Двадцать четвёртое мая.
Классная работа.
«Мозговой штурм».
Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово
(например, роман — норма).
Составьте на основе данных слов новые. Адрес. Волос. Сосна.
«Мозговой штурм».
Среда
Слово
Насос
Адрес –
Волос –
Сосна -
С.А. Есенин «Восход солнца»
Загорелась зорька красная
В небе тёмно-голубом,
Полоса явилась ясная
В своём блеске золотом.
Лучи солнышка высОко
Отразили в небе свет.
И рассыпались далёко
От них новые в ответ…
Какая языковая единица перед нами?
ТЕКСТ
Из чего состоит текст?
Из предложений.
Из чего состоят предложения?
Словосочетания и грамматическая основа (выписать всевозможные из 1ого предложения).
Повторение «Синтаксис и пунктуация».
О чём пойдёт речь на уроке?
Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановк и.
Назовите 10 знаков препинания:
Какова главная функция пунктуации?
Учить нельзя бездельничать.
Выберите термины, которые относятся к синтаксису и пунктуации.
Грамматическая основа предложения, местоимение, гласный, кавычки, суффикс, дефис, обстоятельство, степень сравнения, условное наклонение, алфавит, обращение, сказуемое, чередование гласных, точка, словосочетание, время глагола, звук, однородные члены предложения, восклицательный знак, окончание слова.
Проверяем
Грамматическая основа предложения, кавычки, дефис, обстоятельство, обращение, сказуемое, точка, словосочетание, однородные члены предложения, восклицательный знак.
Ученик пятого класса, выписывая из предложений словосочетания, допустил ошибку. Найдите её .
Тихо журчит на дне овражка прозрачный лесной ручей .
а) тихо журчит б) на дне овражка в) прозрачный ручей г) журчит на дне д) журчит ручей е) лесной ручей
Проверяем
Тихо журчит на дне овражка прозрачный лесной ручей .
а) тихо журчит б) на дне овражка в) прозрачный ручей г) журчит на дне е) лесной ручей
Переделайте предложения, сделав их побудительными.
1. Школьники принимают активное участие в озеленении улиц.
2. Ребята старательно изучают грамматику.
3. Юннаты охраняют птиц.
Запомни:
юННаты (ЮНые НАТуралисты)
Спишите предложения. Определите вид предложений по цели высказывания.
1. Стоял прекрасный июльский день.
2. Чем вы, гости, торг ведете? (А.Пушкин) 3. Расскажите об этом всем!
Выпишите предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого), пронумеруйте выписанные предложения.
Раннее утро. Все еще спит. По росистой траве идешь к речке. Садишься на берегу, ждешь восхода солнца. Вот оно поднялось и осветило речку, кусты, луг. С луга веет запахом сена. В лесу хорошо пахнет ночная фиалка. А всего сильнее пахнет медом нагретая солнцем медуница.
ПРОВЕРЯЕМ:
1. Раннее утро.
2. По росистой траве идешь к речке.
3. Садишься на берегу, ждешь восхода солнца.
4. С луга веет запахом сена.
КАК НАЗЫВАЮТСЯ ТАКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО КОЛИЧЕСТВУ ГРАМ.ОСНОВ?
ОДНОСОСТАВНЫЕ
Назовите предложение с однородными членами.
3.
Садишься на берегу, ждешь восхода солнца.
Повторение пунктуационных правил
Подчеркните грамматические основы, составьте схемы предложений:
- Не только птицы на улице запели но и почки на деревьях начали распускаться.
- Наступила ночь, в домах зажглись огни.
- Либо она ему соврала либо он ее неправильно понял.
- Он решил прочитать книгу да она ему постоянно мешала.
- Он увидел что глаза рыси плотно закрыты.
- Когда зашло солнце мы вернулись на бивак.
Составьте из двух простых предложений сложные ( ССП и СПП)
1. Взошло солнце. Ожил каждый кустик.
2. Болота уже начинали замерзать. Первыми тронулись болотные птицы.
Выполните синтаксический разбор предложения, расставьте знаки препинания:
Лучи солнца греют лицо и руки замерзшие от холода.
РЕФЛЕКСИЯ.
- Я ВСПОМНИЛ (А) …
- Я УЗНАЛ (А) НОВОЕ - …
- Я ХОТЕЛ(А) БЫ ЕЩЕ ВЕРНУТЬСЯ К ВОПРОСУ О…
ТЕСТ:
1. Какое сочетание слов не является словосочетанием?
А) около дороги Б) широкая дорога В) дорога в лес Г) дорога широка
2. В каких словосочетаниях существительное школа является главным словом?
А) ученик школы Б) хорошая школа В) учиться в школе Г) школа космонавтов
3. Найти предложение с однородными членами.
А) Ребята, вы устали? Б) Вы не забыли о соревнованиях и конкурсах? В) Зачем ты это сделал?! Г) Где мы завтра встретимся?
4. Какое предложение нераспространённое?
А) Мальчики и девочки читают и рисуют, танцуют и поют. Б) Завтра уезжаем. В) Красив лес в зимнем наряде. Г) Ребята, берегите природу!
5. Какое утверждение является неверным?
1)Предложения, в которых мы сообщаем о чём-либо, называются повествовательными.
2) Грамматическая основа предложения всегда состоит из двух главных членов - подлежащего сказуемого
3) Для предложения характерна интонация конца предложения.
4) Предложение, которое состоит только из главных членов, называется нераспространённым.
6. Укажите предложение с одним главным членом.
1) Лес просыпался.
2) Присядем на дорожку.
3) Пурга разбушевалась.
4) Лес встретил нас пением птиц.
7. Найдите ошибку в характеристике предложения.
Небо затянули густые облака.
1) по цели высказывания повествовательное
2) по интонации невосклицательное
3) грамматическая основа – небо (подлежащее) затянули (сказуемое)
4) распространённое
8. В каком предложении неверно подчёркнута грамматическая основа?
1) Путешественники видели вокруг только море.
2) Кораблик мы сделали из простой бумаги.
3) Скворушка теперь пропадал целыми днями.
4) Лес озарил яркий свет молнии.
9. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые.
Было очень рано (1) но уже запели птицы (2) и наполнили своим щебетом всю округу.
В саду играл духовой оркестр (3) а также пел хор.
10. Какие предложения являются простыми (знаки препинания не расставлены)?
- 1. На этой вырубке можно было прочитать всю жизнь леса в её многообразии.
- 2. Ребята пошли в лес и набрали полную корзину ягод.
- 3. Стояла зима и яблони возле дома утопали в снегу.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Повторить изученные ранее правила.