Представление опыта работы по теме «Система организации работы классного руководителя по развитию творческого потенциала обучающихся»
Список ИПМ (информационно – педагогического модуля)
ИПМ 1. Теоретическая интерпретация опыта.
ИПМ 2. Система работы по развитию творческого потенциала учащихся.
ИПМ 3. Диагностика сплоченности, развития классного коллектива.
ИПМ 4. Взаимодействие с родительским коллективом по развитию творческого потенциала обучающихся.
ИПМ 5. Взаимодействие с социумом.
Библиография.
Приложения:
Образовательная программа театрально-хоровой студии «Одноклассники».
Деятельность по развитию творческого потенциала учащихся.
Описание методик и диагностик сплоченности и развития классного коллектива.
Участие классного коллектива в конкурсах, фестивалях, смотрах
Грамоты, дипломы, благодарности, публикации.
Фотографии.
ИПМ 1. Теоретическая интерпретация опыта
Концепция художественного образования в РФ нацелена на обеспечение реализации нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития эстетических, этических принципов и идеалов личности; использование возможности искусства, художественно-творческой деятельности в целях психофизического оздоровления детей; выявление художественно одаренных детей и обеспечение соответствующих условий для их образования и творчества. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Развитие творческих способностей учащихся является одной из важнейших задач современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Условием возникновения данного вопроса послужило необходимость совершенствования воспитания подрастающего поколения. Закон об образовании гласит: процесс воспитания и обучения - это единый целенаправленный процесс, направленный на развитие духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его потребностей и интересов (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р) предполагает организацию воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности; расширение возможности для использования в образовательном и воспитательном процессе культурного наследия народов РоссииФедеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС - развитие личности школьника, его творческих способностей.
В условиях современной школы значение внеурочной работы и, в частности, дополнительного музыкального образования бесспорно. Практика убеждает в возможности и целесообразности организации хоровых, вокальных, театральных кружков для всех возрастных категорий. Хоровое и сольное исполнение песен, постановка детских музыкально-театрализованных спектаклей благотворно влияет на нравственное и эстетическое развитие учащихся, объединяет большое количество детей с различными интересами и уровнем интеллектуального развития, способствует выявлению детей с творческими способностями.
Творческий потенциал (концепция А.М.Матюшкина) – творческие возможности, заложенные в ребенке с рождения и раскрывающиеся по мере взросления в разных областях и сферах деятельности, в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода вопросов и проблем: интеллектуальных и личностных. Основа неординарных дарований ребенка – творческий потенциал, который характеризуется стойкой познавательной активностью, опережением в развитии мышления и речи, большим стремлением к творчеству в игре и других видах деятельности.
В педагогической литературе 19-20 веков неоднократно поднимались вопросы возможности использования сценического искусства в школе. Особый интерес представляют работы великого русского педагога Н.Н.Бахтина («Театр и его роль в воспитании»), который убедительно раскрыл и «обучающую», и «воспитывающую», и «облагораживающую» роль школьного театра. Этот эффект связан с тем, что театральное действие по своей психологической природе близко детской творческой игре, имеющей огромное значение для воспитания многих ценных свойств личности ребенка. Об этом неоднократно говорил и великий русский режиссер К. С. Станиславский.
С целью создания условий для творческого общения, развития познавательных способностей и талантов детей, целенаправленной организации их свободного времени в МБОУ «СОШ №4» г.Онеги функционирует театрально-хоровая студия «Одноклассники», в которой занимается классный коллектив 3а класса. Для реализации цели решаются следующие задачи:
Определить сущность и структуру развития личности ребенка в коллективе, его возможностей, способностей в привитии ему певческих и музыкальных навыков.
Оценить уровень развития музыкальных творческих возможностей и способностей детей.
Проанализировать уровень эффективности, результативности, оптимизации различных видов и форм музыкальной деятельности, направленной на развитие творческого потенциала.
Развивать психофизические процессы (восприятие, память, внимание, воображение), вербальные и невербальные стороны речи, творческие способности (умение перевоплощаться, брать на себя роль), специальные умения (актер, зритель).
Воспитывать положительное отношение к театральным играм, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре других народов.
Расширять границы творческого восприятия мира.
Реализовать творческие способности в реальной жизни.
Способствовать сплочению классного коллектива.
Основные направления деятельности классного руководителя по развитию творческого потенциала учащихся:
образовательное (на основе образовательной программы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями школьников, состоянием их соматического и психологического здоровья);
творческое (участие в творческих мероприятиях – концертах, спектаклях);
интеллектуально-познавательное (на основе усвоения и передачи знаний в различных сферах творческой деятельности);
информационное (поиск и передача информации);
гражданско – патриотическое (на основе освоения и использования в деятельности материала гражданско – патриотической тематики)
Формы деятельности:
творческая;
познавательная (усвоение знаний, информации);
эвристическая (получение нового для себя знания в результате размышлений, участия в интеллектуальных играх, творческих интеллектуальных мероприятиях);
ценностно-ориентационная.
Виды деятельности:
учебные, игровые занятия;
репетиции;
организация и проведение праздников, развлекательных мероприятий, игр, фестивалей;
классные и родительские собрания;
индивидуальная работа под руководством педагога;
взаимодействие с социумом (Городской Дворец культуры, Муниципальный центр дополнительного образования, Дом-интернат для престарелых и инвалидов)
Сущность опыта: создана система организации деятельности классного руководителя по развитию творческого потенциала учащихся через внеурочную деятельность в классном коллективе (студия «Одноклассники»).
Результативность:
высокий уровень формирования и развития творческих познавательных, коммуникативных способностей учащихся;
создание условий для творческого общения, целенаправленная организация свободного времени школьников;
удовлетворение творческих, коммуникативных потребностей и интересов школьников, предоставление возможности для самореализации и самоутверждения личности.
Трудоемкость (оптимальность): наличие вариантов учебного, дидактического материала для творческой самостоятельной деятельности обучающихся (ноты, распевки, дыхательная гимнастика, фонотека, театральное оборудование и костюмы).
Отличительные особенности системы:
комплексный характер:
взаимосвязь театральной деятельности с учебным процессом;
практическая направленность;
социальное партнерство с родителями.
Возможность и условия освоения: опыт применим в любом классном коллективе с целью организации совместного творческого досуга учащихся.
Вклад автора в решение конкретной проблемы: разработана система организации деятельности классного руководителя по развитию творческого потенциала учащихся через внеурочную деятельность в классном коллективе (студия «Одноклассники»).
Проблема, которую автор успешно решает в своей педагогической деятельности: созданы условия для развития творческих, познавательных, коммуникативных способностей каждого члена классного коллектива через целенаправленную организацию свободного времени.
ИПМ 2. Система организации работы классного руководителя по развитию творческого потенциала учащихся через внеурочную деятельность в классном коллективе (студия «Одноклассники»).
Система предполагает совокупность взаимосвязанных компонентов, совместную деятельность педагога и школьников, реализуемую в следующей типоструктуре занятий:
Действия педагога | Действия учащихся |
Занятие-беседа с элементами ролевой игры. |
Формирование общего представления о творческой деятельности; мотивация интереса к творческой деятельности. | Первичное восприятие темы; соавторство педагога и ученика. |
Занятие-игра (как творчество и познание нового). |
Планирование и создание ситуации для проявления творческой, игровой, исследовательской деятельности учащихся. | Реализация, творческих способностей, самостоятельное нахождение и усвоение игрового материала в процессе творческой деятельности. |
Занятие-репетиция (как обобщение и систематизация деятельности, знаний учащихся). |
| Совершенствование освоения хоровых, сольных, игровых умений и навыков; формирование законченного представления об изученном. |
Итоговое занятие - концертное выступление (участие в творческих, концертных мероприятиях школьного, городского, районного уровней). |
Организация и участие в творческих, концертных мероприятиях школьного, городского, районного уровней; совместный с учащимися анализ участия в мероприятиях и планирование творческой деятельности по совершенствованию технологии. | Творческая, игровая деятельность в концертных мероприятиях школьного, городского уровней (Городской Дворец культуры), районного уровня (в рамках реализации муниципальных долгосрочных целевых программ «Воспитание подрастающего поколения в Онежском муниципальном районе на 2013-2015гг.» и «Одаренные дети на 2013-2015гг.»), совместный с педагогом анализ участия в мероприятиях. |
Фестиваль детских театров, хоровых коллективов (как форма совместного коллективного досуга). |
Планирование, организация и проведение мероприятий в рамках фестиваля детских театров; хоровых коллективов; совместный с учащимися анализ творческой деятельности по совершенствованию технологии. | Игровая творческая деятельность, совершенствование освоения игровых умений и навыков; совместный с педагогом анализ творческой деятельности. |
Взаимодействие педагога и обучающихся с родительским коллективом |
Организация совместной деятельности во время проведения творческих мероприятий, концертов, спектаклей; создание условий на практике применять творческие способности и возможности самореализации личности. | Игровая творческая деятельность; совершенствование умения творчески представлять результат своего труда; участие и помощь родителей в организации творческих мероприятий, концертов (изготовление декораций, костюмов, реквизита, афиш, рекламных буклетов спектаклей). |
Особенности системы:
1. Планирование творческой деятельности в соответствии с воспитательной и образовательной программой студии «Одноклассники».
2. Творческая, игровая, исследовательская, самостоятельная деятельность учащихся при помощи обучающих и обобщающих творческих заданий.
Видоизменения системы возможны:
при условии перераспределения учебных занятий и времени, отводимого на участие в концертной творческой деятельности;
по линии перераспределения удельного веса обучающих действий педагога и самостоятельной творческой деятельности обучающихся.
Условия эффективности функционирования системы: наличие нескольких вариантов справочных, дидактических пособий: альбомов с репродукциями картин; материалов из Интернета, фонограмм и фонотеки.
Возможности системы:
активизация творчества учащихся по развитию креативности, потенциала личности;
воспитание творческой, коммуникативной самостоятельно развивающейся личности и ее самореализация.
Модель развития творческой активности школьников
Приложение 1, 2
ИПМ 3. Диагностика сплоченности, развития классного коллектива.
В качестве диагностических задач по выявлению уровня сплоченности, развития классного коллектива были использованы следующие методики и диагностики:
преобладающее мнение о взаимопомощи в классе;
методика определения сплоченности класса «Лесенка»;
групповая сплоченность (методика Сишора);
Результаты диагностики «Преобладающее мнение о взаимопомощи в классе» показали высокий уровень взаимовыручки.
Рис. 1 Преобладающее мнение о взаимопомощи класса
При диагностировании сплоченности классного коллектива по методике Сишора, следует отметить, что большинство ребят ассоциируют свой класс с «Алым парусом»- символом устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, долга. Коллектив сплочен, активен, заинтересован жизнью не только своего класса, но и жизнью других коллективов. Разброс мнений небольшой, что еще раз подтверждает сплоченность классного коллектива.
Рис.2 Методика сплоченности класса «Лесенка»
Оценивая результаты (по методика Сишора) уровня групповой сплоченности можно отметить высокий уровень (15, 7 балла), что свидетельствует о дружном классном коллективе.
На основе материалов, полученных в ходе диагностирования, можно сделать следующий вывод: организация работы классного руководителя по развитию творческого потенциала учащихся через внеурочную деятельность способствует сплочению классного коллектива, где каждый готов оказать помощь одноклассникам, учителю, членам других коллективов, где каждый ребенок стремится вперед, умеет поставить перед собой цель и способен достичь ее.
Приложение 3.
ИПМ 4. Взаимодействие с родительским коллективом по развитию творческого потенциала обучающихся.
Неотъемлемой частью работы по развитию творческого потенциала детей является активное взаимодействие с родителями. Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для младшего школьника в особенности.
Цель:
Заинтересовать родителей процессом развития творческих способностей каждого, результативностью и динамикой роста их ребёнка; оказать им помощь в правильной организации творческого воспитания детей в семье
Задачи:
развивать интересы и творческие способности ребенка;
распределить обязанности и ответственность между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
поддержать открытость во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
выработать образ жизни семьи, формировать семейные традиции;
понимать и принимать индивидуальность ребенка;
доверять и уважать его как к уникальную личность.
Для решения данных задач с родителями организована систематическая работа, которая включает в себя проведение родительских собраний, индивидуальных бесед, консультаций, совместных занятий родителей с детьми в форме семинаров-практикумов, непосредственное участие родителей в занятиях, творческие совместные работы с детьми. Благодаря такой деятельности родители из пассивных зрителей превращаются в активных участников-«помощников» в решении задач воспитания, вовлекаются не только в изготовление атрибутов к песням, ритмодекламациям, танцам, помогают шить костюмы для спектаклей, но и участвуют совместно с детьми в музыкально-исполнительской творческой деятельности: эмоционально ярко, образно исполняют в ансамбле с детьми песни.
Особую роль в развитии творческого потенциала обучающихся играют консультации родителей, с помощью которых:
информирую родителей о творческом росте, особенностях музыкального развития их ребёнка, о степени его одарённости;
даю необходимые педагогические рекомендации в решении тех или иных задач по развитию творческих способностей, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка;
помогаю создать в семье, во взаимоотношениях с ребёнком благоприятные условия для активизации эмоциональной отзывчивости, образного мышления, воображения, раскрытия творческого потенциала.
В результате родители отмечают, что консультации способствуют:
улучшению их взаимоотношений с ребёнком;
оказывают содействие в их личностном саморазвитии как воспитателей своих детей;
позволяют увидеть своего ребёнка с новой стороны, лучше понять его внутренний духовный мир, эмоциональные переживания;
помогают объективно оценить положительные и отрицательные стороны характера, уровень развития мышления, памяти, а также степень музыкальной одарённости ребёнка.
Этапы работы с родителями:
продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс - опроса с целью изучения их потребностей. Полученные данные используются в дальнейшей деятельности;
установление между педагогом и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка
и правильное его восприятие посредством сообщения им знаний, информации. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности;
ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе классный руководитель вступает в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая не только о положительных моментах, но и о трудностях, тревогах, отрицательных действиях в поведении ребенка;
совместное со взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание и выбираются формы сотрудничества.
С целью вовлечения родителей в процесс развития познавательных и художественных способностей детей, творческого взаимодействия классного руководителя, детей и родителей через организацию условий для совместного творчества используются формы:
тематические консультации, которые дают рекомендации по проблеме, волнующей родителей. В каждом группе есть дети и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет;
родительские чтения, где есть возможность родителям не только слушать лекции классного руководителя, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении. Этапы проведения родительских чтений следующие:
на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;
педагог собирает и анализирует информацию;
определяется список литературы по данному вопросу;
изучение литературы родителями;
изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.
родительские вечера, направленные на сплочение родительского коллектива. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
анкетирование родителей
информационно-просветительская и развивающая работа через:
психолого-педагогический всеобуч родителей;
родительские собрания с использованием информационные технологий, которые помогают наглядно, убедительно и доступно представить большой объем информации в виде таблиц, диаграмм, графиков, рассказать о текущих делах и успехах;
лекция – диалог, беседа, где условием творческой активности слушателей является индивидуальный подход;
дискуссия – "круглый стол”
совместное обсуждение какой – либо проблемы;
исследование – получение знаний на исследовательской основе с применением различных схем организации (встреча с проблемой, эвристические вопросы, интересные задания);
психологические тренинги, игры (ситуативно-ролевые, разогревающие.);
диагностика, рефлексия (тесты, опросники, задания);
Пресс – конференция с родителями, проводится в форме вопросов и ответов:
выставки детских работ: детские рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы;
информационные листки, которые могут нести в себе следующую информацию: (объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; благодарность добровольным помощникам);
родительская газета, которая создается и оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам.
интернет-сайт класса, где кроме стандартных страничек создан электронный журнал для родителей. Вниманию родителей предложены флеш - игры для коррекции и развития ребенка в домашних условиях. На сайте находится каталог тестов, статей, где все желающие могут ознакомиться с методами диагностики, статьями, методическими рекомендациями по работе с детьми, проводится интернет-консультирование по вопросам развития познавательных и творческих способностей детей.
Таким образом, в результате использования новых форм взаимодействия с родителями осуществляется позитивное влияние на родителей и детей:
у детей выявляется положительная динамика в развитии;
родители стали более заинтересованно относиться к проблемам ребенка. У них повысилась психологическая и педагогическая компетенция, пробудился интерес к развитию ребенка;
снижается показатель высокой личностной тревожности у родителей;
после посещения занятий родителями различных форм работы, выявляется позитивное самочувствие, высокая активность и хорошее настроение.
Приложение 5,6.
ИПМ 4. Взаимодействие с социумом.
Воспитанники студии (коллектив 3а класса) вместе с классным руководителем и родителями обучающихся ежегодно участвуют в творческих мероприятиях различного уровня.
В результате определяется сущность и структура развития личности каждого школьника в коллективе, его возможности, способности в привитии ему певческих и музыкальных навыков. Развиваются психофизические процессы (восприятие, память, внимание, воображение), вербальные и невербальные стороны речи, творческие способности (умение перевоплощаться, брать на себя роль), специальные умения (актер, зритель). Воспитывается положительное отношение к музыке, пению, театральным играм, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воля и уверенность в себе, уважение к традициям и культуре других народов. Расширяются границы творческого восприятия мира. Реализуются творческие способности в реальной жизни. Взаимодействие с социумом способствует сплочению классного коллектива.
Результативность системы организации работы классного руководителя по развитию творческого потенциала учащихся через внеурочную деятельность в классном коллективе (студия «Одноклассники»)
Результативность:
Развитие творческой, познавательной активности и способностей учащихся;
повышение уровня творческих выступлений коллектива ;
чувство эмпатии, эмоциональный отклик на творческую деятельность, сензитивность;
коммуникабельность, которая проявляется в умении устанавливать контакт с каждым представителем классного коллектива, творческими коллективами города, района.
Библиография
В. А. Вахромеев, Л. В. Тихеева «Хоровой класс. Программа для детских музыкальных школ» - М.: 1968г.
«Из истории музыкального воспитания» Хрестоматия / сост.О. А. Апраскина – М.: Просвещение, 1990г.
М. Гумер, К. Грищенко, Л. Данилевская «Музыка»; изд. «Музыка» - М.: 1976г.
Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учебное пособие для студентов нач. фак. Педвузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001г. – 368 с. (стр.286 – 302)
Струве Г.А. Школьный хор: кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1981г. – 191 с.
Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе: Учебное пособие для студентов начальных отделений средних педагогических учебных заведений. – 2-е издание., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 128 с.
Стулова Г. П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. Пособие для студ. пед. высш. Учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002.
Тевлина Б. Г, Работа в хоре. Методика, опыт. – М.: Проф-издат, 1977.
А. А. Кияновския, С. Н. Санько «Школьный театр»-М.: Чистые пруды, 2007г.
Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982.
12