грамматический род несклоняемых существительных. Стилистическое различие между формами единственного и множественного числа. Употребление единственного числа в значении множественного. Разграничение книжных и разговорных форм склонения существительных.


  1. «Кто в этом виноватый?» (2 часа).

Роль прилагательных в речи. Неоправданная «красивость» стиля. Стилистическое употребление полной и краткой формы имен прилагательных, форм степеней сравнения, полной и усеченной формы некоторых прилагательных (типа родственен – родствен).


  1. «Стеллаж с 1785 книгами»(2 часа).

Числительные в форме косвенных падежей. Собирательные числительные. «Написать нетрудно, а как озвучить?» ( Книжный, разговорный варианты прочтения числительных). Слово тысяча в составных количественных и в составных порядковых числительных.


  1. «Я должен видеть ее саму или самоё (2 часа).

Формы местоимений 3 лица с отсутствием или прибавлением начального н ( варианты типа внутри их – внутри них). Особенности употребления местоимений себя и свой. Стилистическое использование неопределенных и определительных местоимений.




  1. «Швед, русский – колет, рубит, режет…» (2 часа).

Стилистическая роль глаголов в речи. Синонимические замены глагольных времен, наклонений, лиц.

Недостаточные глаголы. Особенности употребления подобных глаголов в форме 1-го лица. Изобилующие глаголы:

- Каждое утро полощи рот.

- Я и полоскаю.


  1. Стилистически грамотное построение предложений (13 часов).

Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого. Согласование определений. Согласование приложений. Управление. Причастный оборот. Деепричастный оборот. Отглагольные существительные. Предложения с однородными членами. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение. Творческая работа.


  1. Итоговая работа (тестирование) – 1 час.



















Учебно-тематический план


№ п/п

Тема

Виды деятельности

Кол-во часов

1

Стилистические ресурсы русского языка. Лекция

Входная диагностика. Составление плана лекций учителя.


1

2

«Можно ли одержать поражение?» Сочетаемость слов


Поиск слова. Анализ типичных речевых ошибок.

1

3

4

Стили речи

Практическая работа: анализ текстов и выявление особенностей.

2

5


«Молодая была уже не молода». Стилистическое использование многозначности

Работа с многозначными словами. Поиск и анализ «смешных» ошибок в школьных сочинениях, в речи окружающих.


1

6

Стилистическая окраска слов. Штампы и канцеляризмы



Стилистический отбор языковых средств.

1

7

Слова-тёзки. Стилистическое использование омонимов


Конструирование предложений.

1

8


«О словах разнообразных, одинаковых, но разных»

Творческая работа. Анализ юмористических стихотворений. Написание собственных с использованием омонимов. Сочинение загадок.



1

9

Различайте паронимы!

Работа со словарём паронимов. Редактирование предложений.


1

10

11

Умело используйте синонимы!

Работа со словарем синонимов. Определение стилистической роли синонимов.

2

12

Будьте внимательны к антонимам!

Нахождение антитезы, оксюморона в художественном тексте.


1

13

14

«А нельзя ли без них?» Стилистическая оценка жаргонизмов. Лекция

Составление плана лекции. Сочинение – рассуждение: «Удается ли вам не засорять свою речь?»

2

15

16

«Аршин, верста, сажень…»

Стилистическое использование историзмов и архаизмов

Составление плана лекции. Анализ художественных произведений.

2

17

«Космонавт, луноход, атомоход…»

Стилистическая оценка неологизмов

Анализ стихотворений поэтов – футуристов (И.Северянин, В.Маяковский.)


1

18

19

Стилистическая оценка заимствованных слов

Составление плана лекции. Игра в переводчиков. Работа с деформированным текстом. Редактирование предложений.

2

20

21

Слова… Слова… Слова… Многословие. Тавтология

Редактирование текстов.

2

22

Слово под пером писателей. Тропы. Лекция


Составление конспекта лекции учителя.

1

23

24

Эпитеты, сравнения, метафоры

Творческая работа. Письменный анализ стихотворений.

2

25

Что олицетворяет олицетворение? Гипербола и литота

Тренинг по определению олицетворения, гиперболы и литоты.


1

26


«Все флаги в гости будут к нам». Метонимия, синекдоха

Практическая работа. Определение стилистических средств в текстах и их роли.

1

27

28

Стилистические фигуры.

Лекция

Конспект лекции учителя.

Практическое занятие. Нахождение образных выражений и стилистических фигур, определение их роли.


2

29

Что такое перифраза?

Тренинг по определению перифразы. Составление загадок.


1

30

31

«Без него нельзя». Речевая недостаточность

Исправление речевых ошибок в журнальных рубриках и газетных объявлениях.

2

32

Звукопись

Творческая работа. Написание стихотворного или прозаического текста с использованием аллитерации и ассонанса.


1

33

Знакомство с орфоэпией

Работа с орфоэпическими словарями.

1

34

Итоговое тестирование


1

35

36

«Девочка – девчонка – дева – девица». Стилистическое использование словообразования

Игра в приставки и суффиксы. Анализ художественных произведений.

2

37


«У девочки туфля, а у мальчиков туфель

Род имен существительных

Конспект лекции. Работа с текстами. Конструирование предложений.

1

38


«Бывает «красное чернило»?»

Число имен существительных

Конспект лекции. Работа с текстами. Поиск неудачных замен одного числа другим в сочинениях учеников.

1

39

«Передайте письмо Лиди.. Петровне».

Падежи имен существительных

Конспект лекции. Работа с текстами. «Проверь себя».

1

40

41

«Кто в этом виноватый?»

Стилистическое использование форм имен прилагательных

Составление конспекта лекции учителя. Сравнение отрывков. Анализ реплик. Работа в парах.

2

42

43

«Стеллаж с 1785 книгами»

Стилистическое использование форм имен числительных

Практическая работа. Головоломки.

2

44

45

«Я должен видеть ее саму или самое

Формы местоимений

Работа с предложениями в парах (редактирование). Составление предложений. Конкурс «Подумайте».

2

46

47

«Швед, русский – колет, рубит, режет…»

Формы глагола

Анализ текста. Конструирование предложений. Самостоятельная работа.

2

48


«Велосипед разбил трамвай».

Порядок слов в предложении

Практическая работа. Нахождение инверсии в художественном тексте. Анализ предложений из газетных статей и школьных сочинений.

1

49

Актуальное членение предложения.

Анализ текстов. Работа в группах.

1

50

51

«В кружке занима..тся пять учеников». Согласование сказуемого

Лингвистические эксперименты.

2

52

53

«Круглый сирота — круглая сирота». Согласование определений

Конспект лекции. Работа в парах.

2

54


«В городе Орле, но на станции Орел».

Согласование приложений

Конспект лекции. Работа с раздаточным материалом.

1

55

56

«Можно ли оплатить за проезд?» Управление

Творческая работа в группах.

2

57

58

«Лежащая книга на столе прочитана». Причастный оборот

Редактирование предложений. Анализ фельетона В.Ардова «Суконный язык».

2

59

60

«Спрыгнув с трамвая, у пассажира слетела калоша».

Деепричастный оборот



Практическая работа. Написание рецензии на работы, предложенные учителем, с указанием речевых и стилистических ошибок.

2

61


— У вас на столе дело об утонутии?

— Нет, об утопатии.

Отглагольные существительные

Анализ пародий. Исправление ошибок в школьных сочинениях.

1

62


«Пью чай с лимоном и с удовольствием».

Предложения с однородными членами

Анализ художественных текстов. Работа в парах.

1

63


«Петухи давно пропели и играют на рожке».

Сложносочиненное предложение

Сопоставление отрывков из художественных произведений.

1

64

65

«Вот пес без хвоста, который за шиворот треплет кота, который пугает и ловит синицу, которая ловко ворует пшеницу».

Сложноподчиненное предложение


Анализ ошибок в письменной и устной речи учащихся.

2

66

67

Защита творческих работ



2

68

Итоговое занятие


Тестирование

1





































Список литературы

  1. Белякова Л.Ф. Русский язык и культура речи. – М., «Просвещение», 2004.

  2. Балаев А.А. Активные методы обучения.- М., Профиздат, 1995.

  3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика. М., «Просвещение», 1988.

  4. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М., «Просвещение», 2002.

  5. Краткий словарь литературоведческих терминов. М, «Просвещение», 1978.

  6. Кривоплясова М.Е. Средства и приемы выразительной речи. Волгоград, «Учитель», 2007.

  7. Прутченков А.С. Учим и учимся, играя.- М., МПА, 2002.

  8. Словарь иностранных слов. М., «Русский язык», 1988.

  9. Словарь литературоведческих терминов. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002.

  10. Сочинение: секреты успеха, сост. М.Н. Мещерякова. – М., Мегатон, 1998.

  11. Яшина Е. Урок – игра: 50 игровых сюжетов в помощь учителю. (Методическое пособие-практикум.) – Челябинск, ЧОИУУ, 1992.























































Методическое приложение

ТЕМА №6. СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ОКРАСКА СЛОВ

I.Слово учителя.

При употреблении слов нельзя не учитывать их принадлежность к тому или иному стилю речи. В современном русском языке выделяются книжные стили и разговорный. Правильное употребление слов, закреплённых за определённым стилем, — норма языка. Если же слова, имеющие ту или иную стилистическую окраску, используются неуместно, это придает речи комическое, а часто – нелепое звучание. Кроме того, что слова имеют научную, канцелярскую, разговорную, просторечную окраску, они бывают ЭМОЦИОНАЛЬНО и ЭКСПРЕССИВНО окрашены, т.е. относятся к ОЦЕНОЧНОЙ лексике. Такие слова передают отношение говорящего к их значению.

Сравните:

Двое спорили:

— Я не могу относиться серьёзно к тому, что говорит этот БЕЛОБРЫСЫЙ ЮНЕЦ, — сказал один.

— И напрасно, — возразил другой, — доводы этого БЕЛОКУРОГО ЮНОШИ весьма убедительны.



— Как в этих противоречивых репликах передано разное отношение к молодому блондину? (пренебрежение – симпатия)

II.Эмоциональная и экспрессивная лексика.

Эмоциональный – основанный на чувстве; вызванный эмоциями. Эмоциональная лексика выражает различные чувства.

Задание 1. Сравните синонимы. Определите стилистическую принадлежность и окраску этих слов.

БЕЛОКУРЫЙ, БЕЛОБРЫСЫЙ, БЕЛЁСЫЙ, БЕЛЕНЬКИЙ, БЕЛЁХОНЬКИЙ, ЛИЛЕЙНЫЙ.

Из слов, близких по значению, мы обычно стараемся выбирать наиболее выразительные, которые сильнее, убедительнее смогут передать нашу мысль. Экспрессия – значит выразительность. Часто одно нейтральное слово имеет несколько экспрессивных синонимов.

Задание 2. Сравните синонимы. Определите экспрессивную окраску этих слов.

НЕСЧАСТЬЕ, ГОРЕ, БЕДСТВИЕ, КАТАСТРОФА

ПЛАКАТЬ, РЕВЕТЬ, РЫДАТЬ, ХЛЮПАТЬ

Экспрессивно окрашенные слова могут приобретать различные стилистические оттенки, что отмечается в толковых словарях.

Задание 3.

Работа с толковым словарём. Укажите стилистические оттенки следующих слов.

НЕЗАБВЕННЫЙ (торжеств.)

ПРЕДТЕЧА (высок.)

ЛАЗУРНЫЙ (поэтич.)

БЛАГОВЕРНЫЙ (шутл.)

СОБЛАГОВОЛИТЬ (ирон.)

ШУШУКАТЬСЯ(фамильярн.)

МАЛЕВАТЬ (пренебр.)

ПЕДАНТ (неодобр.)

ХЛЮПИК(уничижит.)

ХАПУГА (вульгарн.)

ДУРАК (бранное)

ПОДХАЛИМ (презрит.)

III.Канцеляризмы наносят большой ущерб стилю, они делают язык бесцветным, невыразительным, скучным; лишают речь живости, оригинальности.

Задание 4.

Найдите штампы, канцеляризмы в предложениях из школьных сочинений. Попробуйте переделать их, сделать живыми и выразительными.

1.Грибоедов отрицательно относится к фамусовскому обществу.

2.Татьяна является моим любимым литературным героем.

3.Объяснение Татьяны с Онегиным происходит в саду.

4.Пушкин дал положительную характеристику Татьяне.

5.Печорин – типичное явление своего времени.

Задача каждого, кто хочет правильно и красиво говорить, — постараться найти СВОИ СЛОВА для выражения мыслей и чувств. Не обедняйте свою речь! Используйте яркую эмоционально – экспрессивную лексику, которой так богат наш язык.



























ТЕМА №9. «РАЗЛИЧАЙТЕ ПАРОНИМЫ!»

I.Вопрос классу:

-Как вы думаете, чем различаются главная и заглавная роли? Ответ нам подскажет такой диалог:

— Кто сыграл заглавную роль в фильме «Анна Каренина»?

— Мы знаем две экранизации этого романа. Первый раз в заглавной роли выступила Алла Тарасова, второй – Татьяна Самойлова.

— А не скажете, кого подобрали для заглавной роли при экранизации «Войны и мира» Толстого?

— Этого вам никто не скажет…


- Как вы думаете, почему?

Слово «заглавный» означает «относящийся к заглавию». В названии «Война и мир» нет имени героя, роль которого можно сыграть, поэтому в экранизации нет ЗАГЛАВНОЙ роли, а есть только ГЛАВНАЯ.

Слова эти созвучны, но имеют различный смысл, а их нередко путают. Подобных слов в русском языке очень много. Это паронимы (греч. «пара»-возле, «оним»-имя) – однокорневые слова, разные по значению, но сходные по звучанию.

Задание 1. Объясните значение паронимов и составьте с ними словосочетания или предложения.

ПРИДВОРНЫЙ – ДВОРОВЫЙ

КРЕПОСТНИК – КРЕПОСТНОЙ

НАДЕТЬ – ОДЕТЬ

НЕВЕЖА – НЕВЕЖДА

ПРЕДОСТАВЛЯТЬ – ПРЕДСТАВЛЯТЬ

Задание 2.Укажите смешение созвучных слов (паронимов) в школьных сочинениях.

1. Верней клади ступень ноги.

2. Пушкин связан крепкими узлами с декабристами.

3. Заветы отцов перевоплощаются в жизнь.

4. В эти дни в гостинице Анны Павловны Шерер чувствовалось волнение.

5. Татьяна любила вставать с зарницей.

6. Она вела праздничную жизнь.

Ложные ассоциации приводят к смешению слов, имеющих разные корни.

ДРЕБЕЗЖАЛ рассвет - БРЕЗЖИЛ

КОСНЫЙ виновник - КОСВЕННЫЙ

КОСТНАЯ среда – КОСНАЯ

НЕДЮЖИННЫЙ больной – НЕДУЖНЫЙ

Задание 3.Как лучше сказать? Запишите правильный вариант. Воспользуйтесь словарем паронимов.

1.Самые (ВЫСОКИЕ, ВЫСОТНЫЕ) дома находятся в новых кварталах.

2. Вкусный и (СЫТЫЙ, СЫТНЫЙ) обед прибавил сил.

3. Любой (ПОСТУПОК, ПРОСТУПОК) заслуживает осуждения.

4. Молодой рабочий быстро (ОСВОИЛ, УСВОИЛ) профессию токаря.

5. на вопросы мальчик отвечал с каким-то (ВИНОВНЫМ, ВИНОВАТЫМ) видом.

II. Роль паронимов в художественной литературе.

Тем не менее, противопоставление паронимов, создающее игру слов, используется в художественной литературе для придания выразительности языку произведения. Например:

«…не только внешняя красивость, а подлинная душевная красота…»

«Служить бы рад – прислуживаться тошно»

«Согнутая прожитым и пережитым старуха»

«…убеждённо и убедительно излагает свои мысли…»

-Объясните значение паронимов и смысл каждой фразы.

III.Каламбуры

-Вспомните, что такое каламбур? Попробуйте объяснить игру слов в следующих каламбурах:

Памятник первому опечатнику

Червь самомнения

Содрание сочинений

Задание 4.составьте предложения с данными паронимами.

АБОНЕМЕНТ - АБОНЕНТ

АДРЕСАНТ – АДРЕСАТ

БЕРЕЖЛИВЫЙ – БЕРЕЖНЫЙ

БОЛТИСТЫЙ – БОЛОТНЫЙ

ГЛИНИСТЫЙ – ГЛИНЯНЫЙ

ЗЕМЕЛЬНЫЙ – ЗЕМЛЯНОЙ

ИСКУСНЫЙ – ИСКУССТВЕННЫЙ

МЕЛКИЙ - МЕЛОЧНЫЙ

ОБИДНЫЙ — ОБИДЧИВЫЙ

ПРАКТИЧЕСКИЙ – ПРАКТИЧНЫЙ

СКРЫТЫЙ – СКРЫТНЫЙ

СОСЕДНИЙ – СОСЕДСКИЙ

Д/З Закончить дома.



ТЕМА № 12. «БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К АНТОНИМАМ!»

I. Задание классу. Сравните предложения.

1.Есть люди добрые и злые, храбрые и трусливые, умные и недалёкие, красивые и уродливые, здоровые и больные, весёлые и угрюмые, старые и молодые, прямые и скрытные, откровенные и хитрые.

2.Есть люди очень разные по характеру, умственным способностям, внешним данным…


-Какое из двух предложений более выразительно? Которое из них больше затрагивает наше воображение? За счёт чего?

II.Антонимы – слова с противоположным лексическим значением.

Они появились благодаря нашему восприятию действительности в её противоречивой сложности. Контрастные понятия, явления тесно связаны между собой: слово ДОБРЫЙ вызывает в нашем представлении слово ЗЛОЙ; ДАЛЕКО напоминает о том, что есть БЛИЗКО, и т.д.

Умелое использование антонимов придает речи особую выразительность и остроту. Многие крылатые выражения стали такими именно благодаря антонимам.

Задание 1.

Выписать антонимы из крылатых выражений.

1.Дома НОВЫ, но предрассудки СТАРЫ. (А.С. Грибоедов)

2.Ты БОГАТ, я очень БЕДЕН,

Ты ПРОЗАИК, я ПОЭТ.

Ты РУМЯН, как маков цвет,

Я, как смерть, и тощ, и БЛЕДЕН. (А.С. Пушкин)

3.Мне ГРУСТНО потому, что ВЕСЕЛО тебе. (М.Ю.Лермонтов)

4.То сердце не научится ЛЮБИТЬ, которое устало НЕНАВИДЕТЬ. (Н.А. Некрасов)

5. Как МАЛО пройдено дорог, как МНОГО сделано ошибок. (С.Есенин)

III.Понятие об антитезе и оксюмороне.

Антонимы используют для создания антитезы – стилистической фигуры, состоящей в противопоставлении сравниваемых понятий.

Задание 2.

Вспомните 1) русские пословицы и поговорки, основанные на этом понятии; 2) названия художественных произведений, в которых есть антитеза.

УЧЕНЬЕ – СВЕТ…

МЯГКО СТЕЛЕТ …

ЯЗЫК ДЛИННЫЙ, МЫСЛИ…

МАЛ ТЕЛОМ, ДА …

«Война и мир» (Л.Н. Толстой), «Толстый и тонкий» (А.П. Чехов), «Дни и ночи», «Живые и мертвые» (К.Симонов)

Оксюморон – стилистический прием, состоящий в сочетании слов с противоположным значением.

«ЖИВОЙ ТРУП», «ГОРЯЧИЙ СНЕГ», «ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ», звенящая тишина… — логически несовместимые слова объединяются в словосочетания, образуя необычное, новое понятие.

Задание 3.

Найдите оксюморон в данных примерах (выписать).

1.Люблю я ПЫШНОЕ природы УВЯДАНЬЕ…(А.С. Пушкин)

2.О как МУЧИТЕЛЬНО тобою СЧАСТЛИВ я! (А.С. Пушкин)

3.УБОГАЯ РОСКОШЬ наряда …(Н.А. Некрасов)

4.Сердцу изведать СЛАДЧАЙШУЮ БОЛЬ … (А.Блок)

5. Мама, ваш сын ПРЕКРАСНО БОЛЕН. (В. Маяковский)

6.Смотри, ей ВЕСЕЛО ГРУСТИТЬ, такой НАРЯДНО ОБНАЖЁННОЙ. (А. Ахматова)

IV.Устранение ошибок в употреблении антонимов.

Неумелое обращение с контрастными словами порождает досадные ошибки. К.И. Чуковский обратил внимание на трудности, возникающие при освоении антонимов маленькими детьми.

-Вчера была СЫРАЯ погода.

-А разве сегодня ВАРЕНАЯ?

-Это вода СТОЯЧАЯ.

-А где же ЛЕЖАЧАЯ?

Задание 4.

Исправьте ошибки в употреблении антонимов.

1.Мы собрали 60кг макулатуры. Это всё равно, что СРУБИТЬ сосну или лиственницу. (СОХРАНИТЬ)

2.ПРИСУТСТВУЮЩИЕ сразу заметили ОТСУТСТВИЕ порядка в классе.

3.Борис В СИЛУ своей СЛАБОСТИ не может защитить любимую женщину.

4.Наташа КРИЧАЛА, ОНЕМЕВ от страха.

5.Плюшкин – это ЖИВОЙ образ представителя «МЁРТВЫХ ДУШ».

6.СТАРУХА Изергиль была МОЛОДА и красива.


Задание 5.

Работа по карточкам. Исправить речевые ошибки.

1.Иванов исключен из-за отсутствия наличия признаков трудолюбия.

2.Этот тополь потому и называется пирамидальным, что растёт горизонтально.

3.Учеба у Ивана улучшается всё хуже и хуже.

4.Жидкость в стенках капилляра опускается на высоту, определяемую формулой…

5.Мы знаем, что ещё живы сейчас предки А.С. Пушкина.

6.В нашем классе учатся разные ребята: есть очень одаренные и неспособные, усидчивые и рассеянные, умные и ленивые, любознательные и пытливые.



ТЕМА № 25. «ЧТО ОЛИЦЕТВОРЯЕТ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ?» Гипербола и литота.

I.Слово учителя.

-Под пером писателя оживают окружающие нас предметы: волны бегут, лес дышит, травы шепчутся, земля спит… Эти превращения в художественной литературе происходят благодаря замечательному стилистическому приему. Назовите его.

Олицетворение – наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками, речью.

1. Описываемый предмет может уподобляться человеку внешне:

Зелёная прическа, девическая грудь,

О тонкая берёзка, что загляделась в пруд?

(С. Есенин)

2. Действия доступные лишь людям – плачет, смеётся…

3. При описании картин природы – плачут вербы, шепчут тополя, стонет ветер, спит черёмуха…

4. В прозе: я думал о нем (о старом деревенском саде), как о живом существе. Он был молчалив и терпеливо ждал того времени, когда я пойду поздним вечером к колодцу за водой для чайника. Может быть, ему было легче переносить эту бесконечную ночь, когда он слышал бренчанье ведра и шаги человека. (К. Паустовский «Золотая роза»)

Вопрос классу:

-Как вы думаете, какие древние представления человека о мире связаны с возникновением олицетворения?

Тренинг по определению олицетворений.

(М.Е. Кривоплясова. Средства и приемы выразительной речи. 5-9 кл. Тренинговые задания на уроках. )

II.Роль гиперболы и литоты в художественном тексте.

ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ ПРЕУМЕНЬШЕНИЕ

Примеры использования гиперболы.

Одни дома длиною до звёзд, другие — длиною до луны… (В. Маяковский)

Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.В.Гоголь)

У Ивана Никифоровича шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно было бы поместить весь двор с амбарами и строением… (Н.В.Гоголь)

— Проанализируйте данные примеры. Как использование гиперболы помогает писателю в создании художественного образа?

Часто гиперболизация используется как средство насмешки, например:

При одном предположении подобного случая вы бы должны были вырвать с корнем волосы из головы своей и испустить ручьи … что я говорю! реки, озера, моря, океаны слёз! (Дост.)

Задание.

Приведите примеры общеязыковых гипербол, которые мы используем в повседневной речи.

Сто лет жду

На краю земли

Всю жизнь мечтали

Испугался до смерти

Задушить в объятиях

— Какие примеры литоты вы можете привести?

Ни капли

Море по колено

Рукой подать

Глоток воды

Кот наплакал

От горшка два вершка

Капля в море

Осиная талия

Д/З Найти гиперболу и литоту в произведениях УНТ





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!