СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар "Применение технологии ТРИЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

С введением ФГОС перед многими педагогами встала проблема: что, зачем и каким образом изменить в своей деятельности. Получилось противоречие: обучающиеся должны иметь возможность для формирования универсальных учебных действий, и не имеют этих возможностей в достаточной мере. Я сформулировала идеальный конечный результат: ученик сам умеет учиться, т.е. учит себя. Моя задача, как педагога:дать детям такие инструменты, приёмы и методы, которые формируют  умение самостоятельно либо в сотрудничестве добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, анализировать, планировать, осуществлять действия, контролировать и оценивать свой способ действия и результат. Способы грамотного анализа ситуации, приёмы решения противоречий, прогнозирование последствий принятого решения - заложены в технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Ими можно научить пользоваться любого человека, освоив данную технологию, в которой заложена идея: учить посредством деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Семинар "Применение технологии ТРИЗ"»

Творческие задачи

Изобретательские – Как быть?

Исследовательские – Почему? Как это произошло?

Алгоритм решения изобретательских задач

1.Корректируется первоначальная формулировка задачи.

2.Строится системный оператор.


Надсистема

Надсистема

Надсистема

Прошлое

Система

Будущее

Подсистема

Подсистема

Подсистема


Девятиэкранный системный оператор (М. Гафитулин)

Если мы рассмотрим Что-то, (Система)

Это Что-то для чего-то, (Функция)

Это Что-то из чего-то, (П-С)

Это Что-то часть чего-то, (Н-С)

Чем-то было раньше Что-то, (Пр. С)

Что-то будет с этим Что-то, (Буд. С)

Есть противники у Что-то, (Анти С)

Много есть друзей у Что-то, (Со С)

Даже конкуренты Что-то, (Не С)

Делают не так чего-то...

Что-то ты теперь возьми

На экранах рассмотри.

3.Строится модель.


вещества

твёрдые

жидкие

газообразные






4.Составляется идеальный конечный результат (ИКР).

Формулировка: «Система сама выполняет нужное действие, при этом не допускает нежелательных эффектов».

5.Выявляются и анализируются противоречия.

Формула противоречия: Система должна быть … (какой? – св-во), чтобы … (что делать? – выполнять требование первой надсистемы), и должна быть (какой? - антисвойство), чтобы … (что делать? – выполнять претензию второй надсистемы).

Разрешение противоречий во времени

В интервале времени Т1 система обладает свойством «А», а в интервале времени Т2 – свойством «не А».

Разрешение противоречий в структуре

Одна часть системы (или система в целом) обладает свойством «А», а другая часть (части) – свойством «не А».

Разрешение противоречий в воздействиях

При Воздействии-1 система обладает свойством «А», а при Воздействии-2 свойством «не А».

6.Определяются ресурсы:

а) вещественные (привлечение каких-либо веществ)

б) энергетические или полевые (энергия солнца, электричества)

в) пространственные (изменение расстояний, размеров)

г) временные (разделить процесс во времени)

д) информационные (привлечение ранее известных фактов)

7.Предлагаются решения.



Процедура решения исследовательских задач

1. Коррекция формулировки задачи.

Дано: … Найти (объяснить): …

2. Системный оператор.

3. Выдвижение гипотез.

Договор - инструмент для решения исследовательских задач по биологии

Дыхание

Все живые существа дышат. При дыхании поступает окислитель и выделяются газообразные продукты обмена.

Обмен веществ (питание и выделение отходов)

Организм получает пищу активно или пассивно. Питательные вещества доставляются кровеносной системой к клеткам, отходы удаляются.

Гомеостаз

Способность к сохранению постоянной внутренней среды (температуры, давления, рН среды) при неблагоприятных факторах в изменчивой внешней среде

Обмен энергии (теплообмен)

Избыток тепла удаляется из организма при испарении влаги, при дыхании, при теплообмене с окружающей средой.

Выживание (поведенческие реакции)

Стремление к безопасному существованию: активное движение и неподвижность, защита от паразитов, поиск благоприятных условий, …

Обмен информацией

Передача информации с помощью звуковых и оптических сигналов, тактильных ощущений, химических веществ, …

Размножение

Стремление и способность к продолжению рода. Забота о потомстве.

4. Отбор и проверка гипотез.


МБОУ «СОШ № 225» г. Заречного Пензенской области


Карпушкина Елена Александровна

учитель начальных классов высшей категории

«Применение технологии ТРИЗ

(теория решения изобретательских задач)

при реализации ФГОС НОО»

Источники информации.

  1. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - Изд. 11-е. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 112 с.

  2. Гин А.А. Сказки-изобреталки от кота Потряскина: Для детей младшего школьного возраста. - 3-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 80 с.

  3. Гин А.А., Кавтрев А.Ф. «Креатив-бой»: как его провести: метод. Пособие для общеобразоват. школ и учрежд. дополн. Образования. - 2-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 32 с.

  4. Гин А.А., Кавтрев А.Ф. Объяснить необъяснимое // Серия «Библиотека Мир 2.0» - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 176 с.

  5. Гин А.А., Андржеевская И.Ю. Хищники нападают // Серия «Библиотека Мир 2.0» - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 176 с.

  6. Гин А.А., Андржеевская И.Ю. Как не стать добычей // Серия «Библиотека Мир 2.0» - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 160 с.

  7. Гин А.А., Андржеевская И.Ю. 150 творческих задач о том, что нас окружает: учеб.-методич. пособие / проект «Креативное мышление». - 3-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 216 с.

  8. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе теории решения изобретательских задач. – Пенза: СТ «Уникон-ТРИЗ», 1993. – 72 с.

  9. Тимохов В. И. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ. (учебное пособие). – Санкт- Петербург: Издательство ТОО «ТРИЗ - ШАНС», 1996. – 105 с.

Международная общественная Лаборатория «Образование для Новой Эры». Сайт Лаборатории www.trizway.com