Конспект внеклассного мероприятия
учителя высшей категории, МОБУ «СОШ № 84 с. Краснохолма»
г. Оренбурга, Северюхиной Л. В.
3 – 4 класс
2 четверть
Тема: «Символы России»
Цели:
расширение знаний и представлений о государственной символике и преемственности в ней;
популяризация государственных символов РФ;
осознание роли и значения государственных символов РФ;
развитие познавательных способностей;
формирование гражданской позиции, национально-нравственных устоев учащихся; воспитание уважения к символам государства;
расширение исторических знаний и представлений обучающихся об истории появления государственной символики.
Оборудование: российский флаг, герб (плакат), гимн (плакат); иллюстрации кремля, шапки Маномаха, державы, скипетра; рисунки матрешек, березовой веточки; компьютер, проектор, экран.
Зрительный ряд: презентации: «С чего начинается Родина?» (1), «Неофициальные символы России» (2), «Неофициальные символы Оренбурга» (3), «Официальные символы России: герб, флаг, гимн» (4).
Музыкальное оформление: фонограмма песни «С чего начинается Родина?» в исполнении М. Бернеса; фонограмма гимна России; песня «Край родной» в исполнении учащихся класса.
Ход мероприятия
I. Организационный момент, эмоциональный настрой
Звучит песня в исполнении М. Бернеса «С чего начинается Родина?» в сопровождении слайдов Презентация (1)

II. Вступительное слово учителя
- Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим?
- Да, сегодня мы будем говорить о нашей стране, о нашей Родине и о её символах.
Что мы Родиной зовем? В. Степанов (читают три ученика)
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

III. История названия страны
- Как называется наша Родина? /Россия или Российская Федерация/
- В одном из стихотворений Игорь Северянин так сказал о России:
Много видел я стран и не хуже её –
Вся земля мною нежно любима.
Но с Россией сравнить?... С нею сердце моё,
И она для меня несравнима!
( Карта России. На ней показать просторы нашей страны)
Учитель: В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые ученые, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течет меж берегов. Русь – страна рек и озер. Она была населена русскими, то есть людьми, жившими возле воды. Река поила и кормила, по ней можно было сплавлять лес, добираться летом на лодках, а зимой на санях до других селений. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют еще россами. Отсюда и слово «россияне», а страна, где они живут, - Россия.
Такое название в языке закрепилось с IV века, когда русские стали объединяться в одно государство.
Ученик: За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
Россия....Россия....
Раздолье...Равнины....
Берёзы босые, седые осины.
Всё дорого с детства,
Всё памятно с детства.
И всё же не можем никак наглядеться.

IV. Символы России
–– Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.
–– Что такое символы?
(Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень большое значение.) Символы вызывают у нас определённые представления. Символы бывают официальные – те, которые утверждены законом и неофициальные.
–– На Земле существует более 200 государств, тысячи различных народов, у каждого из них есть свои символы, свои отличительные приметы.
Символы России… Действительно, не найдется в стране такого человека, который бы совсем ничего не ответил бы на этот вопрос. Однако ответы без сомнения будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы – луга, поля («поле, русское поле…»), леса («березы, березы…»), кому-то на ум придут сувениры: матрешки, самовары, медведи. Любители русской старины скажут о древнем Московском Кремле, о регалиях – знаках царской власти: скипетре, короне, державе, шапке Мономаха и, конечно же, не забудут и русские архитектурные святыни: Красную площадь, Покровский собор (храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя. Вспомнившие о русском воинстве назовут «Прощание славянки» или Георгиевский крест. А кто-то, возможно, мысленный взор обратит к своей «малой Родине» - городу, в котором он родился и вырос, где остался родительский дом. Презентация (2)
–– Ребята, назовите символы Оренбурга. ( Стела «Европа-Азия»; памятники В. П. Чкалову, Ю. А. Гагарину, А. С. Пушкину; красивый мост через реку Урал; национальные деревни; пуховый платок; Государственный хор) Презентация (3)
Учащиеся класса исполняют песню «Край родной»
–– Символы страны имеют значение их гордости за достижения своего народа, за его талант.
–– Почему враги чаще всего разрушают символику побежденного народа – штандарты, произведения культуры, архитектурные памятники? (Чтобы уничтожить предметы их гордости, знаки силы, власти – морально ослабить народ)
–– Какие вы знаете символы, признанные официальными? (Герб, гимн, флаг)
Эта триада возникла не сразу. Только в XX веке во всём мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн. Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным. Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб появился в конце XV в., первый флаг - в XVIII в., а первый гимн – в XIX в.
V. Что такое герб? Презентация (4)
- Герб – отличительный знак, символ города, государства, сословия, рода, отдельного человека
Слово “герб” пришло в русский язык в XVI – XVII вв. В его основе лежит немецкое erbe, что означает “наследство”. Так уже в самом слове заложена одна из важных черт герба – стабильность, постоянство в употреблении.
Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика.
Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. Попробуем прочесть герб РФ.
Ученик 1: На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орёл. Две его головы говорят об исторической судьбе России, о единстве народов, живущих, как в европейской, так и в азиатской её частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств.
Ученик 2: Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.

Что это за подвиг Святого Георгия Победоносца?
Ученик 3: Согласно легенде, некогда в Палестине жила прекрасная царевна. Но в окрестном озере завелся страшный змий, которому горожане должны были отдать царевну на съедение. Однако воин по имени Георгий, который был христианином, победил чудовище и спас девушку. Он пронзил чудовище копьём, а конь растоптал змея. Царь - отец девушки и его подданные воочию убедились в силе христианской веры и крестились. Позже Георгий был признан святым, а его почитание распространилось во многих странах.
В России святой считался покровителем воинов и землепашцев. Теперь изображение всадника на белом коне, поражающего копьём змея, является гербом, то есть отличительным знаком Москвы — столицы России.
Таким образом, на Гербе России изображен христианский воин. Он олицетворяет добро и добродетель. Он убивает копьём чёрного змия — символ зла.
На Руси его именем называли детей - оно известно в двух вариантах Егор и Юрий.
VI. Флаг России Презентация (4)
У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.
Рассмотрим изображение государственного флага Российской Федерации - он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя – синего, нижняя – красного.
Для того, чтобы понять, что означают цвета нашего флага, послушайте отрывки из стихотворений, и определите о каком цвете в них говорится, постарайтесь понять, что он означает.
Читают три ученика
Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете … (белом)
- Как вы считаете, что может означать белый цвет?
Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в … (синий)
- Какие ассоциации вызывает синий цвет?
Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко.. (красным)
- Что можно сказать о красном цвете?
Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет – это небо, благородство, белый – совершенство, чистота.
Ученик 4: Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.
VII. Гимн России Презентация (4)
Ученик: Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.
При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
К словам и музыке гимна предъявляются особые требования.
Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Я прошу вас встать под гимн России.
Звучит гимн России
VIII. Итог мероприятия
Каждому человеку должны быть хорошо известны символы государства, в котором он живет. Ведь они сопровождают нас всю жизнь. А теперь подведем итог:
1. Что относится к символам государства?
2. Что представляет собой государственный флаг России?
3. Что такое государственный герб?
4. Что представляет собой герб России?
5. Что такое гимн?
6. Назовите авторов гимна России
Символы государства – это и история страны, и её сегодняшний день. Они выражают особенности исторического пути страны, её отличия от других стран. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности.
