Нетрадиционное родительское собрание, посвящённое вопросам семейного чтения.
Девиз: «Сядем, почитаем и дадим спешке пройти мимо»
Родители рассаживаются по трём группам (произвольно) . У каждой группы на столе лежит книга с закладкой. На этой закладке записан вопрос для обсуждения внутри группы.
Зачем нашим детям нужно читать?
Какие трудности испытывают родители при приучении ребёнка к чтению?
Какие пути решения можем предложить?
Общая теоретическая часть.
Дети в начале 21 века читают не то и не так, как предыдущее поколение, однако они, безусловно, читают, но иначе, чем раньше, далеко не те произведения, которые были популярны у их родителей, а тем более у бабушек и дедушек. Чтение стало более деловым (только то, что нужно по школьной программе).
Предпочтительные жанры:
Приключения, ужастики;
Сказки и фэнтези;
О путешествиях;
О природе и животных.
В младшем школьном возрасте больше читают девочки. С большим увлечением дети в этом возрасте читают сказочные повести А. Волкова, Н. Носова, А. Линдгрен.
Современный ребёнок представляет собой носителя визуальной, 2мозаично-клиповой» культуры, требующей постоянной смены движения, культуры, где нет времени для замедленного чтения. Для этой культуры важны не описания, а быстрая смена декораций, приближенная к мультфильмам и компьютерным играм. Отсюда – любовь к комиксам у младших школьников.
«Семейное чтение» Зачем?
В Вашей семье есть семейное чтение? Да, скажите Вы. Мы читаем ребёнку сказки на ночь, а иногда он просит почитать вслух любимую книгу. Но проходит время, и оказывается, что чтение вслух сродни завязыванию шнурков на ботинках: пока ребёнок мал и не справляется сам, Вы делаете это за него. Постепенно он овладевает навыками (чтения или завязывания шнурков), Вы контролируете его ещё какое-нибудь время, затем облегченно вздыхаете и опускаете дитя в самостоятельное плавание.
А где же семейное чтение? Что же такое семейное чтение, и почему специалисты в один голос говорят об исчезновении традиции семейного чтения, несмотря на то, что большинство родителей, бабушек и дедушек продолжают читать вслух своим чадам.
В 19 веке было принято читать вслух. Авторы читали в салонах и литературных кружках только что написанные произведения, взрослые читали по вечерам, собравшимся вокруг домочадцам романы с продолжением. Отметим: взрослые читали друг другу не только в салонах или кружках, но и в семейном кругу. Детей рядом не было!
Чем-то такие чтения были сродни сегодняшнему смотрению телевизора по вечерам.
Семейное чтение-это деятельность, и, как любая деятельность, требует ответа на вопрос «зачем». Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники, потребовалось воскрешать забытую и устаревшую традицию, для которой нет времени, ни условий, и которая требует сознательных и немалых усилий?
Один из напрашивающихся ответов - дети стали меньше читать, а это один из способов приохотить ребёнка к чтению. Что есть в чтении вслух того, что не даёт телевизор? В первую очередь – возможность творчества и выбора.
Вы выбираете не только книгу, но и манеру чтения, его темп и тембр голоса, степень драматизации, театральности, кульминационные моменты для остановки. Вместе с автором книги Вы творите её содержание для тех, кто слушает вас, и это действо неповторимо, оно волнует и захватает Вас и Ваших слушателей. Это театр одного актёра, в котором только от Вас зависит, что останется в памяти и в душах Ваших зрителей и слушателей, Ваших домашних.
Они тоже непассивные потребители, как в случае с телевидением. Их сочувствие, сопереживание, блеск глаз или затаённое дыхание – источник Вашего вдохновения.
И возможность поговорить, поспорить, обсудить, или посмеяться вместе, и возможность увидеть друг друга по-новому, всё это дарите Вашим домашним. Вы, а не телевизор, и это слишком существенно, чтобы упустить такую возможность. Вы учитесь видеть и слышать друг друга, а не просто обмениваться информацией.
Почему Ваш ребёнок, несмотря на обилие видеокассет с мультфильмами, просит Вас почитать вслух? Просто он хочет, чтобы вы были рядом. Вы, а не телевизор. Это рождает в нём чувство уверенности, защищённости, даже если ребёнку гораздо больше пяти, и он прекрасно читает самостоятельно. Ведь в этот момент Вы принадлежите друг другу, а не телевизору!
Что мы можем предложить нашим детям? Очень сложно выбрать книгу. Часто нет стимула. Только совместно с Вами мы хотим предложить ещё несколько проектов:
«Хорошее время читать»;
«Книга на уроке»;
Советы: