Адаптивная физкультура 1 доп. класс
61 ч (2 ч. в неделю)
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Предметная область Физическая культура входит в число обязательных предметных областей учебного плана (вариант 2), ее освоение обеспечивается в рамках учебного предмета адаптивная физическая культура. Ключевой направленностью учебного предмета адаптивная физическая культура является формирование готовности детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). Адаптивная физическая культура занимает важное место не только среди учебных предметов, но, и в жизни детей с тяжелыми комплексными нарушениями развития, поскольку обеспечивает овладение ими основными видами деятельности: игровой, учебной, социально-трудовой.
Нарушения развития детей 1доп. класса препятствуют их полноценному нахождению и обучению в среде сверстников, эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с окружающими людьми. Они не способны в полном объёме воспринимать собственное тело, до конца осознать свои физические возможности и ограничения, полноценно использовать доступные способы передвижения, соотносить самочувствие с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью, самостоятельно контролировать двигательные навыки, координацию движений и т.п.
В связи с этим занятия по адаптивной физической культуре в 1 (дополнительном) классе в первую очередь направлены на:
формирование учебного поведения (направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание; умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию);
формирование умения выполнять задание (в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами);
в дальнейшем на:
Целью рабочей программы по адаптивной физической культуре (2 вариант) для 1 (дополнительного) класса является оптимизация физического состояния и развития ребенка.
Задачи:
1. Образовательные: развитие двигательных функций (способности к самостоятельному передвижению), формирование фонда жизненно важных движений и игровой деятельности.
2. Воспитательные: общее развитие и предупреждение вторичных эмоциональных и поведенческих расстройств, преодоление страхов, воспитание настойчивости, смелости, позитивного отношения к себе и окружающим, воспитание устойчивого интереса к занятиям.
3. Коррекционно-компенсаторные: преодоление двигательных нарушений, нормализация мышечного тонуса.
4. Лечебно-оздоровительные и профилактические: сохранение здоровья, повышение физиологической активности органов и систем профилактика осложняющих расстройств (стойких вегетативно-сосудистых и соматических нарушений).
5. Развивающие: повышение толерантности к нагрузке, развитие физических способностей, расширение объема мышечно-двигательных представлений и двигательной памяти.
Программа предполагает работу по следующим разделам: «Физическая подготовка», «Коррекционные подвижные игры», «Велосипедная подготовка», «Лыжная подготовка», «Туризм».
Построения и перестроения
Принятие исходного положения для построения (основная стойка). Построение в колонну по одному. Повороты на месте направо, налево. Ходьба в колонне по одному, по двое. Бег в колонне.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения: Дыхательные упражнения
Произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос).
Общеразвивающие упражнения
Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев. Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке. Круговые движения кистью. Сгибание фаланг пальцев. Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам». Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз). Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения. Наклоны туловища вперед (в стороны, назад). Повороты туловища вправо (влево). Круговые движения прямыми руками вперед (назад). Приседание.
Ходьба и бег
Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе. Бег в умеренном (медленном, быстром) темпе.
Прыжки
Прыжки на двух ногах, на одной ноге на месте.
Ползание, подлезание
Ползание на четвереньках. Подлезание под препятствия на четвереньках.
Передача предметов
Передача предметов в шеренге (по кругу, в колонне).
«Коррекционные подвижные игры»
Элементы спортивных игр и спортивных упражнений
Формирование умения: узнавать баскетбольный мяч, волейбольный мяч, футбольный мяч.
2)Подвижные игры
Формирование умения соблюдать правила игр: «Стоп, хлоп, раз», «Болото» «Пятнашки», «Рыбаки и рыбки», «Гуси-лебеди».
«Велосипедная подготовка»
Узнавание (различение) составных частей трехколесного велосипеда: руль, колесо, педали, седло, рама, цепь. Соблюдение последовательности действий при посадке на трехколесный велосипед: перекидывание правой ноги через раму, постановка правой ноги на педаль, посадка на седло, постановка левой ноги на педаль. Управление трехколесным велосипедом без вращения педалей. Вращение педалей с фиксацией ног (без фиксации ног). Торможение ручным (ножным) тормозом. Езда на трехколесном велосипеде по прямой и с поворотом. Посадка на двухколесный велосипед. Начало движения, сидя на двухколесном велосипеде. Езда на двухколесном велосипеде по прямой (на расстояние 10 метров, 50 метров), с поворотом.
«Туризм»
Туристический инвентарь для похода
Формирование умения узнавать, различать предметы туристического инвентаря (рюкзак, спальный мешок, туристический коврик, палатка, котелок).
Для 1 (дополнительного) класса наиболее востребованы и актуальны следующие разделы, которые непосредственно включены в рабочую программу: «Физическая подготовка», «Коррекционные подвижные игры».
Общая характеристика учебного предмета.
Методика преподавания адаптированной физкультуры основана на дифференцированном и индивидуальном подходе. На занятиях формируются элементарные двигательные функции, выполняемые совместно с учителем, по подражанию его действиям, по образцу, а также первичные элементарные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о безопасности движений во время занятий физической культурой и т. п.
В процессе занятий используются коррекционные подвижные игры, упражнения на пространственную ориентировку, на сохранения равновесия, на развитие общей и мелкой моторики, на выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Необходимо отметить, что учащиеся этой категории имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков адаптивной физической культуры. Замедленность психических процессов, конкретность мышления, нарушения памяти и внимания обусловливают чрезвычайную медлительность образования у них двигательных навыков.
Место предмета в учебном плане 1 дополнительного класса
В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 61 час в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 дополнительного класса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса адаптивной физкультуры
Личностные результаты:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; - развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, бережному отношению к материальным ценностям.
Предметные результаты:
Метапредметные результаты:
Планируемые результаты освоения программы в 1 доп. классе
Минимальный уровень | | | Достаточный уровень |
- восприятие собственного тела; | | - | осознание | своих | физических |
- освоение доступных способов контроля | | возможностей и ограничений; | |
над функциями собственного тела: сидеть, стоять. Передвигаться (в том числе с использованием технических средств); - умение радоваться успехам: прыгнул, пробежал и др. | | - | совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости; освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей. |
| | | |
Календарно-тематическое планирование
по учебному предмету «Адаптивная физкультура»
1 (дополнительный) класс 61ч (2 ч. в неделю)
№ п/п | ТЕМА УРОКА | Количество часов | Дата |
| I четверть(16ч) | | |
1 | Знакомство со спортивным залом. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | |
2 | Знакомство с оборудованием и материалами для уроков физкультуры. | 1 | |
3 4 | Принятие исходного положения для построения и перестроения: основная стойка. Игра «Кран откройся». | 2 | |
5 6 | Построение в колонну по одному, по два. Игра «Кто быстрее построится». | 2 | |
7 8 | Повороты на месте направо, налево. Игра «Мы делили апельсин». | 2 | |
9 | Дыхательные упражнения в положении стоя. Игра «Понюхаем цветы». | 1 | |
10 | Дыхательные упражнения во время ходьбы. Игра «Понюхаем цветы». | 1 | |
11 | Дыхательные упражнения во время бега. Игра «Понюхаем цветы». | 1 | |
12 | Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев. Игра на географию тела. | 1 | |
13 | Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке. Игра на географию тела. | 1 | |
14 | Круговые движения кистью. Игра на географию тела. | 1 | |
15 | Одновременные (поочерёдные) движения руками в исходных положениях «стоя», «сидя», «лёжа». | 1 | |
16 | Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам». Игра «Силачи». | 1 | |
II четверть (16ч) | |
1-2 | Ходьба стайкой за учителем, держась за руки: в заданном направлении. Игра «Совушка» | 2 | |
3-4 | Ходьба стайкой за учителем, держась за руки: между предметами. Игра «Совушка» | 2 | |
5-6 | Ходьба стайкой за учителем, держась за руки: по дорожке. Игра «Веревочка» | 2 | |
7-8 | Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе. Игры «Совушка», «Веревочка» | 2 | |
9-10 | Бег в колонне за учителем. Игра «перемена мест». | 2 | |
11-12 | Бег в умеренном (медленном, быстром) темпе. Игра «Пятнашки». | 2 | |
13-14 | Прыжки на одной ноге на месте. Игра «Весёлые зайчата». | 2 | |
15-16 | Прыжки на двух ногах на месте. Игра «Весёлые зайчата». | 2 | |
III четверть (16ч) | |
1 | Ползание на четвереньках по прямой линии. Игра «Мёд и пчёлы». | 1 | |
2-3 | Подлезание на четвереньках под верёвку. Игра «Пожарные на учениях». | 2 | |
4 | Передача набивного мяча в шеренге. Игра «Найди предмет». | 1 | |
5 | Передача флажка мяча по кругу. Игра «Флажок». | 1 | |
6 | Передача гимнастической палки в колонне. Игра «Быстро возьми». | 1 | |
7-8 | Передача баскетбольного мяча в шеренге. Игра «Передай мяч». | 2 | |
9-10 | Передача волейбольного мяча по кругу. Игра «Говорящий мяч». | 2 | |
11-12 | Передача футбольного мяча в колонне. Игра «Скачущий мяч». | 2 | |
13 | Игра «Мороз-Красный нос». | 1 | |
14 | Подвижная игра: «Стоп, хлоп, раз». | 1 | |
15 | Подвижная игра: «Болото». | 1 | |
16 | Подвижная игра: «Пятнашки». | 1 | |
IV четверть (13ч) | |
1 | Подвижная игра: «Рыбаки и рыбки» | 1 | |
2 | Подвижная игра: «Гуси-лебеди» | 1 | |
3 | Игра «Воробушки и кот» | 1 | |
4 | Игра «Ловишки» | 1 | |
5 | Презентация «Туристический инвентарь для похода». | 1 | |
6 | Игра «Собираемся в поход» | 1 | |
7 | Правила безопасности при езде на велосипеде. Посадка на велосипед. | 1 | |
8-9 | Управление велосипедом без вращения педалей. Удерживание равновесия. | 2 | |
10 | Вращение педалей с фиксацией ног. | 1 | |
11 | Езда на велосипеде по прямой. | 1 | |
12 | Бег и прыжки. Игра «Салочки». | 1 | |
13 | Контрольный урок. Бег и прыжки. | 1 | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного, туристического инвентаря;
спортивный инвентарь: маты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, гимнастические коврики, футбольные, волейбольные мячи;
Список используемой литературы:
1.Ростомашвили Л.Н. Адаптивное физическое воспитание детей со сложными нарушениями развития: учеб. пособие /Л. Н. Ростомашвили.
– М.: Советский спорт, 2009. – 224 с.
2.Баряева Л.Б., Бгажнокова И.М., Бойков Д.И., Зарин AM., Комарова С.В. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. —
М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика).
3.Ростомашвили Л.Н. Педагогическая практика по специализации
«Адаптивное физическое воспитание»: Учебно-методическое пособие по подготовке, организации и проведению педагогической практики студентов по специализации «Адаптивное физическое воспитание» – СПб, 2006.
4.Царёв А.М., Рудакова Е.А., Сухарева О.Ю. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития /Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями / под. ред. Л.А.Головчиц: учебное пособие.- М., Логомаг, 2015. – 266 с.