Синтаксис. Повторение
Урок русского языка в 5 классе
Громко прозвенел звонок– Начинается урок. Ваши ушки на макушке, Глазки широко раскрыты. Слушайте, запоминайте, Ни минуты не теряйте!
Терминологический диктант
- Какой раздел изучает предложения, словосочетания?
- Оно состоит из двух слов, одно из которых – главное.
- Главные члены предложения составляют …
- Предложения, которые повествуют о чём-либо, называются ….
- Предложения, которые содержат просьбу или приказ, называются … .
- Предложения, помогающие нам выразить свои чувства, называются … .
- Перечислите второстепенные члены предложения.
- Предложение, в котором грамматическая основа состоит только из подлежащего или только из сказуемого, называется … .
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
- Синтаксис.
- Словосочетание.
- Грамматическая основа.
- Повествовательное.
- Побудительное.
- Восклицательное.
- Дополнение, определение, обстоятельство.
- Односоставное.
Цели урока:
- Образовательная : повторить и обобщить знание лингвистических понятий данной темы, проверить умения выделять основу и второстепенные члены предложения, строить схемы предложений разных видов, отличать простые и сложные предложения, правильно расставлять знаки препинания в разных видах предложений, выделять тему текста.
- Развивающая : развитие логического мышления и речи учащихся, расширение кругозора.
- Воспитательная : воспитание интереса к русскому языку.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
1) Наступает осень.
2) Дни ст..новятся к..роче, и солнце по..вляется реже.
3) Листья на д..ревьях м..няют св..ю окраску.
4) Их разноцветные одёжки оживляют засыпающий лес.
5) Багряные, з..л..тые листья медленно оп..дают и шуршат под н..гами.
6) Перелётные птицы готовятся в дальнюю дорогу.
7) Вот стройные к..сяки жур..влей пот..нулись над п..лями, л..сами, г..рами.
8) «Возвр..щайтесь к нам в..сной!» – кр..чат им вслед р..бята.
- Докажите, что это текст, озаглавьте его.
- Определите тип речи.
- Найдите средства художественной выразительности.
- Выделите грамматическую основу предложений первого абзаца.
- Какое правило нужно вспомнить, чтобы правильно вставить пропущенные буквы?
- Чем отличается первое предложение от других предложений текста?
- Начертите схему последнего предложения. Какое правило мы должны помнить?
ТИПЫ РЕЧИ
- ПОВЕСТВОВАНИЕ – это рассказ о событиях, происшествиях, действиях, последовательно сменяющих друг друга.
- ОПИСАНИЕ – это словесное изображение какого-либо явления действительности путём перечисления его характерных признаков.
- РАССУЖДЕНИЕ – это словесное
доказательство, объяснение, размышление.
ТЕСТ Верно ли выписаны словосочетания из предложения?
1. Листья на деревьях меняют свою окраску .
А) листья меняют;
Б) свою окраску;
В) на деревьях;
Г) меняют окраску.
- А) листья меняют; Б) свою окраску; В) на деревьях; Г) меняют окраску.
2. Их разноцветные одёжки оживляют засыпающий лес.
А) их разноцветные;
Б) одёжки оживляют;
В) засыпающий лес;
Г) разноцветные одёжки.
Работа с текстом
Укажите предложения с однородными членами. Начертите их схему.
Разберите по составу слово: потянулись.
ПОТЯНУЛИСЬ
Осложни последнее предложение обращением .
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
«Возвращайтесь к нам весной, журавли !»
– кричат им вслед ребята.
ОБРАЩЕНИЕ –
слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.
Ребята, давайте жить дружно!
ФИЗМИНУТКА
Если я назову пару родственных слов, вы
хлопаете в ладоши. Если назову пару
слов, которые не являются родственными,
вы приседаете. Постарайтесь сосчитать,
сколько пар родственных слов будет названо.
Перелётные птицы готовятся в дальнюю дорогу.
.
.
.
(повеств., невоскл., прост., двусост., распр., полное, не осложн.)
ОТДОХНИ-КА!
Запиши расшифрованные слова,
найди орфограммы.
ДАВАЙТЕ ПОШУШУКАЕМСЯ
Я понял, что…
Мне понравилось …
Я хотел, чтобы …
Мне необходимо …
Домашнее задание
1. Подготовиться к контрольному диктанту.
2. Составить рассказ на тему «Снежная зима», используя все виды простых предложений.