СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сила трения. трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока с учётом интенсификации учебного процесса по причине увеличения осенних каникул в связи с коронавирусной инфекцией

Просмотр содержимого документа
«Сила трения. трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.»

Разработка урока №24

Тема:

«Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя.

Трение в природе и технике.»

Урок разработала учитель физики:

Субботина В.А. МОУ «Школа №2 им. Героя Советского Союза Ю.М. Двужильного г.Донецка.»

Урок №24

Тема: «Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.»

Цель:

Учебная: сформировать представление о сила трения, показать, как на практике используются знания про трение.

Развивающая: развивать умение наблюдать физические явления.

Воспитательная: воспитывать трудолюбие , культуру физических записей.


Оборудование: деревянный брусок, деревянный каток, груз из набора по механике, динамометр, наклонная плоскость, таблицы «Силы,» «Подшипники,» подшипники шариковые, роликовые.


Тип урока: комбинированный.


План урока:

  1. Актуализация опорных знаний (15 мин)

  2. Изучение нового материала ( 20мин)

  3. Закрепление нового материала ( 5мин)

  4. Итоги урока ( 3мин)

  5. Домашнее задание (2мин).


Ход урока


  1. Актуализация опорных знаний

    1. постанова учебной задачи

    2. повторяем силу тяжести, вес ( у доски отвечают 2ученика пользуются таблицей 2)

    3. 3 – й ученик решает задачу у доски: «Сколько весит бензин объёмом 25л? Класс слушает отвечающих, дополняет, исправляет, решение задачи записывают в конспект.


  1. Объяснение нового материала (слово учителя, ученики слушают)

Начинаем изучать силу трения с которой очень часто встречамся Сила трения - неотъемлемый спутник любого механического движения (вредное или полезное). Сила трения есть всегда ( в воде, в воздухе, между коньками и льдом, подошвами и асфальтом, мячом и полом). С трением мы сталкиваемся на каждом шагу, мы и шагу ступить не можем без силы трения.

Наиглавнейшие находки человека – колесо и добывание огня – связаны с желанием уменьшить или увеличить трение. (см. иллюстрации в учебнике параграф 26). Мы знаем массу пословиц и поговорок связанных с силой трения: « Не подмажешь – не поедешь», « Как корова на льду», « Кататься как сыр в масле» и т.д. Записываем определение силы трения в тетради

Сила – возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу вдоль соприкасающихся поверхностей и направленная против движения (рисуем рис. из табл.)

Рассказываю причины возникновения силы трения:

  1. Шероховатость поверхностей соприкасающихся тел.

  2. Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.

Сила трения - электромагнитная сила.

Показываю виды сил трения: скольжения (опыт: брусок скользит по поверхности)

Трение качения: каток, тележка катятся по поверхности

Трение покоя: опыт с бруском на наклонной плоскости.

Ученики смотрят рис. в учебнике параграф 25 стр. 64 – виды сил трения. Учитель обращает внимание, что есть сухое и жидкое трение.


Записываем в тетради: сила трения физическая величина её можно измерить – при равномерном прямолинейном движении сила трения равна силе тяги.

Выясняем от чего зависит, не зависит сила трения.

  1. Чем больше сила. ПРИЖИМАЮЩАЯ ТЕЛО К ПОВЕРХНОСТИ, тем больше сила трения. Показываю на опыте рис. в учебнике стр.65.

  2. Сила трения не зависит от площади соприкасающейся поверхности и скорости движения тела. Опыт: брусок скользит узкой и широкой гранью и с разной скоростью. Обращаю внимание, что всё это было изучено ещё Леонардо да Винчи ещё в 1500г

В природе и технике трение надо уменьшать или увеличивать: введение смазки, трение качения вместо трения скольжения, посыпать дороги песком, натирать струны канифолью и т.п. Обучающиеся смотрят рис. в учебнике, таблицу, раздаю по местам подшипники шариковые, роликовые, сообщаю, что при замене подшипника скольжения подшипником качения сила трения уменьшается в 20 -30 раз.

Трение в природе см. рис. в учебнике стр.66 – 67 (обезьяны, слоны, жуки, пчёлы, виноград вьётся по опорам – рассказать кратко.)

  1. Закрепление

Ученики отвечают на следующие вопросы:

    1. определение силы трения?

    2. от чего зависит (не зависит) сила трения?

    3. виды сил трения?

    4. как измерить силу трения?


  1. Итоги урока.

Выставление оценок.


Д.З. параграф 25 - учить, параграф 26 – читать, решить задачу определить вес керосина объёмом 18,75л?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!