СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка будет полезна социальным педагогам для проведения работы по профилактике ПАВ.

Просмотр содержимого документа
«Система профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних»

Система профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних 


Семинар- практикум для социальных педагогов,

педагогов - психологов


Цель семинара - практикума: повышение компетентности педагогов по вопросам профилактики употребления ПАВ обучающимися.

Задачи:

1.Развивать способность к когнитивной структуризации и осмыслению

 ситуаций, позитивность и рациональность мышления.

2.Научиться вырабатывать активную жизненную позицию.

  3.Совместно  с коллегами решать  проблему профилактики употребления 

     ПАВ несовершеннолетними.

Оформление: плакат с высказыванием Альберта Эйнштейна « Наше время отмечено поразительными успехами научного познания. Как не радоваться этому? Но, нельзя забывать, что знание и мастерство сами по себе не смогут привести людей к счастливой  и достойной жизни. У человечества есть все основания ставить провозвестников  моральных ценностей выше, чем открывателей научных истин».

Подготовка:

Демонстрационный материал:

Презентация «Система профилактической работы с несовершеннолетними»

Раздаточный материал: методические материалы и наглядные пособия в электронном и печатном виде.  

         Ход семинара - практикума:

  1. Теоретическая часть

С.М. Прежде чем начать нашу работу мне бы хотелось чтобы вы ответили на вопросы анкеты и оценили свое состояние нам данный момент. ( Анкета «САН»)(самочувствие, активность, настроение) – 10 минут.
Инструкция: «Оцените своё состояние по трём параметрам: самочувствие, активность, настроение от 1 балла до 10, где 1 балл – низкий уровень, 1- высокий уровень».
Кто готов поделиться? Обсуждение.

самочувствие

активность

настроение




С.М.: ни для кого не секрет, что курение, алкоголизм и наркомания – болезни достаточно «заразные», принявшие форму эпидемии. Так не пора ли подумать о выработке иммунитета?

Тема семинара – практикума «Система профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних»  

Вопрос: Как вызвать у школьников отрицательное отношение к употреблению ПАВ?

Притча: Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав  к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь…  Но он не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…

«Разве тебе безразлична судьба детей?» - спросили спасатели.

Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы и вдвоём справляетесь. А я лучше добегу до поворота  узнаю, почему дети падают в реку, и постараюсь это предотвратить.

С.М.: школа как социальный институт обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики  вредных привычек. Она может:

  • Прививать обучающимся навыки здорового образа жизни;

  • Влиять на уровень притязаний и самооценку детей;

  • Осуществлять совместную работу с семьей подростка для контроля над ситуацией;

  • Привлекать специалистов – медиков, психологов, педагогов и др.

Можно выделить три основных направления работы школы по профилактике употребления ПАВ:  

1. работа с детьми:                                    

 1) воспитательная работа — повышение культурного уровня, организация разумного использования досуга школьников, развитие сети кружков и факультативов.                 

Вся учебная программа средней общеобразовательной школы дает возможность для сообщения научной информации о физиологических и социальных последствиях употребления алкоголя, наркотиков, курения при изучении различных дисциплин. На уроках литературы, биологии, обществознания, истории, химии, ОБЖ и др. учителя должны находить убедительные факты, показывающие обучающимся пагубное влияние наркотических веществ на здоровье и быт человека.

Важную роль в профилактической работе имеет альтернативная употреблению ПАВ деятельность – это дополнительное образование. Анализируя занятость школьников в кружках и секциях за последние три года, можно отметить, что происходит постепенное увеличение % охвата обучающихся досуговой деятельностью. Так, в 2019 - 2020 учебном году охват обучающихся школы занятых в кружках и спортивных секциях составлял 93 %, в 2020— 2021   - 95 %, в 2021-2022 – 99%. Сейчас -  100%. Занятость обучающихся, состоящих на учете, составляет 100 %.

2) оздоровительное воспитание - пропаганда здорового образа жизни, развитие физкультурного движения, искоренение вредных привычек.

Доказано, что систематическая двигательная активность человека  приводит к выработке у него эндорфинов, повышающих эмоциональные и снимающих депрессивные состояния, страхи, комплекс неполноценности и неуверенности в себе. Поэтому особо важным,  является включение в программу профилактики наркомании и других вредных привычек регулярных занятий физической культурой, спортом и туризмом.

3) Общественные меры борьбы - привлечение общественности к работе.

В рамках единых Дней профилактики в проведении мероприятий с обучающимися участвуют:

Медицинский персонал

Сотрудники ОМВД России

Реализуя работу в данном направлении, мы используем разнообразные традиционные и не традиционные формы работы:

  • Физкультминутки на каждом уроке

  • Динамические паузы

  • День здоровья (1 раз в четверть)

  • Неделя психологии (2 раза в год)

  • Единая неделя профилактики (2 раза в год)

  • Тематические классные часы

  • Круглые столы

  • Мастер - классы

  • Конкурсы рисунков, плакатов, тематических стенгазет

  • Ролевые игры

  • Деловые игры

  • Групповые тренинги

  • Мозговой штурм

  • Дискуссии

  • Проектно-исследовательскую технологию

  • Акции

  • Агитбригады

  • Создание роликов, фильмов, презентаций

  • Виртуальные экскурсии

         2. Работа с педагогическим составом

         Понимая важность данной проблемы, в школе проводятся:

Педсоветы, круглые столы, обучающие семинары, школьные методические объединения классных  руководителей.                        

   3. Работа с родителями

 Здоровый образ жизни, которому учат школьника, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием.  Для обучения родителей этому можно использовать такие формы роботы как:

  • Родительские вечера.

  • Тематические, групповые и индивидуальные консультации.

  • Квесты для родителей

  • Мировое кафе

Таким образом Профилактика употребления психоактивных  веществ  будет эффективна, приведет к снижению риска употребления ПАВ и повышения качества здорового образа жизни, если:

• Применяются как традиционные, так и современные подходы в профилактической работе

• Профилактическая работа проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей

• Детям и взрослым предоставлена объективная информация о психоактивных веществах; их воздействии на человека и  последствиях применения.

II. Практическая часть

С.М.: сегодня на семинаре – практикуме  разбираться в проблеме профилактике вредных привычек мы будем вместе. Для этого предлагаю всем участникам семинара разделиться на группы, и сесть  за столы отдельно стоящие друг от друга по цвету браслетов, которые вы получили в начале мероприятия.

         Задание 1. «Кто Я?»

Цель: осознание себя, понимание и принятие индивидуальных особенностей других людей.
Инструкция: «Напишите 10-20 определений, отвечая на вопрос «Кто Я?». 
Для детей можно использовать следующий вариант: «Сдайте мне ваши листочки, я буду зачитывать ответы, а Вы постарайтесь угадать, чьи они».
Обсуждение результатов:
  * Легко ли было писать о себе?
  * Каких качеств больше: положительных, отрицательных, нейтральных?
  * Часто ли вы задумываетесь о вопросе «Кто Я»?.

Дискуссия «Знаете ли вы?...»

1) что американцы называют чумой 20 века?

Курение. Сегодня курит треть населения планеты. В странах Европейского союза курят 42 % мужчин и 28 % женщин. В России, по данным Минздрава, курят 70 % взрослых мужчин и 49 % женщин. Но за этими цифрами скрывается ещё более угрожающая статистика: только в Швейцарии курение ежегодно уносит жизни более 8 000 человек. Это больше, чем от СПИДа, героина, кокаина, алкоголя, пожаров, ДТП, убийств и самоубийств вместе взятых. В Германии ежегодное число жертв курения составляет 100 000, а в Индии доходит до миллиона.
И тем не менее, табачная индустрия продолжает процветать, так как сигарета- источник значительной доли годовых доходов правительства.

2) Почему табачная индустрия до сих пор не использовала своё политическое влияние, чтобы убрать надпись «Курение опасно для вашего здоровья» с рекламных плакатов и пачек сигарет?

В действительности, эта надпись защищает табачную индустрию от судебных исков. Если человек, начав курить с 12 лет, а в 45 заболев раком лёгких, решил предъявить табачной компании иск, то у неё есть хорошее оправдание: мы предупреждали, что курение опасно для вашего здоровья.
Курение – не единственный порок нашего времени. Есть ещё одно страшное слово- алкоголизм. Слово «алкоголь» пришло к нам из арабского языка и означает «тонкая сущность предмета», а спирт –от латинского «дух».

3) Справедливо ли утверждение: вино родилось вместе с человеком, человечество пьёт всю свою историческую жизнь?

Виноделие, как и изготовление пива, возникло 7-8 000 лет назад. Так что, приобщение к алкоголю- сравнительно молодая ошибка человечества. Но наши предки пили вовсе не для того, чтобы напиться, а в рамках строго заданных обычаев. Например, вино отождествлялось с кровью языческого божества.

4) В начале 20 века говорили, что «сухой закон в Америке потонул….» О каком напитке идёт речь?

После неудачного опыта с введением сухого закона в США был введён закон, который запрещал употребление любых спиртных напитков, кроме пива. В результате за короткое время только за счёт пива были достигнуты ещё большие показатели употребления спиртного.
Сегодня эта проблема касается и нашего государства.

Упражнение «Давайте разберёмся»

Коля и Маша любят друг друга. Они учатся в одном классе. Однажды Коля во время дискотеки завёл Машу в класс и предложил ей попробовать наркотик. Он объяснил, что начал недавно колоться, ему очень нравится, и он хочет, чтобы и Маше тоже было хорошо. Но Маша отказалась от предложения и убежала из школы. Она всю ночь не спала, думала, что делать и решила всё рассказать своей лучшей подруге, однокласснице Свете. Так и сделала. Света обещала подумать и помочь. Она рассказала всё классному руководителю, а та - директору школы. Вызвали родителей Коли в школу, рассказали про сына, Колю положили в закрытый стационар на лечение. Никто из класса, даже Маша, не приходил к нему. И только его друг Ваня не изменил к нему своего отношения и посещал в больнице. Когда Коля пришёл в школу, он уже твёрдо знал, что употреблять наркотики не будет больше никогда, но и поддерживать отношения с Машей тоже не собирается. 
Оцените правильность действий всех участников этой истории. Предложите свои варианты действий того или иного участника. 
После обсуждения

С.М.: следует ясно осознать, что для продуктивной работы в области профилактики ПАВ важная роль должна отводиться специалистам, которые должны оперировать современной методологией. В образовательных учреждениях необходима опережающая, целенаправленная, систематическая работа в этом направлении.

         Работа по формированию психологического иммунитета к ПАВ у детей будет более эффективной и результативной, если учитель пользуется достаточным авторитетом средиобучающихся. Если к нему тянутся сердца и души, то и желание подражать ему, его стилю поведения в определенных жизненных ситуациях будет ограниченным. Принципиальность взглядов такого учителя, открытость в общении,умение вести откровенные разговоры на темы, которые волнуют молодое поколение, делают влияние педагога максимальным.

С.М.. Притча (заключение).

В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который, совсем недавно был еще ребенком и только начинал свой жизненный путь. Но он то думал, что все уже знает, многое умеет, и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца – поймал бабочку, зажал её между ладонями и спросил мудреца: “Что у меня в руках – живое или неживое?” Если мудрец ответил бы "живое", он сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил бы "неживое", молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был бы не прав. Но когда молодой человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос, старый человек внимательно посмотрел на него и сказал: “ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ…”