СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СИПР по предмету "Адаптивная физкультура"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специальная индивидуальная программа развития по предмету "Адаптивная физкультура" в 1 дополнительном классе вариант 8.2

Просмотр содержимого документа
«СИПР по предмету "Адаптивная физкультура"»

Адаптивная физкультура 1 доп. класс

61 ч (2 ч. в неделю)

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Предметная область Физическая культура входит в число обязательных предметных областей учебного плана (вариант 2), ее освоение обеспечивается в рамках учебного предмета адаптивная физическая культура. Ключевой направленностью учебного предмета адаптивная физическая культура является формирование готовности детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). Адаптивная физическая культура занимает важное место не только среди учебных предметов, но, и в жизни детей с тяжелыми комплексными нарушениями развития, поскольку обеспечивает овладение ими основными видами деятельности: игровой, учебной, социально-трудовой.

Нарушения развития детей 1доп. класса препятствуют их полноценному нахождению и обучению в среде сверстников, эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с окружающими людьми. Они не способны в полном объёме воспринимать собственное тело, до конца осознать свои физические возможности и ограничения, полноценно использовать доступные способы передвижения, соотносить самочувствие с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью, самостоятельно контролировать двигательные навыки, координацию движений и т.п.

В связи с этим занятия по адаптивной физической культуре в 1 (дополнительном) классе в первую очередь направлены на:

  • формирование учебного поведения (направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание; умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию);

  • формирование умения выполнять задание (в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами);

в дальнейшем на:

  • формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Целью рабочей программы по адаптивной физической культуре (2 вариант) для 1 (дополнительного) класса является оптимизация физического состояния и развития ребенка.

Задачи:

1. Образовательные: развитие двигательных функций (способности к самостоятельному передвижению), формирование фонда жизненно важных движений и игровой деятельности.

2. Воспитательные: общее развитие и предупреждение вторичных эмоциональных и поведенческих расстройств, преодоление страхов, воспитание настойчивости, смелости, позитивного отношения к себе и окружающим, воспитание устойчивого интереса к занятиям.

3. Коррекционно-компенсаторные: преодоление двигательных нарушений, нормализация мышечного тонуса.

4. Лечебно-оздоровительные и профилактические: сохранение здоровья, повышение физиологической активности органов и систем профилактика осложняющих расстройств (стойких вегетативно-сосудистых и соматических нарушений).

5. Развивающие: повышение толерантности к нагрузке, развитие физических способностей, расширение объема мышечно-двигательных представлений и двигательной памяти.


Программа предполагает работу по следующим разделам: «Физическая подготовка», «Коррекционные подвижные игры», «Велосипедная подготовка», «Лыжная подготовка», «Туризм».

Построения и перестроения



Принятие исходного положения для построения (основная стойка). Построение в колонну по одному. Повороты на месте направо, налево. Ходьба в колонне по одному, по двое. Бег в колонне.

Общеразвивающие и корригирующие упражнения: Дыхательные упражнения



Произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос).



Общеразвивающие упражнения



Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев. Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке. Круговые движения кистью. Сгибание фаланг пальцев. Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам». Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз). Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения. Наклоны туловища вперед (в стороны, назад). Повороты туловища вправо (влево). Круговые движения прямыми руками вперед (назад). Приседание.

Ходьба и бег

Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе. Бег в умеренном (медленном, быстром) темпе.

Прыжки

Прыжки на двух ногах, на одной ноге на месте.

Ползание, подлезание

Ползание на четвереньках. Подлезание под препятствия на четвереньках.

Передача предметов

Передача предметов в шеренге (по кругу, в колонне).

«Коррекционные подвижные игры»

Элементы спортивных игр и спортивных упражнений

Формирование умения: узнавать баскетбольный мяч, волейбольный мяч, футбольный мяч.



2)Подвижные игры

Формирование умения соблюдать правила игр: «Стоп, хлоп, раз», «Болото» «Пятнашки», «Рыбаки и рыбки», «Гуси-лебеди».

«Велосипедная подготовка»

Узнавание (различение) составных частей трехколесного велосипеда: руль, колесо, педали, седло, рама, цепь. Соблюдение последовательности действий при посадке на трехколесный велосипед: перекидывание правой ноги через раму, постановка правой ноги на педаль, посадка на седло, постановка левой ноги на педаль. Управление трехколесным велосипедом без вращения педалей. Вращение педалей с фиксацией ног (без фиксации ног). Торможение ручным (ножным) тормозом. Езда на трехколесном велосипеде по прямой и с поворотом. Посадка на двухколесный велосипед. Начало движения, сидя на двухколесном велосипеде. Езда на двухколесном велосипеде по прямой (на расстояние 10 метров, 50 метров), с поворотом.

«Туризм»

Туристический инвентарь для похода

Формирование умения узнавать, различать предметы туристического инвентаря (рюкзак, спальный мешок, туристический коврик, палатка, котелок).

Для 1 (дополнительного) класса наиболее востребованы и актуальны следующие разделы, которые непосредственно включены в рабочую программу: «Физическая подготовка», «Коррекционные подвижные игры».


Общая характеристика учебного предмета.

Методика преподавания адаптированной физкультуры основана на дифференцированном и индивидуальном подходе. На занятиях формируются элементарные двигательные функции, выполняемые совместно с учителем, по подражанию его действиям, по образцу, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о безопасности движений во время занятий физической культурой и т. п.

В процессе занятий используются коррекционные подвижные игры, упражнения на пространственную ориентировку, на сохранения равновесия, на развитие общей и мелкой моторики, на выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Необходимо отметить, что учащиеся этой категории имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков адаптивной физической культуры. Замедленность психических процессов, конкретность мышления, нарушения памяти и внимания обусловливают чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков.

Место предмета в учебном плане 1 дополнительного класса

В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 61 час в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 дополнительного класса.



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса адаптивной физкультуры

Личностные результаты:

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; - развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, бережному отношению к материальным ценностям.

Предметные результаты:

  • формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека, физического развития;



  • овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, подвижные игры).



Метапредметные результаты:

  • формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;



  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.



Планируемые результаты освоения программы в 1 доп. классе

Минимальный уровень



Достаточный уровень

- восприятие собственного тела;


-

осознание

своих

физических

- освоение доступных способов контроля


возможностей и ограничений;


над функциями собственного тела: сидеть, стоять. Передвигаться (в том числе с использованием технических средств);

- умение радоваться успехам: прыгнул, пробежал и др.


-

совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости;

освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей.








Календарно-тематическое планирование

по учебному предмету «Адаптивная физкультура»

1 (дополнительный) класс 61ч (2 ч. в неделю)


№ п/п

ТЕМА УРОКА

Количество часов

Дата


I четверть(16ч)




1

Знакомство со спортивным залом. Инструктаж по технике безопасности.

1


2

Знакомство с оборудованием и материалами для уроков физкультуры.

1


3

4

Принятие исходного положения для построения и перестроения: основная стойка. Игра «Кран откройся».

2


5

6

Построение в колонну по одному, по два. Игра «Кто быстрее построится».

2


7

8

Повороты на месте направо, налево. Игра «Мы делили апельсин».

2


9

Дыхательные упражнения в положении стоя. Игра «Понюхаем цветы».

1


10

Дыхательные упражнения во время ходьбы. Игра «Понюхаем цветы».

1


11

Дыхательные упражнения во время бега. Игра «Понюхаем цветы».

1


12

Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев. Игра на географию тела.

1


13

Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке. Игра на географию тела.

1


14

Круговые движения кистью. Игра на географию тела.

1


15

Одновременные (поочерёдные) движения руками в исходных положениях «стоя», «сидя», «лёжа».

1


16

Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам». Игра «Силачи».

1


II четверть (16ч)


1-2

Ходьба стайкой за учителем, держась за руки: в заданном направлении.

Игра «Совушка»

2


3-4

Ходьба стайкой за учителем, держась за руки: между предметами.

Игра «Совушка»

2


5-6

Ходьба стайкой за учителем, держась за руки: по дорожке.

Игра «Веревочка»

2


7-8

Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе.

Игры «Совушка», «Веревочка»

2


9-10

Бег в колонне за учителем. Игра «перемена мест».

2


11-12

Бег в умеренном (медленном, быстром) темпе. Игра «Пятнашки».

2


13-14

Прыжки на одной ноге на месте. Игра «Весёлые зайчата».

2


15-16

Прыжки на двух ногах на месте. Игра «Весёлые зайчата».

2


III четверть (16ч)


1

Ползание на четвереньках по прямой линии. Игра «Мёд и пчёлы».

1


2-3

Подлезание на четвереньках под верёвку. Игра «Пожарные на учениях».

2


4

Передача набивного мяча в шеренге. Игра «Найди предмет».

1


5

Передача флажка мяча по кругу. Игра «Флажок».

1


6

Передача гимнастической палки в колонне. Игра «Быстро возьми».

1


7-8

Передача баскетбольного мяча в шеренге. Игра «Передай мяч».

2


9-10

Передача волейбольного мяча по кругу. Игра «Говорящий мяч».

2


11-12

Передача футбольного мяча в колонне. Игра «Скачущий мяч».

2


13

Игра «Мороз-Красный нос».

1


14

Подвижная игра: «Стоп, хлоп, раз».

1


15

Подвижная игра: «Болото».

1


16

Подвижная игра: «Пятнашки».

1


IV четверть (13ч)


1

Подвижная игра: «Рыбаки и рыбки»

1


2

Подвижная игра: «Гуси-лебеди»

1


3

Игра «Воробушки и кот»

1


4

Игра «Ловишки»

1


5

Презентация «Туристический инвентарь для похода».

1


6

Игра «Собираемся в поход»

1


7

Правила безопасности при езде на велосипеде. Посадка на велосипед.

1


8-9

Управление велосипедом без вращения педалей. Удерживание равновесия.

2


10

Вращение педалей с фиксацией ног.

1


11

Езда на велосипеде по прямой.

1


12

Бег и прыжки. Игра «Салочки».

1


13

Контрольный урок. Бег и прыжки.

1






Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения



  • дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного, туристического инвентаря;



  • альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий;



  • спортивный инвентарь: маты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, гимнастические коврики, футбольные, волейбольные мячи;



  • технические средства: ноутбук, колонка;

  • аудио и видеоматериалы.



Список используемой литературы:

1.Ростомашвили Л.Н. Адаптивное физическое воспитание детей со сложными нарушениями развития: учеб. пособие /Л. Н. Ростомашвили.



– М.: Советский спорт, 2009. – 224 с.

2.Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин AM., Комарова С.В. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. —

М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика).

3.Ростомашвили Л.Н. Педагогическая практика по специализации

«Адаптивное физическое воспитание»: Учебно-методическое пособие по подготовке, организации и проведению педагогической практики студентов по специализации «Адаптивное физическое воспитание» – СПб, 2006.

4.Царёв А.М., Рудакова Е.А., Сухарева О.Ю. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития /Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями / под. ред. Л.А.Головчиц: учебное пособие.- М., Логомаг, 2015. – 266 с.