СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Синонимы и точность речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Смысловые, стилистические особенности употребления синонимов в речи

Просмотр содержимого документа
«"Синонимы и точность речи"»

Урок №________.

Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов


Задачи урока:

знать понятия «синоним», «синонимический ряд»;

уметь подбирать синонимы к предложенным словам, составлять синонимические ряды, находить синонимы в тексте.

Цели:

обучающие – познакомить учащихся с понятиями синоним и синонимический ряд;

сформировать умение подбирать синонимы к словам;

формировать умение использовать синонимы в устной и письменной речи;

развивающие – развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся;

воспитательные – воспитывать интерес к русскому языку.

Тип урока: изучение нового материала.

Технология: урок-диалог с элементами урока-практикума.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Планируемый результат: в ходе урока учащиеся получат знания о синонимах и синонимическом ряде, узнают об использовании синонимов в художественных текстах и их роли в устной и письменной речи; научаться распознавать синонимы в текстах, объяснять свою точку зрения, делать выводы.

Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование, презентация по теме «Синонимы», словарь синонимов, раздаточный материал.


Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие. Запись числа и классной работы в тетради.

  1. Актуализация прежних знаний.

1.1 Терминологический диктант

1. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению , - это…

2. Слова одной части речи, противоположные по лексическому значению, - это…

3. Словарный состав языка – это…

4. Раздел науки, в котором изучается словарный состав языка, - это…

5. Словарный запас конкретного человека – это…

6. Слова, которые имеют два или более лексических значения называются…

7. Слова, употребляемые жителями той или иной местности, называются - ….

8. Устаревшие слова – это…

9. Новые слова называются ….

10. Слова, которые имеют одно лексическое значение, - это…


1.2 Исключите лишнее слово и объясните свой выбор.

  • Сила, мощь, могущество, слабый.

  • Большой, великий, огромный, громадный, счастливый.

  • Блестеть, сверкать, сиять, снимать.

  • Смелый, храбрый, мужественный, трусливый.



- Чем различаются данные слова?

- Что же такое синонимы? (Синонимы – это слова, разные по звучанию, но одинаковые или очень близкие по значению. Синонимы, как правило, принадлежат к одной и той же части речи и выступают как взаимозаменяемые элементы высказывания).

  1.  Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала

Слайд 6


3. Изучение нового материала.

Слайды 7-10

3.1 Виды синонимов

Лексические

Стилистические

Синтаксические

Относятся к одной и той же части речи, различаются оттенками значения

Отличаются сферой употребления

Разное построение, но одинаковое значение

Сердиться, злиться, беситься, серчать

Лик – лицо - мордашка

Начать работу – приступить к работе


3.2 Роль синонимов в речи

- придают речи красочность и выразительность;

- делают речь яркой и разнообразной;

- помогают точнее выразить мысли и избежать повтора одного и того же слова


3.3 Синонимический ряд – это группа синонимов, состоящая из двух или более слов.

Могут быть синонимические ряды:

  • существительных (работа, труд, дело, занятие);

  • прилагательных (влажный, мокрый, сырой);

  • глаголов (бежать, спешить, торопиться);

  • наречий (тут, здесь);

  • фразеологизмов (переливать из пустого в порожнее, носить воду решетом).


4. Закрепление материала.

При выполнении каждого самостоятельного выполненного задания ставьте себе оценку.


1. Прочитаем стихотворение и найдем синонимы

Мы с приятелем вдвоём

Дружно, весело живём.

Я иду, и он шагает.

Я смеюсь, хохочет он

Если стану я грустить,

То печалится и он.

Мы спросить хотим у вас,

Где синонимы у нас?

(иду, шагает, смеюсь, хохочет, грустить, печалится)


2. Теперь выполните подобное задание самостоятельно. На это вам отводится 3 минуты.

1.Зябнет осинка, 2. Метели, бураны и вьюги

Дрожит на ветру, Зимой устают от них люди.

Стынет на солнышке, Нам хочется солнца и снега,

Мерзнет в жару. И чистого звёздного неба.


3. Спешит, торопится весна, 4. Лето - жаркая пора!

И солнце светит ярко. Знойная погода.

Бегут ручьи, звенит капель. И не прохладней вечера,

И скоро будет жарко. Чему рада детвора.

Проверь себя!

  1. Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет;

  2. Метели, бураны, вьюги;

3. Спешит, торопится;

4. Жаркая, знойная.


3. Найди лишнее.

а) ежеминутно, ежесекундно, ежедневно, ежевика.

б) отлично, хорошо, потрясающе, тряска.

в) хохотать, улыбаться, смеяться, одеваться.

г) жаркий, палящий, знойный, холодный.


4. Выписать имена прилагательные, обозначающие  хорошие качества человека:      

трусливый, храбрый, робкий, смелый, нерешительный, отважный.


3. Расположите по возрастающей градации смысловые синонимы.

  • Просить, умолять, говорить (говорить, просить, умолять)

  • Нестись, бежать, мчаться (бежать, мчаться, нестись)


4. Расположите синонимы по степени уменьшения интенсивности обозначаемых действий или признаков.

  • Кричать, шептать, говорить (шептать, говорить, кричать)


5. Подберите к данным словам синонимы.

  • Родина, смелый, друг, блестеть.


Проверь себя:

Родина, Отчизна, Отечество

Смелый, храбрый, мужественный

Друг, товарищ

Блестеть, сверкать, искриться


6. Составь синонимический ряд, соединяя слова трех столбиков

Волшебник еда коченеть

пища мерзнуть питание

зябнуть кудесник мешковатый

использовать ошибочный маг

неуклюжий употреблять применять

неправильный нескладный неверный


7. Какие из данных синонимов разговорные и просторечные?
Болтать, разговаривать
бродить, болтаться
дуться, сердиться
несется, бежит

Устно составьте с ними предложения.


8. Заменить синонимом фразеологический оборот:

  • На скорую руку - быстро

  • Куда глаза глядят – неизвестно куда

  • Спустя рукава – плохо работать

  • Хоть шаром покати – ничего нет

  • Повесить нос - расстроиться

  • Рукой подать – близко


9. Цифровой диктант. Если вы согласны с утверждением то поставьте цифру 1, а если не согласны, то цифру 0. Сверьте свои ответы с доской.

1. Синонимы отвечают на один и тот же вопрос.

2. Синонимы относятся к разным частям речи.

3. Синонимический ряд –это группа синонимов, состоящая из двух или более слов.

4. Синонимы помогают избегать повторов в речи

5. Синонимы – это слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение

6. Синонимы - это слова, близкие по значению, но разные по написанию


Сверьте свои ответы с доской.

1. 1

2. 0

3. 1

4. 1

5. 0

6. 1



10. Работа с текстом.

Задание: прочитайте диалог. (Слайд 15)

Ученики пришли навестить своего одноклассника Толю. Мальчик не ходил в школу: сломал ногу, играя в футбол.

- Здравствуй, Толя! – сказали ребята своему другу.

- Здравствуйте! Как я рад всех вас видеть! – сказал Толя.

- У нас для тебя много хороших новостей, - сказали ребята.

- Проходите, садитесь. Рассказывайте, что происходит в школе, - сказал Толя.

- К нам в класс пришёл новый ученик, - сказал Саша, не дожидаясь, когда эту новость сообщит кто-то другой.

- А ещё мы всем классом ходили в музей. Там открыли новый выставочный зал, - сказала Надя.

- Жаль, что я не был там вместе с вами, - грустно сказал Толя.

- Ничего, вот поправишься, и мы непременно сходим туда с тобой, - сказали ребята.


- Вам понравился этот текст?

- Что портит этот текст? (Повторяющееся слово «сказал».)

- Что необходимо сделать, чтобы данный текст стал более выразительным? Как избежать подобных повторов? (Необходимо заменить слово «сказал» близкими по значению словами - синонимами)

5. Рефлексия

6. Домашнее задание: исправите этот текст, используя слова для справок, текст запишите в тетрадь, соблюдая знаки препинания при диалоге. Синонимы подчеркните.

Ученики пришли навестить своего одноклассника Толю. Мальчик не ходил в школу: сломал ногу, играя в футбол.
- Здравствуй, Толя! – сказали ребята своему другу.
- Здравствуйте! Как я рад всех вас видеть! – ………….. Толя.
- У нас для тебя много хороших новостей, - ………………….ребята.
- Проходите, садитесь. Рассказывайте, что происходит в школе, - ……………………….. Толя.
- К нам в класс пришёл новый ученик, - ………………….. Саша, не дожидаясь, когда эту новость сообщит кто-то другой.
- А ещё мы всем классом ходили в музей. Там открыли новый выставочный зал, - ……………………. Надя.
- Жаль, что я не был там вместе с вами, - грустно ……………. Толя.
- Ничего, вот поправишься, и мы непременно сходим туда с тобой, - …………………….. ребята.
Слова для справок: воскликнуть, проговорить, поинтересоваться, выпалить, сообщить, произнести, ответить.



Вы при выполнении каждого задания ставили себе оценку, а теперь выставите итоговую оценку за урок. Спасибо всем за урок. До свидания.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!