СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Секция " Баскетбол"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа включает тактическую и теоретическую подготовку

Просмотр содержимого документа
«Секция " Баскетбол"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общеобразовательная программа дополнительного образования спортивной секции «Баскетбол» разработана на основании следующих нормативных правовых актов Российской Федерации, ЯНАО, г. Муравленко : Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, Методических рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации N МД-1077/19 от "10" августа 2011 г «По созданию и организации деятельности школьных спортивных клубов», Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”, Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, на основе "Программы для детско-юношеских спортивных школ баскетбол", Москва, 2003 г., Постановления администрации города Муравленко от 13 ноября 2013 года № 605 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городе Муравленко на 2014-2016 годы»

Данная программа является компилятивной, физкультурно-спортивной направленности, предназначенной для дополнительных занятий по физической культуре.

Актуальность данной программы связана с активным развитием и ростом популярности юношеского баскетбола в стране и является необходимостью для создания условий физического развития будущих спортсменов, а также воспитание и развитие у старшеклассников силы, быстроты и ловкости, способностей к коммуникациям в коллективе.

Программа спортивной секции включает теоретическую, физическую и тактическую подготовку. Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояния баскетбола, правил соревнований по баскетболу, техники безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями. Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки. Техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. В состав упражнений с мячом входят передача, прием, ведение и броски по кольцу. Тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока в нападении и защите.

Занятия баскетболом повышают сопротивляемость организма, тренирует внутренние мышцы глаза и поэтому являются средством предупреждения близорукости, является профилактикой простудных заболеваний, координация воздействует на нервные центры и тонизирует нервную систему, что дает ощущение бодрости и повышает работоспособность. Данной программе присуще развивающая и оздоровительная функция.

В программе реализовано  углубленное изучение данного вида спорта с расширенным применением специальных упражнений на развитие координационных способностей, овладением техникой двигательных действий и тактическими приемами по данной специализации. Заниматься в секции могут учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и допущенные врачом к занятиям.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: развитие физических качеств, совершенствование двигательных умений и навыков в игре в баскетбол, подготовка учащихся для реализации своих достижений в соревновательной деятельности.

Основные задачи:

  • развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка;

  • обучение основам техники и тактики игры;

  • приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований;

  • укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию;

  • воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

  • содействие воспитанию нравственных и волевых качеств;

  • освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

В процессе занятий у учащихся формируется потребность в систематических физических упражнениях, воспитывается необходимость здорового образа жизни, умственная нагрузка компенсируется физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают волю, целеустремленность, способствуют повышению качества изучения общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по баскетболу различного уровня.

Новизной решения данной программы является двигательная деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной программы учащиеся формируются как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств.  

В программе предусмотрено регулярное отслеживание результатов воспитанников, участие в школьных и городских соревнованиях.

Запланированы воспитательные задачи: приучение к сознательной дисциплине, воспитывать такие качества, как самообладание, чувство товарищества, общительность, смелость, воля к победе.

Основная задача руководителя спортивной секции – всестороннее развитие учащихся в процессе овладения и совершенствования игры «баскетбол». Она решается руководителем секции на основе изучения каждого занимающегося, прогнозирования его развития и комплексного воздействия на формирование личностных достижений в коллективе. Руководителем секции систематически отслеживается реакция учащихся на предлагаемую нагрузку, проводится наблюдение за самочувствием и выявление признаков утомления и перенапряжения. В процессе обучения учащимся прививаются умения и навыки: гигиена спортивной одежды и обуви, гигиена питания, режима дня, техника безопасности и самоконтроль.

Отличительной особенностью данной программы заключается в том, что она составлена на основе знаний о физическом развитии и подготовленности, психофизических и интеллектуальных возможностей старшекласнсиков 16-18 лет

Продолжительность занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне ее.

Срок реализации программы – 1 год.

Формы занятий: теоретические, практические, участие в соревнованиях.

Особенности набора детей . В реализации данной программы участвуют учащиеся в возрасте от 15 до 18 лет, набор в секцию производится по следующим параметрам: наличие способностей, базовых знаний и желание учащихся совершенствовать свои умения и навыки в игре баскетбол.

Режим занятий. Программа рассчитана на 105 учебных часов в год, количество занятий в неделю – два, длительностью 1,5 учебных часа, срок реализации программы – 1 год, количество занимающихся - 12-15 человек.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

К моменту завершения программы обучающиеся должны

Знать:

  • как влияют занятия физическими упражнениями, в частности баскетболом на работу сердечно-сосудистой системы и телосложение человека в целом;

  • основные правила игры в баскетбол, основные линии на басктбольной площадке. Какие бывают нарушения правил. Жесты судей;

  • гигиенические требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями;

  • способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями.

Уметь:

  • выполнять передачу мяча одной рукой снизу. Передачу мяча одной рукой сбоку;

  • выполнять приемы обыгрывания защитника: вышагивание, скрестный шаг, поворот, перевод мяча перед собой;

  • броски одной и двумя руками в прыжке. Броски мяча после двух шагов и в прыжке с близкого расстояния и среднего. Броски мяча в корзину со средних и дальних дистанций одной и двумя руками от головы. Штрафной бросок одной и двумя руками от головы;

  • вырывание и выбивание. Перехват. Накрывание;

  • применять в игре командное нападение. Взаимодействовать с заслоном, а так же применять индивидуальные, групповые и командные действия в защите при игре в баскетбол.



По окончании реализации программы ожидается достижение следующих результатов:

  • достижения высокого уровня физического развития у обучающихся по данной программе;

  • призовые места на соревнованиях школьного и городского уровня;

  • повышение уровня технической и тактической подготовки в данном виде спорта;

  • устойчивое овладение умениями и навыками игры;

  • развитие у обучающихся потребности в продолжении занятий спортом как самостоятельно так и в спортивной секции после окончания школы;

  • укрепление здоровья обучающихся, повышение функционального состояния всех систем организма;

  • умение контролировать психическое состояние.


Использовать:

  • приобретенные знания и умения в практической и игровой деятельности, в повседневной жизни для включения занятий спортом в активный отдых и досуг.

Умения учащиеся, занимающихся в секции, можно использовать на уроках физической культуры для демонстрации:

  • бросков по кольцу с расстояния 1 м;

  • бросков со средних и дальних дистанций;

  • бросков по кольцу после ведения;

  • передачи мяча в парах;

  • передачи мяча в движении;

  • обводки стоек;

  • передачи и ловли мяча от стены за 30 сек;

  • штрафного броска.


Виды и формы контроля


Форма подведения итогов: начальная, промежуточная, итоговая. Отслеживание реализации программы проводится в журнале оценки результатов.

 

  Учебный-тематический план секционных занятий по баскетболу

Программа состоит из трех разделов: знания о спортивно-оздоровительной деятельности,  физическое совершенствование со спортивной  направленностью, способы спортивно-оздоровительной деятельности. Продолжительность занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне ее.




Учебно-тематический план

Перечень разделов, тем

Количество часов по каждой теме

всего

теоретические занятия

практические занятия

1

Знания о спортивно-оздоровительной деятельности

15



2

Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной направленностью:


70

8

62

2.1

общая и специальная физическая подготовка

30

4

26

2.2

основы техники и тактики игры.

40

4

36

3

Способы спортивно-тренировочной деятельности

20

6

14

3.1

Контрольные игры и соревнования

5

2

3

3.2

Контрольные испытания


5

2

3

3.3

Соревновательная деятельность

10

2

8


Всего часов

105

14

76


 

 

Содержание программы


Раздел 1. Знания о спортивно-оздоровительной деятельности – 15 часов


Тема 1. Техника безопасности на занятиях, влияние физических упражнений на организм занимающихся.

      Тема 2. Гигиена. Врачебный контроль и самоконтроль. Гигиенические требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями. Самоконтроль, из чего он состоит. Способы подсчета пульса. Способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями.

      Тема 3.  Основы методики обучения игре баскетбол. Тренировки. Овладение и совершенствование двигательными действиями: перемещением, изменением направления движения, передвижением парами в нападении и защите, бегом баскетболиста, передачами, ведением и бросками. Сочетание рывков с финтами.

      Тема 4.  Правила соревнований, их организация и проведение. Основные линии на площадке. Основные правила игры в баскетбол.  Какие бывают нарушения правил. Жесты судей.  Требования к технике безопасности на занятиях по баскетболу. Проведение соревнований по баскетболу.

 

Раздел 2. Физическое совершенствование со спортивной  направленностью -  70 часов

 

       Тема 1. Общая и специальная физическая подготовка -  30  часов.

Общая физическая подготовка. Общеразвивающие упражнения без предметов, упражнения с набивными мячами, упражнения на силу и гибкость, бег в медленном темпе до 10 минут. Комбинированные беговые и прыжковые упражнения: с перемещением из различных исходных положений, бег на месте в упоре стоя с максимальной частотой шагов, рывки вперед, челночный бег, эстафеты с быстрым изменением характера, прыжки на одной и обеих ногах через гимнастические скамейки, выпрыгивания, прыжки с доставанием предмета, прыжки с доставанием подвешенных предметов рукой, головой, прыжки вверх с подтягиванием коленей.

Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат). Подвижные игры. Эстафеты. Полосы препятствий. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).

Специальная физическая подготовка. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста. Упражнения для развития ловкости баскетболиста.

     Тема 2. Основы техники и тактики игры - 40 часов

Описание технических приемов в передачах мяча, ведении и бросках по кольцу. Описание тактических приемов, взаимодействий. Ведение мяча правой и левой рукой, переводы мяча вокруг туловища, с обеганием стоек, прыжками. Броски и ловля мяча в стену за 30 сек. Различные передачи в парах одного или двух мячей. Броски мяча в щит после ведения, броски в кольцо после ведения. Броски в кольцо из различных точек, штрафной бросок. Ловля после отскока от щита. Тактические действия в защите: держание игрока с мячом, вырывание и выбивание мяча, держание игрока с мячом при передачах, при ведении мяча, при броске в корзину. Личная система защиты. Командное нападение. Индивидуальные, групповые и командные действия в защите. Вырывание и выбивание. Перехват. Накрывание. Тактические действия в нападении: приемы обыгрывания защитника: вышагивание, скрестный шаг, поворот, перевод мяча перед собой. Бросок одной и двумя руками в прыжке.

Техническая подготовка

1. Упражнения без мяча. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком: с разной скоростью; в одном и в разных направлениях. Передвижение правым – левым боком. Передвижение в стойке баскетболиста. Остановка прыжком после ускорения. Остановка в один шаг после ускорения. Остановка в два шага после ускорения. Повороты на месте. Повороты в движении. Имитация защитных действий против игрока нападения. Имитация действий атаки против игрока защиты.

2. Ловля и передача мяча. Двумя руками от груди, стоя на месте. Двумя руками от груди с шагом вперед. Двумя руками от груди в движении. Передача одной рукой от плеча. Передача одной рукой с шагом вперед. То же после ведения мяча. Передача одной рукой с отскоком от пола. Передача двумя руками с отскоком от пола. Передача одной рукой снизу от пола. То же в движении. Ловля мяча после отскока. Ловля высоко летящего мяча. Ловля катящегося мяча, стоя на месте. Ловля катящегося мяча в движении.

3. Ведение мяча. На месте. В движении шагом. В движении бегом. То же с изменением направления и скорости. То же с изменением высоты отскока. Правой и левой рукой поочередно на месте. Правой и левой рукой поочередно в движении. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.

4. Броски мяча. Одной рукой в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину с места. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов. В прыжке одной рукой с места. Штрафной. Двумя руками снизу в движении. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении. В прыжке со средней дистанции. В прыжке с дальней дистанции. Вырывание мяча. Выбивание мяча.

Тактическая подготовка. Защитные действия при опеке игрока без мяча, с мячом. Перехват мяча. Борьба за мяч после отскока от щита. Быстрый прорыв. Командные действия в защите, в нападении. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.  


Раздел 3. Способы спортивно - тренировочной деятельности  - 20 часов

1.Контрольные  игры и соревнования. - 5 часов. Мини-баскетбол, баскетбол 4х4. 5х5.

2. Контрольные испытания.- 5 часов

  • броски по кольцу с расстояния 1 м.

  • броски со средних и дальних дистанций.

  • броски по кольцу после ведения.

  • передачи мяча в парах.

  • передачи мяча в движении.

  • обводка стоек.

  • передача и ловля мяча от стены за 30 сек.

  • штрафной бросок.

3. Соревновательная деятельность -10 часов. Участие в соревнованиях школьного и городского уровня


Методическое обеспечение программы

Ведущим принципом является дифференцированный подход, дозирование нагрузки на занятиях с учетом индивидуальных особенностей учащихся. На занятиях спортивной секции «Общая физическая подготовка» применяются следующие методы ведения занятий: фронтальный, групповой и индивидуальный.

Фронтальный метод предусматривает одновременное выполнение упражнений всеми учащимися. Он используется при проведении общеразвивающих упражнений, а также при разучивании упражнений с отягощением. Преимущество этого метода состоит в том, что при его использовании преподаватель может вести занятия одновременно с большим количеством учащихся, в результате чего повышается плотность занятия и увеличивается физическая нагрузка.

Групповой метод. Учащиеся распределяются на несколько групп (подгрупп) в зависимости от подготовленности или изучаемого материала. Каждая группа под руководством преподавателя или его помощников (из актива атлетов) занимается на своем тренажере.

Индивидуальный метод чаще всего применяется при работе с отстающими или отлично успевающими учащимися. В этом случае учащийся делает упражнение, а педагог комментирует ход его выполнения, выделяя положительные и отрицательные стороны в технике движений.

Эффективность усвоения данной программы во многом определяется применяемыми методами, приёмами и организационными формами обучения.

Методы обучения:

Практические методы. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у обучающихся образовались некоторые навыки игры. Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах. Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.

Методы использования слова (словесные методы). Словесные методы: создают у обучающихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания

Методы наглядного восприятия. Наглядные методы: применяются главным образом для показа упражнений, наглядных пособий. Практические методы: метод упражнений; игровой; соревновательный; круговой тренировки

Формы контроля знаний, умений, навыков:

1.Наблюдение;

2.Прием контрольных нормативов;

3.Участие на соревнованиях

4.Владение техникой изученных двигательных действий


Материально-техническое обеспечение программы.

Для реализации данной программы необходимо спортивный и тренажёрный залы со следующим оборудованием:

- тренажерный зал - помост тренировочный-соревновательный , скамья для жима , подставка для гантелей, подставкадля грифов, стойка для блинов, штанга 75 кг , штанга олимпийская 50 кг,штанга 45 кг, тренажер силовой, тренажер Ketler, степпер, велотренажер, тренажер "Тотал Трейнер", гимнастическая стенка с турником, рециркулятор УФ-бактериацидный РБ-06, велоэргометр Winner/Oxygen Nord TS, беговая дорожка Joynson Т7000 PRO, беговая дорожка AEROFIT PROFESSIONAL 8600ТМ 7"LCD,тренажер Body-Solid РСН 24 римский стул, Тренажер для пресса AbCoaster арт. FT-ABC001, тренажер Турник-пресс-брусья Body Solid GVKR,турник-брусья Body sculpture GY-2121-01, музыкальный центр

-спортивный зал - баскетбольные мячи SPALDING, щиты баскетбольные тренировочные (большие в центре), щиты баскетбольные тренировочные (маленькие боковые) ,бревно гимнастическое, брусья гимнастические массовые,вышка телескопическая, козел гимнастический, конь гимнастический-

элкектромегафон, мостик гимнастический, мостик гимнастический пружинный

перекладина гимнастическая, планка для прыжков в высоту, подвесной снаряд для канатов, скамейка с вешалкой 1,5м, яма прыжковая (маты для прыжков), степ профессиональный, табло игровое, щиты баскетбольные тренировочные (большие в центре), щиты баскетбольные тренировочные (маленькие боковые), электромегафон импортный, табло перекидное, акробатическая дорожка надувная серии Sport



Обеспечение печатными и (или) электронными учебными и учебно-методическими изданиями

1. Баскетбол – навыки и упражнения: пер. с англ. Краузе, Джерри В. – М.: АСТ: Астрель, 2006

2. DVD-ROM. Фантастический баскетбол. Безумный баскетбол в исполнении лучших звезд NBA.- М.: ООО «БЕРГ САУНД», ООО «ЭЛЛИТ», 2001, 2006

3. Физическая культура, базовый и профильный уровни 10-11 класс. Лях В.И., Зданевич А.А. – М.:Просвещение, 2005


Литература и средства реализации программы

Литература для учителя:

1. Организация работы спортивных секции в школе: программы и рекомендации/ авт.-сост. А.Н. Каинов. – Волгоград: Учитель 2010.

2. Баландин Г.А. Урок физкультуры в современной школе.

3. Г.А. Баландин, Н.Н. Назарова, Т.Н. Казакова. – М.: Советский спорт,2007.

4. Ковалько В.И. Индивидуальная тренировка.

5. Кузнецов В.С. Упражнения и игры с мячом, 2009.

6. Мини – баскетбол в школе. Ю.Ф. Буйлин.

7. Воспитание физических качеств (метод пособие) 2004 год.

8. Л.Б.Кофман, Г.И.Погадаев, «Настольная книга учителя физической культуры», издательство «Физкультура и спорт», 1998 год.

9. А.П.Матвеев, Т.В.Петрова, «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре», издательство «Просвещение», 2000 г.

10. Примерная программа по баскетболу для детско-юношеских школ. - М. 2004г.

11.С.М.Зверев, «Типовые программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ», М., «Просвещение», 1986 год.

12.Периодические журналы «Физическая культура в школе», «Народное образование».

Литература для учащихся:

1. Литвинов Е.Н. Физкультура! Физкультура! _ М.:Просвещение, 2004 г.

2 Мей.ксон Г.Б. Физическая культура для 5-7 классов. М.: Просвещение, 2011 г.

3. Виленский М.Я.; Туревский И.М. ; Матвеев А.П. Физическая культура: 8-9 кл. – М.: Просвещение, 2011 г.

4. Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура: 10-11 кл. – М.: Просвещение, 2011 г.


Материально- техническое обеспечение

1. Щиты с кольцами

2. Стойки для обводки

3. Гимнастическая стенка

4. Гимнастическая скамейка

5. Скакалки

6. Гимнастические маты

7. Мячи баскетбольные

8. Гантели различной массы

9. Насос ручной со штуцером