Система подготовки к ГИА по русскому языку и роль качественного изучения предметов ИЗО, музыки при подготовке учащихся к ГИА по русскому языку.
Новая форма итоговой аттестации в 9 классе - это современная форма государственной (итоговой) аттестации учащихся, позволяющая объективно оценить предметную подготовку школьников. Оценка уровня подготовки девятиклассников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте образования. Итоговая аттестация с помощью КИМов проверяет, в какой степени выполняются требования, определенные нормативными документами. Задания, предлагаемые обучающимся, проверяют все виды компетенциии:
лингвистическую, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
языковую, т.е. практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
коммуникативную, т.е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственное высказывание.
Актуальной проблемой для учителей-словесников является подготовка учащихся к итоговой аттестации. Как же подготовить каждого ребёнка к экзамену и развить его индивидуальные особенности? Что сделать с детьми, которые не могут освоить программу, хотя не имеют противопоказаний к обучению в массовой школе? Методика подготовки учащихся к итоговой аттестации должна быть специальной, «своей». Она должна строиться так, чтобы учесть особенности развития всех школьников. Решающую роль при подготовке учащихся к успешной сдаче ГИА играет организация учебного процесса.
Я хочу рассказать о том, как организованы дополнительные занятия по подготовке учащихся 9 класса к сдаче ГИА по русскому языку в этом году.
Цель данных занятий: целенаправленная качественная подготовка учащихся к итоговой аттестации через формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности.
Эта цель реализуется при решении следующих задач:
- формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- овладение нормами русского литературного языка;
- обогащение словарного запаса;
- комплексная работа с текстом;
- развитие речи учащихся.
Занятия предусматривают разные виды деятельности учащихся: коллективную, индивидуальную. Используются разнообразные методы работы: лекция, беседа, самостоятельный анализ, работа с таблицами, схемами, алгоритмами. В процессе работы предусмотрен текущий и итоговый контроль.
Большое внимание обращаю на подготовку выполнения задания части С.
Всем известно, что часть 3 (С) на экзамене – самая сложная. Она проверяет умения и навыки вдумчивого, осмысленного чтения, зрелость суждения при интерпретации текста. С помощью этого задания проверяется речевое развитие учащегося: его способность самостоятельно уточнить тему, определить основную мысль и подчинять ей высказывание, выстраивать композицию текста, выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи, отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи, соблюдать нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.
Написание сочинения – рассуждения всегда было сложной задачей для большинства наших учеников.
Как же научить их ясно, грамотно, логично излагать свои мысли? Как помочь им уверенно справиться с частью С?
Безусловно, на уроках русского языка и литературы мы работаем над созданием сочинения – рассуждения, но для того чтобы написать полноценный творческий анализ текста, отвечающий принятым требованиям к части С, необходимо было отработать умение формулировать проблему, комментировать её, определять позицию автора исходного текста, выражать собственное мнение и аргументировать его, для этого были созданы языковые клише, различные памятки, схемы – опоры.
Разрабатывая занятия по подготовке учащихся к сдаче ГИА, я придерживалась известного высказывания Суворова «Тяжело в учении, легко в бою». Поэтому, уже начиная с 5-го класса, а может быть и раньше, необходимо готовить детей к итоговому тестированию, тем более, что контрольные работы в этой форме вводятся повсеместно. Я со своим 6 классом веду следующую работу: при изучении тем каждого раздела учащиеся систематически получают на дом тестовые здания, а после изучения раздела выполняют тесты в классе. Это позволяет увидеть пробелы в знаниях учащихся как в теории, так и в практике и целенаправленно вести работу по их ликвидации.
Я считаю, что предложенный вариант организации подготовки учащихся к итоговой аттестации позволяет достичь конечной цели обучения в школе: как сдача самого экзамена по русскому языку, а также владение литературным языком в устной и письменной форме для общения в различных ситуациях и развития личности человека. Хочу отметить, что немалую роль в подготовке задания С играют и другие предметы. Ученику нужно подтвердить сказанное, например, что такое мечта, предательство, природа, сила воли и т. д. из жизненного опыта, из книг. Жизненный опыт у детей ещё невелик, тогда они обращаются к тому, что уже изучили, что прочитали. Пример понятия «сила воли» о Суворове, что такое «мечта» из А Грина «Алые паруса», «дружба» - «Снежная королева» Бывает, что ученики затрудняются в выборе примеров, часто им непонятны некоторые слова, если слова непонятны, значит, и текст он не поймет ( тест № 23) Вот мы и вспоминаем о межпредметных связях, которые считали одной из главных проблем конца 20 столетия. . Для того, чтобы усилить познавательные интересы учащихся, формировать научное мировоззрение, усилить глубину и прочность знаний, обеспечить практическую направленность обучения, расширить умственный кругозор учащихся, стали использовать межпредметные связи на различных уроках.
Межпредметные связи – это совпадение целей и содержания между учебными предметами, которые объективно существуют, а также формы использования этих совпадений.
Все учебные дисциплины учат языковой норме (правильному произношению, написанию и употребления своих терминов), формируют умение связно излагать полученные знания. Эти задачи в одних предметах специально сформулированы, в других – реализуются в учебном процессе.
По характеру общего в содержании между предметами выделяют три вида межпредметного материала: 1) понятийно-терминологический; 2) коммуникативно-речевой; 3) учебно-дидактический. Межпредметный материал проявляется в общности правописных и речевых умений, т.е. в ходе урока по любому предмету школьники работают над связной речью на материале соответствующей науки. Усваивая эту науку школьники учатся формировать и выражать свои мысли в связной форме. Нормативная связь проявляется в усвоении терминов по определённому предмету, их написание, произношение и значение для правильного употребления.Таким образом, все школьные дисциплины, также помогают учащимся лучше подготовиться к экзамену по русскому языку, а точнне к выполнению части С.