Система оценивания уровня и качества освоения обучающимися программного материала.
Емельянова Наталия Ивановна
МБОУ Видновская СОШ №5 с УИОП, г. Видное, Московская область
Что значит оценивать?
Термин оценивания обозначает установление уровня и качества освоения обучающимися программного материала. Это процесс соотнесения хода и результата деятельности в процессе обучения. Это обратная связь между учеником и учителем.
Assessment происходит от латинского слова assidere - сидеть с кем то. В процессе оценивания мы как бы сидим с учеником, анализируем вместе с ним его результат и делаем это для него, чтобы определить задачи его дальнейшего продвижения.
Что значит оценка?
Это условные знаки – баллы, а также оценочные суждения учителя о степени освоения обучающимися знаний. Количественная мера оценки называется отметкой.
Зачем оценивать?
Уведомить родителей об успехах и неудачах детей, с целью необходимого воздействия на ребенка, для развития доверительных отношений при анализе учебы, для развития навыков самооценки учащихся.
Таким образом, функции оценивания носят информационный характер, контролирующий, стимулирующий, диагностический, ориентирующий и воспитательный.
Требования к системе оценивания.
СО должна определять насколько успешно усвоен материал.
В СО должен быть заложен механизм самооценивания учащимися своих достижений, а также рефлексию происходящего с ними в ходе учебного процесса.
Система оценивания должна быть прозрачной.
СО должна предусматривать и обеспечивать взаимодействия учителя, ученика, родителя, классного руководителя, администрации, педколлектива школы (единство образовательного пространства)
Система оценивания должна быть единой к конкретному школьному классу.
Система оценивания должна быть «здоровьесберегающей»
Особенности системы оценки.
Должен использоваться комплексный подход к оценке результатов образования на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
Система оценивания предусматривает использование накопительной системы оценивания (портфолио);
использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
Изменения, которые привносит переход от «знаниевой» к «деятельностной» парадигме в практику работы учителя и систему оценки.
«Знаниевая» парадигма - это освоение всех элементов обязательного минимума,
работа «по учебнику» или другими словами «учу предмету»
Передача «готового» знания с акцентом на его отработку в ходе индивидуальной работы.
Ориентация на уровень восприятия «среднего» учебного материала, изучение основ наук, освоение обязательного минимума содержания образования.
«Деятельностная» парадигма – это формирование способности к решению всех классов учебных задач, это работа «на конечный результат» или другими словами «учу ребенка»
«Деятельностная» парадигма = это вовлечение учащихся в учебную деятельность с акцентом на осознание «смыслов» и использование знаний, это интеграция и перенос знаний, развитие УДД на материале основ наук.
Уровневый подход к системе оценки предметных результатов.
Уровневый подход к системе оценки предметных результатов, принятый в Стандарте,
предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.
Базовый уровень достижений – уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках круга выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования.