Ход урока.
Этап урока | Содержание урока | Обоснование |
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1.Организационный момент. 1 мин. | Приветствие учеников. Учитель выясняет готовность учеников к уроку. Слайд 1. | Проверяют свою готовность к уроку, сообщают об отсутствующих в классе. | Создание доброжелательной атмосферы. Подготовка учащихся к работе по восприятию и закреплению материала. |
2. Этап всесторонней проверки домашнего задания. (5 мин) | Раздаёт карточки для индивидуальной работы (Приложение 2), проводит фронтальный опрос класса. Слайд 2 Обратите внимание на слайд. Что изучает лексика? Что такое лексическое значение слова? Определите лексическое значение слова перо. Какие трудности у вас вызвало это задание? Подводит итоги опроса, собирает индивидуальные работы. | Два ученика работают с карточками. Остальные обучающиеся слушают и читают вопросы на слайде, обдумывают их и отвечают. Ожидаемый ответ. Лексика изучает словарный состав языка. Лексическое значение – это то, что слово обозначает. Затрудняются с ответом, т.к. знают, что есть слова –омонимы. Непонятно, о каком из слов –омонимов идет речь. Омонимы - слова одной части речи, совпадающие по звучанию и написанию, но имеющие разные лексические значения. Коса: вид прически и орудие труда. Лук: растение и оружие. Лисичка: гриб и животное. | Выяснение степени усвоения заданного на дом материала; ликвидация обнаруженных недочётов. Индивидуальные задания позволят опросить учеников, которые на прошлом уроке испытывали затруднения при работе с классом, кому на восприятие материала требуется больше времени, чем остальным, а также учеников, страдающих заниженной самооценкой. Подведение итогов позволит активизировать мыслительную деятельность обучающихся и перейти к изучению новой темы. |
2.Сообщение темы и цели урока. 2 мин. | Итак, одну лексическую группу мы вспомнили, время перейти к следующей. На доске записана тема урока «Синонимы». Тема нашего урока «Синонимы». Мы узнаем, какие слова называются синонимами, чем они различаются, научимся подбирать синонимы, использовать их в речи. Вы ещё раз убедитесь, что русский язык очень выразителен и богат. Откройте тетради и запишите дату и тему урока. | Ученики открывают тетради, записывают дату и тему урока. | Постановка задачи концентрирует внимание учащихся, повышает осознанность учебных действий. |
3. Изучение нового материала с поэтапным закреплением знаний. 15 мин. А) Лексический анализ слов. Б) Работа над определением. | Выводит на экран слайд с текстом, на парты раздаёт распечатанную сказку. (Приложение 3) Слайд 3 Посмотрите на экран. Перед вами отрывок из «Лесной сказки». Прочитайте его про себя. Просит выразительно прочитать вслух одного ученика. Подчеркните глаголы, с помощью которых автор показывает движение зайцев в лесу. Как одним словом определить значение этих глаголов? Что общего у этих глаголов? Зачем сказочник использует разные слова для обозначения одного действия? Полностью ли глаголы совпадают в своём значении? Чем они отличаются? Подводит итоги. Каждый глагол характеризует возраст и психологию зайцев. Для характеристики движения каждого зайца автор использовал своё слово-синоним. Попробуйте сами определить, что же такое синоним. Слайд 4. А теперь попробуйте определить, какое слово является лишним. Обоснуйте свой ответ. Слайд 5. Уточните данное вами определение. Проверим себя по учебнику. Откройте учебник на стр. 145 и прочитайте правило. Просит одного ученика выразительно прочитать правило. Вывешивает плакат с определением на доску. (Приложение 4) Возвращаемся к слайду со сказкой. Слайд 6. | Читают текст про себя, затем слушают выразительное чтение одного ученика. Слушают вопросы, выполняют задания. Подчеркивают глаголы. Ожидаемый ответ. Собрались, сбежались, приплелись. Нет, глаголы не полностью совпадают в значении. Каждый характеризует зайцев по-своему. Например, молодые зайчата сбежались, а старые зайчихи приплелись. Ожидаемый ответ. Синонимы – это слова, близкие по значению, но отличающиеся оттенками значений. Подбирают синонимы. Ожидаемый ответ. Крошечный Глядеть Стужа Болтать Озорник Смотрят на слайд, определяют лишнее слово. Ожидаемый ответ. Лишним является слово печаль потому что все остальные слова -глаголы. Синонимы – это слова одной части речи, близкие по значению, но отличающиеся оттенками значений. Читают правило про себя, затем слушают чтение ученика. | Развитие навыка выразительного чтения, умения слушать других. Вопросы, которые ставит перед учениками по ходу урока учитель, направляют мысль обучащихся, позволяют им найти верный ответ.. На данном этапе формируется умение работать со словом, воспитывается лексическая грамотность. Наблюдения над рядом синонимов приводит учеников к выводу, что каждое слово в ряду синонимов обладает свойственными только ему оттенками значения Пытаясь сформулировать правило, обучающиеся развивают логическое мышление. Развивается речь учащихся, пополняется словарный запас, формируется навык быстро подбирать синоним к заданному слову. Задание развивает логическое мышление обучающихся. Учащиеся выводят новое понятие самостоятельно путём логических умозаключений, исходя из знаний, полученных в начальной школе, а также собственных наблюдений над словами. Развитие навыка выразительного чтения, умения слушать других. В классе есть дети, которым нужно больше времени на осознание новых сведений, чем остальным. Видя перед глазами плакат с определением, они чувствуют себя увереннее и отвечают лучше. |
В) Первичное закрепление. Динамическая пауза. 2мин | Найдите ещё группу синонимов, характеризующих зайцев. Подбор синонимов называется синонимическим рядом. Прочитайте текст упражнения 354 и дополните свой синонимический ряд. Объясните их значение. Я вижу, что вы устали. Давайте немного отдохнем. Учитель приглашает дежурного провести физкультминутку. Молодцы, садитесь. Продолжить работу нам помогут загадки. Послушайте и ответьте, о каких синонимах идёт речь. Я – синоним осьминога, А без С – в метле нас много. Я то же, что и ураган, Но только гость восточных стран. На море я гроза для шхун, А называюсь я …. | Ожидаемый ответ. Хихикнули, засмеялись, улыбнулись. Они имеют значение «смеяться». Хохотать, загоготать. \ Улыбнулись, хихикнули, засмеялись, хохотали, загоготали. Залился – громко неудержимо засмеялся Прыснул – неожиданно взорвался смехом. Дежурный проводит физкультминутку: Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в стороны развёл, Ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать, На носочки нужно встать. Класс повторяет движения. Слушают и разгадывают загадки. Спрут. Тайфун. | На данном этапе происходит первичное закрепление материала. Развивается навык работы со словом, совершенствуется умение находить синонимы на заданную тему. Формируется умение располагать синонимы в определенном порядке. Снятие усталости и предупреждение переутомления. После динамической паузы ребятам нужно время, чтобы продолжить работу. С помощью игровой формы деятельности обучащиеся легче включаются в работу. Загадки развивают логическое мышление, формируется интерес к использованию изобразительных средств языка. |
5. Закрепление. 10 мин. | Этап закрепления изученного материала проводится дифференцированно. Более подготовленные обучающиеся получают карточки для индивидуальной работы. ( Приложение5) После выполнения работы собираются для последующей проверки, оценка объявляется в начале следующего урока. Учитель работает с учениками, требующими большего внимания. Откройте, пожалуйста, учебник на странице 145 и выполните упражнение 350. Выпишите синонимы к заданным в упражнении словам. Старайтесь работать самостоятельно, сверяя свою запись с написанной на доске. (Учитель выставляет оценку отвечающему у доски) На каждую парту учитель раздает лист с заданием. (Приложение 6) Задание: подберите к каждому слову из левой части синоним с таким же количеством букв и запишите в сетку. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | л | е | с | | | | | | | | | | | | | г | о | р | е | | | | | | | | | | | | м | о | р | о | з | | | | | | | | | | | х | о | т | е | т | ь | | | | | | | | | | т | е | м | н | о | т | а | | | | | | | | | к | р | е | п | о | с | т | ь | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Коллективная проверка задания. | Первая группа получает задание и выполняет его на карточках, в случае затруднения, обращаясь к учителю. Вторая группа открывает учебники, читает задание. Один ученик выходит к доске и выполняет упражнение, проговаривая свои действия. Остальные работают в тетрадях, сверяя свои записи с написанными на доске, при необходимости исправляют отвечающего. Запись в тетрадях и на доске: Упражнение 350. Родина, отечество, отчизна. Бесконечный, беспредельный, бескрайний. Охранять, караулить, сторожить. Зачитывают варианты ответов, обосновывают свою точку зрения , исправляют ошибки,. | свой потенциал в полной мере и не заскучать на уроке. На данном этапе осуществляется первичная проверка усвоения новых знаний. К доске вызывается ученик среднего уровня, работа над упражнением осуществляется коллективно, так как в классе много детей с повышенным уровнем тревожности и заниженной самооценкой. Упражнения помогают совершенствовать навыки грамотного каллиграфического письма, развивают орфографическую зоркость, совершенствуется умение подбирать синонимы на заданную тему и расширяется словарный запас обучающихся. Работа в группах позволяет обучающимся научиться работать сообща для достижения общей цели, способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений, а также позволяет быстрее выполнить задание. Игровая форма упражнения увлекает детей, снимает усталость. |
6. Подведение итогов урока. 3 мин. | Вы хорошо поработали. А теперь давайте повторим, что вы узнали на уроке. 1. С каким понятием из раздела «Лексика» вы познакомились? 2. Что такое синонимы? 3. Зачем нужны синонимы? В случае затруднений ответить на последний вопрос поможет слайд 9 Что вам запомнилось на уроке? Что вы узнали нового? Слайд 10 Выставление оценок за работу на уроке. (Выставление оценок за индивидуальную работу производится в начале следующего урока). | Ожидаемый ответ: Мы узнали, что такое синонимы. Синонимы – это слова одной части речи, близкие по значению, но отличающиеся оттенками значений. Синонимы нужны, чтобы избежать повторов, чётче выразить мысль. На уроке происходит обмен мнениями между учениками. | Повторение терминологии, проверка усвоения материала учениками разного уровня развития. Продолжается формирование чувства взаимопомощи, критического мышления, внимания к ответу одноклассников. |
Домашнее задание. 2 мин. | § 68, упр. 356. В упражнении нужно заменить повторяющиеся слова синонимами. | Записывают домашнее задание в дневники. | Закрепление изученного в классе. Проверка того, как ученики усвоили содержание урока. |