СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семейные правоотношения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок разработан к умк под ред Кравченко, 2015 г. фгос

Просмотр содержимого документа
«семейные правоотношения.»

Семейные правоотношения.

Цель урока – познакомить детей с основами семейных правоотношений

Тип урока: урок «открытия» нового материала

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные: различать права и обязанности объектов семейных правоотношений, называть основные права и обязанности.

Личностные: формировать ответственное отношение к семейным взаимотношениям.

Метапредметные: осуществлять поиск информации в тексте учебника, дополнительных источников, самостоятельно определить цель своей деятельности, умение планировать свою работу.

  1. Орг. Момент.

  2. Проверка д.з. на прошлом уроке вы познакомились с особенностями собственности в России и порядком решения гражданско-правовых споров.

устный опрос. Кто такой «собственник»? Что такое иск? Что человек может делать со свой собственностью и откуда она у него появляется? (индивидуальный опрос, на 2-3 человек)

  1. Постановка проблемы: учитель записывает на доску высказывание американского писателя. Предлагает прочитать его каждому и ответить на вопрос: в чем смысл высказывания. (отношения в браке люди зависят друг от друга взаимно, взаимно и независимы каждый в отдельности (не рабы), также есть обязанности, которые равны и взаимны).

Значит людей в браке связывают не только тёплые отношения, но и взаимные обязанности. А отличаются эти обязанности от обязанностей вас перед друг друга, например обязанности друзей? (да, т.к. люди заключают официальный брак и у них особые отношения)

И эти отношения с момента регистрации брака или рождения ребенка регулируются особой отраслью – Семейное право. Все права и обязанности записаны в Семейном кодексе.

Скажите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (о правах и обязанностях членов семьи друг к другу)

Все отношения в рамках закона называются «правоотношения», значит, сегодня вы будете изучать семейные правоотношения. Запишите тему в тетрадь.

А нужно изучать эту тему и зачем? (да т.к. мы все уже сейчас в семейных правоотношениях, нужно знать свои права и обязанности для сохранения семейных отношений).

  1. Изучение нового материала.

    1. Для того чтобы начать изучать тему, нам нужно знать что такое семья. Попробуйте в парах составить определение данному термину (1 минута на обсуждение и запись)

    2. А теперь давайте откроем учебник. Параграф 20 и прочитаем определение данное авторами учебника. В чем различие и что общего? Запишем его в тетрадь. А на стр. 170 запишем определение «брака».

    3. Теперь запишем план изучения темы. Пункты параграфа 20.

    4. Скажите что необходимо для заключения брака? () фронтальный опрос. Учитель записывает на доску а ученики в тетрадь.

    5. После регистрации брака начинается самое интересное. Супруги вступают в семейные правоотношения. А скажите, когда вы вступили в такие отношения? (с момента рождения мы являемся частью семейных правоотношений)

    6. Теперь давайте разберемся у кого какие права и обязанности. В семейных отношениях есть несколько ролей родители, супруги, дети. Обязанности и права каждого из них во взаимоотношениях с друг другом различны. Давайте разделим тетрадь на 6 столбцов. Работать вы будете самостоятельно. Как вы сможете ускорить свою работу? Делаться на две группы. Или работать в парах. А потом обсуждение и дополнение записей друг друга.

      Обязанности родителей

      Обязанности детей

      Обязанности супругов

      Права родителей

      Права детей

      Права супругов

      Воспитывать детей, заботиться о их здоровье


      Обеспечить образование ребенку



      Защищать интересы своих детей


      Содержать детей


      Не унижать друг друга


      Не эксплуатировать детей


      Не препятствовать общению ребёнка с другим родителем после развода


      Помогать в воспитании ребенка после развода

      Оказывать помощь и поддержку своим родителям

      Уважать и соблюдать личные права друг друга


      Решать семейные вопросы на основе взаимоуважения, взаимопомощи, заботы


      Разделить имущество после развода в соответствии с брачным договором, решением суда или на основе взаимной договоренности


      Не унижать друг друга


      Не эксплуатировать друг друга



      Воспитывать детей, заботиться о их здоровье


      Обеспечить образование ребенку


      Защищать интересы своих детей


      Содержать детей


      Оба родителя равны

      Жить и воспитываться в семье


      Получать от родителей заботу и воспитание


      Выражать свое мнение по вопросам своих интересов


      Право на защиту родителей и от злоупотреблений родителей


      Общаться с бабушкой, дедушкой и родителями даже в момент развода родителей


      Право на содержание со стороны детей



      Свободный выбор фамилии


      Выбирать род занятий, профессии и места жительства


      Личные права по конституции


      Совместное решение вопросов семейной жизни


      Право на личную собственность


      Пользоваться равноправно имущество семьи


      Заключить брачный договор

  2. Подведение итогов. О чем вы сегодня узнали? Чем занимались? Удалось ли достичь цель урока?

  3. Д.з.: записи учить.

  4. Рефлексия. Давайте оценит каждый свою работу на уроке смайликом или условным знаком. Например, у меня все получилось, я хорошо работал - , не все вопросы мне были понятны , я мало работал - , я мало что понял - . Или придумайте свои обозначения небольшие и подпишите их значение.



  1. Правоотношения супругов

  2. Семейный кодекс закрепляет равенство супругов в реализации своих личных и имущественных прав и обязанностей. Так, в соответствии с личным правом на свободный выбор фамилии муж и жена могут сохранить свои добрачные фамилии, принять фамилию одного из них в качестве общей или присоединить свою фамилию к фамилии супруга (двойная фамилия). Кроме того, они вправе свободно выбирать род занятий, профессии и места жительства. Вы знаете, что эти права относятся к группе личных прав человека, закреплённых в Конституции, поэтому не могут быть отменены в связи с вступлением гражданина в брак. Супругам принадлежит также право на совместное решение вопросов семейной жизни: материнства, отцовства, воспитания и образования детей и др. При этом они обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. Личные права и обязанности супругов весьма важны. Чаще всего семья рушится именно из- за их невыполнения. Причины тому, как правило, безволие, эгоизм, низкая культура поведения и завышенные ожидания. Иными словами, «любовная лодка» разбивается о быт, а в оправдание звучит обобщающая фраза: «Не сошлись характерами».

  3. Супругам принадлежит право на личную (раздельную) и совместную (общую) собственность. К личной собственности каждого из них относится всё имущество, приобретённое до брака, полученное в дар или по наследству во время брака, а также вещи индивидуального пользования: одежда, обувь и пр. (за исключением предметов роскоши). Всё остальное имущество, нажитое супругами в браке, признаётся законом их общей совместной собственностью, поэтому именуется законным режимом имущества супругов. Каждый пользуется равными правами на имущество независимо от того, каков был его доход, в чём заключалось участие в приобретении, работал ли он или занимался ведением домашнего хозяйства. Муж и жена как равноправные собственники могут по обоюдному согласию сообща либо в отдельности осуществлять сделки по распоряжению имуществом: продавать, дарить и пр.

  4. С прекращением брака имущество делится поровну. Суд может отступить от принципа равенства долей, если этого требуют, например, интересы несовершеннолетних детей. Законный режим имущества может быть изменён в период брака и до его регистрации путём заключения мужчиной и женщиной соглашения — брачного договора. На основании этого документа, заверенного у нотариуса, возникает договорный режим имущества супругов. В брачном договоре можно решить судьбу вещей, уже имеющихся у супругов, а также тех, которые они собираются приобрести. Договор позволяет также предусмотреть обязанность одного из супругов в случае развода оказывать материальную помощь другому, изменить доли при разделе имущества. Подчеркнём, что раздел общего имущества связан обычно с распадом семьи. Официальным документом, подтверждающим развод бывших супругов, является «Свидетельство о расторжении брака».

    По статистике во многих районах России распадается каждый третий брак, а в некоторых — каждый второй. Неполные семьи (13 %) — это матери-одиночки, вдовы, разведённые и их дети.

  5. Правоотношения родителей и детей

  6. Рождение ребёнка удостоверяется «Свидетельством о рождении», выданным органами ЗАГСа. В нём указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения ребёнка, а также данные родителей. Па этой основе возникают правоотношения родителей и детей. Отличительная особенность родительских прав в том, что, во-первых, они являются преимущественно и их обязанностями. Так, родители имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Им принадлежит также право и обязанность обеспечить получение детьми основного общего образования. Они вправе и должны защищать интересы своих детей, а также содержать их. Во-вторых, оба родителя в равной мере обладают правами и обязанностями в отношении своих детей. В-третьих, права и обязанности родителей ограничены во времени, они прекращаются по достижении ребенком 18 лет (совершеннолетия). В-четвёртых, обязанности родителей сочетаются с правами детей и способствуют их реализации.

  7. Рассмотрим подробнее права ребёнка и соответствующие им права и обязанности родителей. Ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье, получать от родителей заботу и надлежащее воспитание. При этом способы воспитания должны исключать грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей. Вероятно, многие из вас, опираясь на свой личный опыт общения с родителями, удивятся этим юридическим запретам. Однако они, к сожалению, не лишены веских оснований, ибо в стране участились случаи злоупотребления родительскими правами. Вдумайтесь в эту фразу. Она означает, что родители при использовании своих прав причиняют вред (зло) ребёнку.

    По неофициальным данным, в России около 5 млн беспризорных детей. Из них 95 % не являются сиротами.

  8. Отметим, что за уклонение от обязанностей по воспитанию своих детей, жестокое обращение с ними родители могут быть лишены родительских прав или временно ограничены в правах. Однако они не освобождаются от обязанности по содержанию детей и должны платить алименты. Если доказано, что родители вовлекают детей в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих средств, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, то по закону их ждёт уголовное наказание.

  9. Ребёнку принадлежит право выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Если, к примеру, родители обсуждают, где и в какой форме их ребёнок будет получать образование, то он может принимать участие в этом обсуждении. Учёт мнения ребёнка, достигшего 10 лет, является обязательным, но только при условии, что оно не противоречит его собственным интересам. Скажем, если дочь хочет заниматься в балетной школе, а ей противопоказаны большие физические нагрузки, то родители могут поступить в данном случае по своему усмотрению. Ребёнок имеет право на защиту. Папа и мама — законные представители своего ребёнка в отношениях с третьими лицами, например тренером спортивной школы. И если тренер несправедлив к их ребёнку или грубо обращается с ним, то родители вправе и обязаны защитить своё чадо. В случае, когда ребёнку требуется защита от самих родителей, он может обратиться в органы опеки и попечительства, а с 14-летнего возраста — в суд. Ребёнок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой и другими родственниками даже тогда, когда родители в разводе и он живёт с одним из них.

  10. По закону родитель, проживающий раздельно, вправе и обязан участвовать в воспитании ребёнка, общаться с ним. Соответственно другой родитель не имеет права этому препятствовать. Противоправен также отказ родителей (или одного из них) кому-либо из родственников видеться с ребёнком. Выше уже отмечалось, что родители обязаны содержать своих детей. Чаще всего они добровольно выполняют эту обязанность, обеспечивая ребёнка всем необходимым для жизни, учёбы, развития. Но если кто-то из них не выполняет своих обязанностей, то с него взимаются алименты, ибо ребёнок имеет право на содержание от своих родителей. В свою очередь дети обязаны оказывать помощь и поддержку своим родителям. До совершеннолетия эта обязанность имеет моральный характер, а по достижении ими 18 лет приобретает юридическую силу.