СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СИПР по предмету "Изобразительная деятельность" программа 8.2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специальная индивидуальная программа развития по предмету "Изобразительная деятельность", программа 8.2. 1 класс.

Просмотр содержимого документа
«СИПР по предмету "Изобразительная деятельность" программа 8.2»


  1. Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность» для 1 «А» класса разработана на основе:

- Приказа Минобрнауки России № 1599 от 19.12.2014 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

- АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2;

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования ОКОУ «Теткинская школа – интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» (Вариант 2).

В Федеральном компоненте государственного стандарта изобразительная деятельность обозначена как самостоятельный предмет, что подчеркивает её особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На её изучение отведено 96 ч для 1-х классов 3 часа в неделю, 33 учебные недели.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: используя различные многообраз­ные виды деятельности (изобразительная деятельность, игровая, действия с разборными игрушками и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью.

Общая характеристика учебного предмета: формирование элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в целенаправленные действия с инструментами и материалами в изобразительной деятельности;

Задачи и направления рабочей программы:

  • формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

  • развитие собственной активности ребенка;

  • формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

  • формирование и развитие целенаправленных действий;

  • развитие планирования и контроля деятельности;

  • развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Кроме основных, можно выделить и методические задачи:

  • развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

  • развитие зрительного восприятия;

  • развитие зрительного и слухового внимания;

  • развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

  • формирование и развитие реципрокной координации;

  • развитие пространственных представлений;

  • развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Методы и формы обучения

Методы по источнику знаний:

  • словесные (рассказ, объяснение, описание, разбор, беседа);

  • наглядные (непосредственный, опосредованный, замедленный показ);

  • метод упражнения;

  • игровой метод;

  • контактный метод;

  • вспомогательные методы (направляющая помощь педагога).


Планируемые результаты коррекционной работы:

  • умеет рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;

  • умеет фиксировать взгляд на объекте;

  • умеет воспринимать, удерживать предмет в руках рассматривая его со всех сторон;

  • понимает эмоциональное состояние других людей;

  • понимает язык эмоций;

  • выполняет последовательно организованные движения;

  • играет с кубиками, карандашами, палочками и т. д;

  • строит их двух трех кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол, стул, домик);

  • узнает материалы на ощупь, по звуку;

  • строит из кубиков башню;

  • наполняет железные и пластиковые сосуды различными предметами;

  • умеет соотносить и знает цвета;

  • имеет представление о величине и форме предметов;

  • имеет представление о разнообразии вкусовых ощущений;

  • имеет представление о разнообразии обонятельных ощущений;

  • имеет представление о разнообразии тактильных ощущений;

Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

  • организовывать рабочее место;

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

  • следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

  • фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

  • фиксирует взгляд на яркой игрушке;

  • фиксирует взгляд на движущей игрушке;

  • переключает взгляд с одного предмета на другой;

  • фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

  • фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

  • фиксирует взгляд на изображении;

  • фиксирует взгляд на экране монитора.

  • умение выполнять инструкции педагога:

  • понимает жестовую инструкцию;

  • понимает инструкцию по инструкционным картам;

  • выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

  • использование по назначению учебных материалов:

бумаги;

карандашей;

пластилина;

дидактических игр.

  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

  • выполняет действие способом рука-в-руке;

  • подражает действиям, выполняемы педагогом;

  • последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

  • выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

Формирование умения выполнять задание:

в течение определенного периода времени:

  • способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

от начала до конца:

  • при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

с заданными качественными параметрами:

  • ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.:

  • ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

  • выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащийся должен овладеть следующими базовыми учебными действиями на конец учебного года.

Предметные компетенции.

Учащиеся должны знать:

  • различие предметов геометрических форм;

  • цвета (красный, желтый, синий, зелёный, черный).

Учащиеся должны уметь:

  • рисовать прямые, наклонные, вертикальные, горизонтальные;

  • рисовать округлые линии, изображения предметов округлой формы;

  • определять последовательность выполнения рисунка (по возможности);

  • следовать предложенному учителем порядку действий при складывании аппликации, в лепке, рисовании.


  1. Содержание учебного предмета

Содержание курса состоит из следующих разделов:

1. Развитие изобразительной деятельности.

2. Развитие графической деятельности через практическую деятельность.

3 Формирование и развитие графических навыков.

Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов

1

Развитие мелкой моторики

1.1

Давайте познакомимся. Играем с цветными карандашами, исследуем свойства бумаги, манипулируем с ней (рвём, сминаем ее).

3

1.2

Знакомство со школой, классом, учебными принадлежностями. Выполняем простые манипуляции с карандашами. Исследуем различные образцы бумаги, исследуем их.

6

1.3

Я и моё тело. Рвем бумагу, рисуем карандашами и красками, моем кисточки, производим действия с простым карандашом, стир. резинкой и т. п.

5


Всего часов:

14

2 модуль

Наименование разделов, тем программы

Кол-во

часов

1

Развитие мелкой моторики

1.1

Явления природы. Смешиваем акварельные краски, играем с разноцветной водой, рисуем по мокрому листу, собираем аппликацию и т. д.

5

1.2

Растительный мир. Знакомимся с природным материалом, манипуляции с бумагой, рисуем красками.

4

1.3

Фрукты и ягоды. Играем с гуашевыми красками, исследуем свойства пластилина, рисуем разными способами, выполняем аппликации.

5


Всего часов:

14

3 модуль

Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов

1

Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций

1.1

Фрукты и ягоды (продолжение). Рисование гуашевыми красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. Лепим из пластилина, изготавливаем аппликации.

4

1.2

Игрушки. Рисование акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др. Лепим из пластилина, изготавливаем аппликации.

10

1.3

Домашние животные. Выкладываем изображение по контуру, лепим из пластилина. Рисование мелками, акварельными красками: пятна, штрихи, полосы, ломаные линии и др.

4


Всего часов:

18

4 модуль

Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов

1

Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций

1.1

Животные (продолжение). Знакомство с различным поделочным материалом, Рисование красками, лепка из пластилина.

3

1.2

Явления природы. Рисуем мелками, карандашами. Выкладываем аппликацию.

4

1.3

Посуда. Декоративное рисование. Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами.

5

1.4

Одежда. Декоративное рисование. Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами.

5


Всего часов:

17

5 модуль

Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов

1

Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций

1.1

Одежда (продолжение). Декоративное рисование. Аппликации из рваной бумаги, рисование красками и карандашами.

2

1.1

Мебель. Проводим линию не отрывая карандаш, раскрашиваем изображение по готовому контуру.

4

1.2

Овощи. Рисуем акварельными и гуашевыми красками. Осваиваем приемы в работе с пластилином. Изготавливаем аппликации.

11


Всего часов:

17

6 модуль

Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов

1

Формирование и развитие целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций

1.1

Явления природы. Смешиваем акварельные краски, наносим разноцветную краску на контур, рисуем по мокрому листу, собираем аппликацию и т. д.

3

1.2

Птицы. Рисуем мелками, карандашами. Выкладываем аппликацию.

3

1.3

Растительный мир. Рисуем акварельными и гуашевыми красками. Осваиваем приемы в работе с пластилином. Изготавливаем аппликации.

10


Всего часов:

16


Всего часов за год:

96


Лепка.

Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины) скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках). получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом и др.). Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей.

Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.). Нанесение декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями. Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом.


Аппликация.

Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии, выкалывание по контуру. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.

Рисование.

Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов.

Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента. Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими) элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка по образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка) из предложенных объектов (по представлению). Рисование с использованием нетрадиционных техник: монотипии, «по - сырому», рисования с солью, рисования шариками, граттаж, «под батик».

  1. Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Дата проведения урока

По плану

Фактич.

1

Нарисуй себя (мелом) с помощью учителя.

03.09


2

Портрет друга (из рваной бумаги).

04.09


3

Портрет друга (сложим из готовых заготовок из пластилина).

06.09


4

«Наша школа» экскурсия по школе.

10.09


5

«Подружка-кисточка» раскрашивание листочка бумаги.

11.09


6

«Карандаш-умелец» штрихи в разных направлениях.

13.09


7

«Цветные карандаши» раскладываем карандаши в определенном порядке.

17.09


8

«Пластилиновые комочки» (отщипывание маленьких кусочков от большого бруска пластилина).

18.09


9

«Разноцветный узор» рвём цветную бумагу на большие и маленькие кусочки, выкладываем на листы бумаги.

20.09


10

«Скатай шарик» сминаем бумагу в комочек.

24.09


11

«Выложи человечка» (из пластилиновых заготовок).

25.09


12

«Собери человечка» (из бумажных или картонных шаблонов).

27.09


13

«Девочка» раскрашивание готового контура.

01.10


14

«Мальчик» раскрашивание готового контура.

02.10


15

Человек из геометрических фигур (сложить разноцветные геометрические фигуры в определённом порядке).

04.10


16

«Спрячь картинку!» (заштрихуй тучку).

08.10


17

«Здравствуй солнце!» раскрасить и дорисовать рисунок.

09.10


18

«Дождик» (выложить изображение из маленьких кусочков пластилина.

11.10


19

«Тучка и дождик» закрашивание «тучки» и рисование коротких штрихов «дождинок» мелками.

15.10


20

«Облака на небе» (из мелких кусочков рваной бумаги наклеиваем на заранее подготовленный лист изображение дождика).

16.10


21

«Лужи» рисование пятнами по мокрому листу.

18.10


22

«Осенний ковёр» наклеивание сухих листьев или цветных бумажных заготовок «листочков».

22.10


23

«Листья» накладывание листочков на подготовленные контуры.

23.10


24

«Осенние краски» рисование по мокрому листу или сухой кистью.

25.10


25

«Яблоки» лепим из пластилина, катаем шарики.

05.11


26

«Наливное яблочко» наклеиваем кусочки цветной бумаги на подготовленный контур прикрепляем «яблоки» на основу яблони.

06.11


27

«Красное яблоко» рисование яблока сухой кистью.

08.11


28

«Бананы» лепим из пластилина, катаем «колбаски».

12.11


29

«Натюрморт» наклеиваем кусочки цветной бумаги на подготовленный контур.

13.11


30

«Фруктовое лакомство» рисование бананов сухой кистью.

15.11


31

«Разноцветные шары», собираем картинку, раскрашиваем по готовым контурам.

19.11


32

«Малина» лепим шарики, сплющиваем их и прикрепляем к картону в виде ягодки.

20.11


33

«В лесу много ягод» раскрашивание карандашами готовых контуров.

22.11


34

«Фруктовый сад» прикрепляем сплющенные шарики на контур дерева.

26.11


35

«Пластилиновая мозаика» отщипывание маленьких кусочков и выкладывание на лист.

27.11


36

«Мухомор» пластилиновые шарики прикрепляем к готовой основе.

29.11


37

«Волшебная бутылка» сминаем бумагу в комочки и складываем их в бутылку.

03.12


38

«Мячики» раскрашивание и наклеивание кружочков на лист.

04.12


39

«Кубики» раскрашивание и наклеивание квадратиков на лист.

06.12


40

«Воздушные шарики». Наклеивание «шариков» к заготовкам (мишка, зайчик и т. п. с шариками).

10.12


41

«Спрячь зайку!» рисование при помощи губки.

11.12


42

«Цветные дорожки для машинок» рисование полосок широкими кистями.

13.12


43

«Бусы для куклы» рисование сухой кистью.

17.12


44

«Цветные рыбки» рисование рыбок по мокрому листу.

18.12


45

«Кошка» (выложи кошку по контуру).

20.12


46

«Маленький пушистый котёнок» (выложи котёнка из смятой в шарики бумаги).

24.12


47

«Кошки-мышки» играем, рисуя на бумаге (прячем мышек от кошки).

25.12


48

«Покормим курочку» работаем с пластилином.

27.12


49

«Гусеница» рисование при помощи штампа.

14.01


50

«Утята» аппликация из бумаги.

15.01


51

«Ёжик» изготавливаем из пластилина и заготовок из спичек.

17.01


52

«Дует ветер, играет снежинками» наклеивание кусочков бумаги в определённом порядке.

21.01


53

«Снегопад» рисуем сухой кисточкой гуашевыми красками на цветной бумаге.

22.01


54

«Снежный домик» нанесение краски на рисунок, сделанный восковым мелком.

24.01


55

«Снежинка» нанесение краски на рисунок, сделанный восковым мелком.

28.01


56

«Тарелочка» рисуем и раскрашиваем круги.

29.01


57

«Украсим тарелочку» аппликация из заготовок.

31.01


58

«Вылепим тарелочку» работа с пластилином.

04.02


59

«Тарелка с ягодами» наполнить тарелку ягодами (работа с пластилином).

05.02


60

«Чашка с чаем» раскрашивание чашки по готовому контуру.

07.02


61

«Ложка» аппликация из бумаги.

18.02


62

«Оденем кукол» аппликация из заготовок на шаблон куклы.

19.02


63

«Нарядная кукла» аппликация из заготовок на шаблон куклы.

21.02


64

«Украшаем юбочку». Аппликация.

25.02


65

«Рисуем брюки» (раскрашиваем заготовку).

26.02


66

«Зимняя одежда» рисунок.

28.02


67

«Летняя одежда» рисунок.

03.03


68

«Шкаф для куклы» наносим (размазываем) пластилин на заготовку.

04.03


69

«Стол» рисуем стол по шаблону.

06.03


70

«Красивый стол» аппликация.

10.03


71

«Стул» раскрашиваем по заранее подготовленному контуру.

11.03


72

«Кровать» лепим из пластилина постельные принадлежности.

13.03


73

«Огурец» лепим из пластилина.

17.03


74

«Огуречная грядка» аппликация.

18.03


75

«Зелёный огурец» рисуем цветными карандашами.

20.03


76

«Помидор» лепим из пластилина.

01.04


77

«Грядка с помидорами» аппликация.

03.04


78

«Красный помидор» рисуем цветными карандашами.

07.04


79

«Морковь» лепим из пластилина.

08.04


80

«Грядка с морковью» аппликация.

10.04


81

«Сочная морковка» рисуем цветными карандашами.

14.04


82

«Лук» рисуем цветными карандашами.

15.04


83

«Грядка с луком» аппликация.

17.04


84

«Связка лука» раскрашиваем заранее подготовленный рисунок.

21.04


85

«Вода» учимся равномерно распределять краску по поверхности листа.

22.04


86

«Волны» рисуем по шаблонам.

24.04


87

«Обитатели морей и океанов» рисунок по мокрому листу.

28.04


88

«Прилетели птицы» рисуем птиц стилизованно фломастером.

29.04


89

«Цыплята» лепим из пластилина.

06.05


90

«Попугай» раскрашиваем по шаблону.

08.05


91

«Цветочек» лепим из пластилина.

12.05


92

«Цветочная поляна» панно из пластилина (смеш. техн.)

13.05


93

«Цветик - семицветик» аппликация из цветной бумаги.

15.05


94

Подснежник» аппликация из заготовок.

19.05


95

«Ковёр из одуванчиков» аппликация из бумажных заготовок.

20.05


96

«Тюльпаны» аппликация из бумаги.

22.05





Учебно - методическое и материально-техническое обеспечение

  • учебные столы;

  • доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);

  • персональный компьютер;

  • шаблоны, трафареты, альбомы, краски, карандаши, цветная бумага, картон, восковые мелки, кисточки, пластилин, мольберт и др.

  1. М. Ю. Рау, М. А. Зыкова «Изобразительное искусство» 1 класс, учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, Москва, «Просвещение» 2017.