Муниципальное общеообразовательное учреждение Октябрьский сельский лицей
Система работы по подготовке учащихся 9 классов к итоговой аттестации по биологии
Выполнила:
учитель биологии
МОУ Октябрьский сельский лицей
Еремеева Н.В.
2022-2023 учебный год
Нормативно-правовая база
- Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора № 189/1513 от 07.11.2018 г. «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»
- Методические документы, рекомендуемые при организации и проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2023 году (направлены письмом Рособрнадзора № 04−31 от 01.02.2023 г.)
- Изменения в КИМ ОГЭ 2023 года
- Демоверсии, спецификации, кодификаторы ОГЭ 2023 год
В готовности учащихся к сдаче ОГЭ
нужно выделить следующие моменты:
- информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
- предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
- психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Направления работы при подготовке к государственной (итоговой) аттестации
- Работа с учащимися на консультациях. В рамках консультаций весь учебный материал разбиваю на крупные темы на основе кодификатора.
- Работа на уроках. Провожу практические и лабораторные работы. При организации повторения провожу различные формы текущего контроля с использованием заданий, аналогичные заданиям ГИА.
- Самостоятельная систематическая подготовка учащихся. Для этих целей использую тесты, созданные мной, материалы, рекомендованные ФИПИ, рабочие тетради.
План подготовки учащихся к ГИА по биологии на консультации
- Групповые консультации 1 час в неделю.
- У каждого ученика должен быть сборник подготовки к ОГЭ по биологии (В.С.Рохлов), где они отмечают темы, которые нужно просмотреть к очередному занятию, либо после занятия.
- На занятиях записи в тетрадях минимальные (основной теоретический материал в виде схем, логических цепочек и распечатанные опорные конспекты).
- В начале занятия дается краткий обзор изучаемого материала, просмотр презентаций, плакатов, схем.
- После повторения теоретического материала тестовые задания по данной теме выводятся на экран или раздаются в печатном виде ( «Решу ОГЭ»). Ученики отвечают в своих тетрадях или бланках, при этом не запрещается пользоваться опорными записями, либо провожу фронтальный опрос.
Вывод: проверка и самопроверка позволяет выпускникам сразу зафиксировать внимание на допущенных ошибках, и предотвратить их повторение на экзамене.
Система контроля качества подготовки учащихся к ГИА на уроках
- Входной. Тестовые задания по биологии, определяющие уровень подготовки учащихся за основную школу.
- Тематический. Тестовые задания по биологии, определяющие уровень подготовки учащихся по данным темам или разделам курса.
- Итоговый. Тестовые задания по биологии, определяющие базовый, повышенный, высокий уровень подготовки учащихся за 5-9 класс
- Тренировочные (несколько раз в 1 и 2 п/г) – тренировочно-диагностическое тестирование, Стадград.
Самостоятельная систематическая подготовка учащихся.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированости к самостоятельной учебной работе . В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с
- Со сборниками тестов
- С использованием пособий, подготовленных авторскими коллективами ФИПИ, и пособия, имеющие гриф ФИПИ
Папка подготовки к ГИА по биологии
- Список учащихся, сдающих предмет
- План работы по подготовке учащихся к ГИА по биологии
- План консультаций по подготовке к ГИА по биологии
- Анализ входного и итогового контроля
- Результаты тренировочно- диагностических работ
- Диагностические карты учащихся
1 группа
Группа «риска» - учащиеся, которые могут не набрать минимальное количество баллов
1.
2.
3.
2 группа
Учащиеся, которые при добросовестном отношении могут набрать минимальное количество баллов
1.
2.
3.
3 группа
Учащиеся-претенденты на получение высоких баллов.
1.
2.
3
.
№
Перечень отрабатываемых тем
Время отработки/контроль
1
На уроке
Отдел Голосеменные
2
Индивидуально
Беспозвоночные
3
На консултации
4
Признаки организмов
Человек: опора и движение
Подготовка осуществляется на основе кодификатора
№
Наименование раздела, темы урока
1
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира в практической деятельности людей
Количество часов
2
Дата
1
Клеточное строение организма как доказательство их родства, единства живого мира
12.09
1
19.09
Использование сайтов биологической направленности
(http://bioege.edu.ru/ ) и On - line тесты для подготовки к итоговой аттестации. Большое количество экзаменационных материалов размещено в Интернет-ресурсах информационной поддержки ГИА:
http://infomine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml - База данных по биологии
http://www.en.edu.ru/db/sect/1798/ - Естественно-научный образовательный портал
www.egeinfo.ru - Институт современных технологий
http://www.ege.edu.ru/ - Интернет-ресурсах информационной поддержки ЕГЭ
www.mediaeducation.ru - Медиаобразование в России
www.ed.gov.ru - Министерство образования Российской Федерации
http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/main.html - Ресурсы по биологии
www.school.eddo.ru - "Российское школьное образование"
http://www.fipi.ru/ - Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)
www.informika.ru -Центр информатизации Министерства образования РФ
Результативность сдачи ОГЭ( ГИА) во многом определяется тем, насколько эффектно организован процесс подготовки на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся.
Если мы сумеем сформировать у обучающихся самостоятельность, ответственность и готовность к продолжению обучения в течение всей последующей жизни, то мы не только выполним заказ государства и общества, но и повысим собственную самооценку.