Разработка урока №24
Тема:
«Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя.
Трение в природе и технике.»
Урок разработала учитель физики:
Субботина В.А. МОУ «Школа №2 им. Героя Советского Союза Ю.М. Двужильного г.Донецка.»
Урок №24
Тема: «Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.»
Цель:
Учебная: сформировать представление о сила трения, показать, как на практике используются знания про трение.
Развивающая: развивать умение наблюдать физические явления.
Воспитательная: воспитывать трудолюбие , культуру физических записей.
Оборудование: деревянный брусок, деревянный каток, груз из набора по механике, динамометр, наклонная плоскость, таблицы «Силы,» «Подшипники,» подшипники шариковые, роликовые.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
Актуализация опорных знаний (15 мин)
Изучение нового материала ( 20мин)
Закрепление нового материала ( 5мин)
Итоги урока ( 3мин)
Домашнее задание (2мин).
Ход урока
Актуализация опорных знаний
постанова учебной задачи
повторяем силу тяжести, вес ( у доски отвечают 2ученика пользуются таблицей 2)
3 – й ученик решает задачу у доски: «Сколько весит бензин объёмом 25л? Класс слушает отвечающих, дополняет, исправляет, решение задачи записывают в конспект.
Объяснение нового материала (слово учителя, ученики слушают)
Начинаем изучать силу трения с которой очень часто встречамся Сила трения - неотъемлемый спутник любого механического движения (вредное или полезное). Сила трения есть всегда ( в воде, в воздухе, между коньками и льдом, подошвами и асфальтом, мячом и полом). С трением мы сталкиваемся на каждом шагу, мы и шагу ступить не можем без силы трения.
Наиглавнейшие находки человека – колесо и добывание огня – связаны с желанием уменьшить или увеличить трение. (см. иллюстрации в учебнике параграф 26). Мы знаем массу пословиц и поговорок связанных с силой трения: « Не подмажешь – не поедешь», « Как корова на льду», « Кататься как сыр в масле» и т.д. Записываем определение силы трения в тетради
Сила – возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу вдоль соприкасающихся поверхностей и направленная против движения (рисуем рис. из табл.)
Рассказываю причины возникновения силы трения:
Шероховатость поверхностей соприкасающихся тел.
Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.
Сила трения - электромагнитная сила.
Показываю виды сил трения: скольжения (опыт: брусок скользит по поверхности)
Трение качения: каток, тележка катятся по поверхности
Трение покоя: опыт с бруском на наклонной плоскости.
Ученики смотрят рис. в учебнике параграф 25 стр. 64 – виды сил трения. Учитель обращает внимание, что есть сухое и жидкое трение.
Записываем в тетради: сила трения физическая величина её можно измерить – при равномерном прямолинейном движении сила трения равна силе тяги.
Выясняем от чего зависит, не зависит сила трения.
Чем больше сила. ПРИЖИМАЮЩАЯ ТЕЛО К ПОВЕРХНОСТИ, тем больше сила трения. Показываю на опыте рис. в учебнике стр.65.
Сила трения не зависит от площади соприкасающейся поверхности и скорости движения тела. Опыт: брусок скользит узкой и широкой гранью и с разной скоростью. Обращаю внимание, что всё это было изучено ещё Леонардо да Винчи ещё в 1500г
В природе и технике трение надо уменьшать или увеличивать: введение смазки, трение качения вместо трения скольжения, посыпать дороги песком, натирать струны канифолью и т.п. Обучающиеся смотрят рис. в учебнике, таблицу, раздаю по местам подшипники шариковые, роликовые, сообщаю, что при замене подшипника скольжения подшипником качения сила трения уменьшается в 20 -30 раз.
Трение в природе см. рис. в учебнике стр.66 – 67 (обезьяны, слоны, жуки, пчёлы, виноград вьётся по опорам – рассказать кратко.)
Закрепление
Ученики отвечают на следующие вопросы:
определение силы трения?
от чего зависит (не зависит) сила трения?
виды сил трения?
как измерить силу трения?
Итоги урока.
Выставление оценок.
Д.З. параграф 25 - учить, параграф 26 – читать, решить задачу определить вес керосина объёмом 18,75л?