Тема «Система оценки достижения планируемых результатов на уроках русского языка в 4 классе» выбрана для того, чтобы на завершающем этапе начального обучения систематизировать, спрогнозироватьи сориентироваться на результаты образования в предметной области «Русский язык»как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
В этой статье мы хотели смоделировать схему системы оценки достижения и формирования планируемых результатов по русскому языку в 4 классе с ориентацией,прежде всего, на работу в комплексе с учебником В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого (М. Просвещение) УМК «Школы России» на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта.
Схематичное моделирование системы оценки достижения планируемых результатов отражены в приведенной ниже таблице.
Русский язык 4кл | Название работы | Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
Стартовый контроль | Контрольный диктант по теме «Повторение» | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом | Сличение способов действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; | Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; | Овладение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Применение знаний, полученных на уроках русского языка в 3 классе овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. |
| | | | | |
Промежуточный контроль | Обучающее изложение по теме «Предложение» с. 39, упр. 56 «Кот и рыбак» | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценнлостей; | Составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; | Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Умение определять тему текста, тип текста, озаглавливать текст, передавать содержание текста с опорой на план, устанавливать связь между предложениями, пользоваться знаками препинания в предложениях с обращением. |
Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень» | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценнлостей; | Составление плана и последовательности действий; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; | Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Умение употреблять в речи предложения с однородными членами, составлять текст – описание картины. |
Наши проекты по теме «Знаки препинания» | Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценнлостей; | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; | Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; | Инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнёра и самооценка; | Обобщение знаний о знаках препинания в русском языке. |
| Тест по теме «Глагол» | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; | Сличение способов действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; | Структуирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка действия и результатов деятельности; | Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | Умение работать с тестами; умения распознавать орфограммы в глаголах и других частях речи, определять грамматические признаки глаголов. |
Итоговый контроль | Контрольная работа за I полугодие | Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; | Постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; | Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; | Овладение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | Способность обучающихся применять изученные орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенного текста |
Контрольная работа за 2 полугодие (диктант) | | | | | Способность обучающихся применять изученные орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенного текста. |
Итоговая работа за курс начальной школы итоговый диктант, проверочная работа) | Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры; Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; | Сличение способов действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; | Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; | Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; | Применение знаний, полученных на уроках русского языка в 4 классе Способность обучающихся применять изученные орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенного текста. |
Данная работа рекомендуется для применения на уроках контроля и оценке достижения планируемых результатов по русскому языку в 4 классе, работающим по УМК «Школы России» по учебнику в комплексе с учебником В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого (М. Просвещение) на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта.
В результате изучения и использования данной работы педагогическим сообществом у учителей начальных классов будут сформированы личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД как основа умения учиться и обмениваться опытом.