СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Система работы по формированию УУД на уроках математики в 8-9 классах"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке пошагово показана система формирования УУД на уроках математики в 8-9 классах, раскрыты интересные приемы,  формы работы, задания.

Просмотр содержимого документа
«"Система работы по формированию УУД на уроках математики в 8-9 классах"»


Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий

на уроках математики (8-9 класс)


Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В статье идет речь о том, как научить учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства.

Требования к предметным результатам освоения базового курса математики должны отражать:

1) сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;

2) сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;

3) владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

4) владение стандартными приёмами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;

5) сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа;

6) владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;

7) сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;

8) владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.

Требования к предметным результатам освоения углубленного курса математики должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:

1) сформированность представлений о необходимости доказательств при обосновании математических утверждений и роли аксиоматики в проведении дедуктивных рассуждений;

2) сформированность понятийного аппарата по основным разделам курса математики; знаний основных теорем, формул и умения их применять; умения доказывать теоремы и находить нестандартные способы решения задач;

3) сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат;

4) сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;

5) владение умениями составления вероятностных моделей по условию задачи и вычисления вероятности наступления событий, в том числе с применением формул комбинаторики и основных теорем теории вероятностей; исследования случайных величин по их распределению.


Регулятивные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Можно подобрать задания следующего типа:

• «Преднамеренные ошибки».

• «Ищу ошибку».

• Поиск информации в предложенных источниках.

• Взаимоконтроль.

• Диспут.

• Контрольный опрос на определенную проблему.

Задание № 1: «Ищу ошибки».

Цель: ученик самостоятельно учится определять цель своей деятельности, планировать её самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат.

Форма выполнения задания:  индивидуальная работа с последующей проверкой и коллективным обсуждением.

Описание задания: В задании надо найти ошибку в решении, объяснить на какое правило она допущена, предложить правильное решение

1)


Решение. Показаны достаточно распространённые ошибки неверных действий со степенями.

2) Почему так получилось?

Докажем, что 5 = 1.

От обеих частей этого равенства отнимем по 3, результаты возведем в квадрат


. Получим: 4 = 4.

Это равенство верное. Значит, и исходное также верное, то есть 5 = 1.


Задание № 2.

Цель: формирование положительного отношения к процессу познания, мотивация учения, развитие интереса к математике, выработка навыков контроля и самоконтроля.

Форма выполнения задания: работа индивидуальная с последующей взаимопроверкой.

Описание задания: учащиеся подготовили домашнее задание по геометрии после прохождения темы «Подобие треугольников» № 570, 571 Л. С.Атанасян Геометрия 7 – 9 кл.

№570. Диагональ АС параллелограмма ABCD равна 18 см. Середина М стороны АВ соединена с вершиной D.Найти отрезки, на которые диагональ АС делится отрезком MD.

№571. В треугольнике медианы и пересекаются в точке . Найти площадь треугольника , если площадь треугольника равна .


На уроке дается задание (самостоятельная работа):

найти площадь треугольника, если одна из его сторон равна 20 см, а медианы, проведенные к двум другим сторонам, равны 18 см и 24 см.

Однозначно предполагается, что домашнее задание будет выполнено, иначе на уроке не удастся решить самостоятельную работу. Ученик должен найти необходимые данные в домашней работе и применить их для решения задачи.

Вырабатывается навык применения известных планиметрических формул.


Коммуникативные учебные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Можно подобрать задания следующего типа:

Составь задание партнеру

Отзыв на работу товарища

Групповая работа по составлению кроссвордов

«Подготовь рассказ на тему…»

«Объясни …»


Задание № 1: Работа с консультантами.

Цель: формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование информации по данной теме, умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.

Форма выполнения задания: работа индивидуальная коллективная с последующей взаимопроверкой и коллективным обсуждением.

Описание задания: при закреплении какой-либо темы можно учащимся даю задания. Назначаются консультанты, к которым можно обратиться за помощью, разрешается задать им только один вопрос. Затем консультанты проверяют выполненные задания и оценивают их.


Задание № 2: «Составь задание партнеру»

Цель: формирование коммуникативных действий, направленных на умение сотрудничать в процессе обучения(закрепления материала).

Форма выполнения задания: работа в парах

Описание задания: 1) придумать задачи на вычисление площадей плоских фигур. Сильные учащиеся составляют задачи по данной теме и предлагают решить их своим товарищам. Проверяется теоретический материал и вырабатываются навыки решения задач по заданной теме, правильное применение формул. Такую работу хорошо проводить в классах базового уровня подготовки.

2) во время проверки домашнего задания после ответа учащегося прошу остальных детей задать ему 2-3 вопроса по изучаемой теме. Это актуализирует работу класса . Подводится итог «Самый интересный вопрос».


Познавательные учебные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Можно подобрать задания следующего типа:

  • «Найти отличия»,

  • «Поиск лишнего»,

  • «Лабиринты»,

  • «Цепочки»,

  • Составления схем-опор,

  • Работа с разными видами таблиц,

  • Составления и распознавание диаграмм.

Задание № 1: «Диаграммы»

Цель:формирование личностных качеств, гражданской идентичности учащихся.

Форма выполнения задания: работа в парах.

Описание задания: учащиеся знакомятся с диаграммой, выясняют, какие данные в себя включает, отвечают на вопросы учителя, составляют свои вопросы к диаграмме, выбирают варианты верных (неверных) ответов из предложенных и др.

На рисунке точками изображено число родившихся мальчиков и девочек за каждый календарный месяц 2013 года в городском роддоме. По горизонтали указываются месяцы, по вертикали — количество родившихся мальчиков и девочек (по отдельности). Для наглядности точки соединены линиями.




Пользуясь рисунком, поставьте в соответствие каждому из указанных периодов времени характеристику рождаемости в этот период.






Таблица


ПЕРИОДЫ ВРЕМЕНИ

ХАРАКТЕРИСТИКИ РОЖДАЕМОСТИ

А) 1-й квартал года

Б) 2-й квартал года

В) 3-й квартал года

Г) 4-й квартал года

1) Рождаемость мальчиков в течение 2-го и 3-го месяцев периода была одинаковой.

2) Рождаемость девочек снижалась в течение всего периода.

3) В каждом месяце периода девочек рождалось больше, чем мальчиков.

4) В каждом месяце периода мальчиков рождалось больше, чем девочек.


Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


А

Б

В

Г






Задание № 2: «Угадай фразу»

Цель: развивать умение составлять план действий, последовательно выполнять математические операции.

Форма выполнения задания: индивидуальная работа

Описание задания:

Проводится в виде игры. Класс делится на две группы. Задания написаны на доске. Учащиеся (из каждой группы по одному) выходят по очереди. Результат решения соответствует какой-либо букве. Буквы лежат на отдельном столе. Ученик находит полученную букву, на обратной стороне которой написан её порядковый номер в фразе. Фраза записывается на доске. Выигрывает та группа, которая быстрее это сделает.

Ключ к расшифровке высказывания.


Уравнение

Ответ

Буква

№ окошка

– 2,5; 1

А

15

- 2;

Б

25

; 1

В

1,12,16

- 0,5; 0

Г

18

- 1; 0

Е

2,7,9,13,17

±2

И

4,6,30,35

; 0

К

14

±

Л

3,10,34

-2,5; 0

М

31

5

Н

26

-2,5

О

11,19,12,24,27

П

21

±1

Т

29,36

±1;

С

20,23,28,33

Ч

5,8

-1,25; 2

Ы

32

1; 4

Ь

37


Величие человека – в его способности мыслить. Блез Паскаль (1623-1662)




1

2

3

4

5

6

7

 

8

9

10

11

12

13

14

15

 

16

 

17

18

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

 

31

32

33

34

35

36

37

 

 

 
























Личностные учебные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая его с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Можно предложить задания типа:

  • участие в проектах;

  • подведение итогов урока;

  • творческие задания, имеющие практическое применение;

  • самооценка событий.

Задание № 1:«Решение задач на сложные проценты» (урок-семинар)

Цель: Защита своих мини-проектов «Вычисления процентов в жизненных ситуациях». Учащиеся слушают, обсуждают, оценивают, выбирают лучшую работу для школьной конференции. Демонстрируют умения представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Форма выполнения задания: индивидуальная (или в парах)

Описание задания: 

В понедельник акции компании подорожали на некоторое количество процентов, а во вторник подешевели на то же самое количество процентов. В результате они стали стоить на 4% дешевле, чем при открытии торгов в понедельник. На сколько процентов подорожали акции компании в понедельник?

Задание № 2:«Решение текстовых задач».

Цель:При выполнении данного задания ученикам придется вспомнить знания, полученные ранее при решении задач на движение по воде, умения переводить в единые единицы измерения, знания, полученные на уроках физики, обсудить различные способы решения данной задачи.

Форма выполнения задания: индивидуальная.

Описание задания: 

Из города А в город В одновременно выехали два автомобилиста. Первый проехал с постоянной скоростью весь путь. Второй проехал первую половину пути со скоростью, меньшей скорости первого на 15 км/ч, а вторую половину пути – со скоростью 90 км/ч, в результате чего прибыл в В одновременно с первым автомобилистом. Найдите скорость первого автомобилиста, если известно, что она больше 54 км/ч. Ответ дайте в км/ч.