СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Синтез искусств в творческом формировании и развитии детей"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время проблема  взаимодействия различных   искусств  становится особенно актуальной для творческого развития детей.  Это обусловлено   динамикой жизненных условий  современного российского общества, потребностью в личностях, способных к социальной и творческой активности.   

Просмотр содержимого документа
«"Синтез искусств в творческом формировании и развитии детей"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Котовская детская школа искусств»









СИНТЕЗ ИСКУССТВ

В ТВОРЧЕСКОМ ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ










Составитель:

Прокофьева Нонна Ивановна

преподаватель, концертмейстер

МБУ ДО «Котовская детская школа искусств»





В настоящее время проблема взаимодействия различных искусств становится особенно актуальной для творческого развития детей. Это обусловлено динамикой жизненных условий современного российского общества, потребностью в личностях, способных к социальной и творческой активности. Жизнь человека постоянно связана с творчеством. Именно в творчестве он развивается и обогащается, - в этом проявление глубинной сущности людей.

В детском возрасте особенно ярко проявляется восприимчивость, впечатлительность, доверие авторитету. С другой стороны, внутренний барьер, боязнь показаться смешным, часто мешают раскрытию творческой инициативы детей.

По мнению опытного педагога Ветлугиной Н. А., именно творчество помогает развить у ребёнка способности образного видения мира [2].

Слово «синтез» в переводе с греческого означает соединение, связь. Применительно к искусству этот термин имеет более широкое значение, позволяет объединить разные виды искусств, показать одновременно их несхожесть и общие закономерности. Искусство в отличие от науки специфично: человеческие эмоции, переживания, чувства, настроения, стремления передаются по-разному: в живописи - с помощью художественно-изобразительных образов и красок, в музыке – языком звуков и интонаций, в танце – движением и жестом.

С позиции понимания интеграционного подхода как средства формирования и творческого развития детей, синтез искусств близок межпредметным связям и обусловлен новым качеством образования, внедрением современных методик и технологий в обучении.

Результаты комплексного подхода особенно ярко выражены в развитии творческого мышления у детей младшего школьного возраста, так как их эмоционально-образный словарь еще довольно беден. Педагог выстраивает подходящие ассоциативные цепочки и легко вводит учащегося в активную лексику, помогает придать восприятию не только чувственность, но и глубину, яркую образность, выразительность.

Интегрированные занятия позволяют решить целый ряд важных задач, таких как:

- развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления;

- формирование конкретного представления о звуке, линии, колорите, композиции, позиции, жесте и т.д.;

- вербальное выражение своих чувств и ощущений

В современных школах искусств преподавание дисциплин по музыке, изобразительному, хореографическому искусству предполагает взаимное проникновение разных видов творческой деятельности в едином занятии на основе их взаимодействия, пояснения одного вида искусств другим. Интеграция в данном случае близка понятию синтеза искусств. Так, например, в процессе музыкального обучения предусматривается связь музыки, слова и изобразительного искусства. Знакомство с новым произведением на уроках, к примеру, по специальному фортепиано часто сопровождается художественным и литературным иллюстрированием. Скажем, пьесу Л. В. Бетховена «Сурок» можно сопроводить картиной Ватто «Савояр с сурком» и вокальным исполнением песенки «Marmotte»; пьесу П. И. Чайковского Апрель («Подснежник») - полотном С. Жуковского с одноименным названием «Подснежники» и романсом А. Гречанинова, «Осеннюю песнь» П. И. Чайковского – замечательной репродукцией И. Левитана «Золотая осень». Затем учащемуся предлагается нарисовать в красках свои впечатления. В результате такого комплексного подхода находится зрительная, образная и интонационная общность различных видов искусств [3].

Учащимся художественного и хореографического отделений также для более точного воплощения образа в красках либо в танце нередко помогает прослушивание музыкальных произведений с последующим аналитическим разбором содержания, нахождением контрастных образов, графическим изображением формы.

Для хореографов четкость и легкость движений в танце, как правило, определяется не только ритмической, но и образно-музыкальной и художественной ориентацией. Уроки, объединяющие ритмику, музыку, живопись помогают юным танцорам развиваться многограннее, ярче раскрыться в искусстве движений и жестов.

Интегрированные занятия для учащихся художественного отделения позволяют найти общие закономерности в музыке и живописи, такие как симметрия, линия, колорит, композиция.

Приведу пример подобного урока в Котовской детской школе искусств по теме «С. В. Рахманинов – странствующий художник». Данное занятие стало хорошим подспорьем для конкурса изобразительного творчества в преддверии 150-летия со дня рождения С. В. Рахманинова. Юные художники узнали немало интересного о жизни великого русского композитора, а прослушивание фрагментов некоторых сочинений С. В. Рахманинова позволило найти нужные оттенки и краски для выражения своих мыслей и настроений на холсте.

Интеграционный процесс комплексного взаимодействия предметов в современных школах искусств актуален и тогда более ценен, когда он систематизирован и закреплен конкретными интегрированными программами. Одна из таких программ «Синтез» направлена на развитие музыкального восприятия детей на основе синтеза искусств [4].

Таким образом, объединяя образовательный процесс, мы открываем перед детьми яркий мир творчества. Синтез искусств в обучении пробуждает фантазию, воображение, артистичность, интеллект учащихся, способствует подготовке более развитой творческой личности.






Литература:

  1. Басина Н., Суслова О., С кисточкой и музыкой в ладошке. - М., Линка – Пресс 1997.

  2. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. – М., 1968

  3. Прокофьева Н. И. Интегрированный подход в творческом формировании учащихся школы искусств. – http//multiurok, 2019

  4. Тарасова К.В., Петрова М.П., Синтез. – М.,1994.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!