Система работы учителя по внедрению в учебный процесс активных форм обучения.
В течение нескольких лет я пытаюсь внедрять активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах. Как известно , учителя словесности испытывают большие трудности в ведении уроков литературы в 9,10,11 классах. Это объясняется тем, что уровень самостоятельности учащихся данных классов не соответствует требованиям государственной программы, в которой предусматривается год от года увеличение удельного веса самостоятельной работы школьников и повышение требований к беспрерывному совершенствованию творческих способностей .Я не являюсь исключением из общей массы педагогов, бьющихся над проблемой повышения интереса учащихся к содержанию уроков литературы и русского языка и стремящихся активизировать мыслительные способности детей посредством внедрения активных форм и методов обучения.
Современная парадигма образования ориентирует школу на реализацию личности - ориентированного обучения. Учащийся становится не столько объектом воздействия обучающей среды, сколько активным субъектом образовательного процесса. В школах накоплен определенный опыт проведения нестандартных занятий, которые стимулируют самостоятельную познавательную деятельность учащихся , творческое мышление, активность, инициативность, умение работать в команде. Все это требует от учителя применения в работе активных форм обучения.
Активные формы обучения - это обучение, формирующее устойчивую положительную мотивацию школьника к изучению учебного предмета , они формируют познавательную активность, желание изучать не только тот материал , который включен в учебник, но и выйти за его пределы, изучать потому, что любопытно найти решение трудной проблемной задачи, для достижения наилучшего результата учебного занятия. Активные формы обучения используются на различных уроках, не притесняя традиционную форму обучения, а только обогащая и дополняя.
Все они обеспечивают хорошие результаты, помогают достигать главной цели:
формируют самообразовательные навыки;
совершенствуют уровень усвоения ЗУН;
развивают логическое мышление, активность, инициативность, умение работать в команде,
активизируют речевые навыки,
вырабатывают активную жизненную позицию.
Покажу на своем опыте организации практического курса русского языка, как можно использовать на занятиях активные формы обучения.
В современной педагогике используются 5 основных методов обучения, которые могут использоваться на уроках по конкретным циклам; например: естественно-математическому циклу более приемлемо уровневое обучение по Караеву; гуманистическому циклу наиболее предпочтительное модульное или стратегии критического мышления. Проектное обучение характерно для учителей технологии, биологии, химии, физики. Игровая форма-приоритет для начальной школы, учителей физкультуры. Все эти методы состоят из определенных форм, которые могут использоваться на отдельных уроках и другими учителями, т.е. учителя – предметники разных циклов могут воспользоваться какими-то отдельными видами – формами на различных этапах урока. Мною изучены некоторые приемы активных форм обучения и апробированы на уроках русского языка и литературы, а именно :
1. ролевая игра
2. урок – путешествия
3. урок – исследование
4. займи позицию – элемент критического мышления
5. урок – заседания
6. КВН (различные викторины)
7. дискуссия
8. интегрированный урок литературы и истории
9. компьютер на уроке
10. читательская конференция
11. решение дилеммы
Изучив и апробировав данные формы активного обучения, я пришла к выводу, что все эти формы можно применять на наших уроках, которые помогут разнообразить учебный процесс для уч-ся, но наиболее креативные практичные уроки, построенные на
формах стратегии критического мышления, которые способствуют формировать и развивать гибкость мышления, речь, кругозор, самостоятельность, интеллект уч-ся, воспринимать информацию, понимать и пробовать применять ее, анализировать и оценивать их. Но нельзя исключать другие формы из учебного процесса, т.к. постоянно построенные уроки по стратегии критического мышления могут так же привести к однообразию.
Из всех видов апробированных мною активных форм обучения я предлагаю вашему вниманию следующее:
ролевые игры
решение дилеммы
дискуссии
уроки-путешествия
«займи позицию» - элемент критического мышления
уроки- исследования
уроки типа «КВН»
уроки – «суды»
уроки-конференции
уроки-экскурсии
уроки-семинары и т.д.
Самый простой и очень эффективный прием - ролевая игра. Даже взрослые люди серьезных профессий «проигрывают» ответственные ситуации своей деятельности , планируя предстоящий разговор или анализируя неудачу. Цель заданий - обсудить проблему, решить какую-то неязыковую задачу. Игра дает возможность моделировать реальное общение, используя русский язык как средство коммуникации, когда в игровых диалогах учебные схемы наполняются соответствующим ситуации содержанием и помогают строить собственные. Такие диалоги можно организовать по всем темам практического курса русского языка и литературы, заранее определив круг вопросов, набор грамматических конструкций, необходимых для их речевой реализации, и основные формулы речевого этикета. Ролевая игра имеет широкие возможности. Существующая в разных видах (конференция, круглый стол, конгресс, съезд, суд, путешествие), она должна отвечать двум требованиям: соответствовать названию и преследовать учебные цели. Если в качестве формы для проведения урока избран конгресс, то
желательно, чтобы соблюдались все условности: приглашения, ранг каждого участника, обозначенный на бэджах, программа и стилистика ведения заседания.
Если жанр урока обозначен как путешествие, то, кроме словесного ряда, представляющего изучаемый материал, необходим ещё и зрительный ( репродукций, слайды, отрывки из фильмов. Но в погоне за имитацией жанра не надо забывать, что главная цель проведения таких уроков – усвоение уч-ся новых знаний, получение новых социально – значимых навыков.
При обобщений творчества Н.В. Гоголя в 10 классе я провела урок- суд над помещиками из поэмы « Мертвые души». Прежде всего была создана группа, которая совместно с учителем подготовила сценарий урока – суда.
Подобраны актеры. Распределены роли. Все внимательнейшим образом изучили язык поэмы Гоголя , постигли характеры его персонажей, их речь, привычки, нравы. Подготовка длилась две недели. И вот урок – суд состоялся.
Оформление класса: судейский стол, скамья подсудимих, зал для зрителей, столики для защитника и обвинителя, плакаты: “ Произведеия Гоголя - “ крик ужаса и стыда” ( А. И. Герцен ); “ Боже, как грустна наша Россия» ( А.С. Пушкин), «Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь» ( Н.В. Гоголь)
Одной из активных форм и приемов обучения является урок – исследование, где ученики могут проявить свои творческие способности и быть не просто обучаемыми, а настоящими соратниками учителя. Участие в исследовательской деятельности помогает учащимся овладевать методами научного познания, учит самостоятельно и творческии их применять.
По степени самостоятельности ученика при введении его в исследование можно выделить три уровня реализации « исследовательского обучения»
Первый, самый простой, - когда учитель ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения, а ответ ученикам предстоит найти самостоятельно.
Второй уровень – учитель ставит проблему, но пути ее решения учащиеся ищут самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск.
На третьем, высшем, уровне, постановку проблемы, поиск методов ее исследования и разработку решения ученики осуществляют самостоятельно.
Проведение исследования на уроке включает несколько этапов:
выделение и постановка проблемы;
выдвижение гипотез;
поиск возможных вариантов решения ( он может быть коллективным ) ;
сбор материала для решения проблемы ( наблюдение, целевой отбор, сравнение, группировка, классификация и т.д.);
подготовка выступления, сообщения, доклада;
защита.
Организация урока с учетом правил научного исследования, построение его на основе творческого поиска превращает процесс обучения из репродуктивного в творческий, когда исследование становится основным методом познания, обучения и воспитания. Именно побуждая учащихся к поисковой деятельности, мы повышаем их творческую активность и эмоциональное восприятие.
Современный мир требует использования новых, мультимедийных технологий, тем более, что поставленные в школы компьютерные классы позволяют активно использовать и в преподавании гуманитарных предметов проекционную систему.
Активные формы уроков требуют активных методов и приемов работы. Так же мною используются такие как:
творческие виды пересказа;
поисково- исследовательские методики (создание проблемной ситуации, « мозговой штурм»;
грамматические сказки;
взаимоопрос;
взаимопроверка работ;
создание проверочных, самостоятельных, творческих работ для одноклассников;
Так, ученики становятся способными к исследовательской деятельности, самостоятельной и творческой, которая может работать и на уроке – система творческих индивидиуальных задании. ( Н-Р: подбор музыкальных ассоциаций к стихотворению и т. д.)
Говоря об активных формах обучения, хотелось бы отметить, что у учащихся, занимавшихся с учителем по данной методике, шире кругозор, намного выше уровень знаний, культура речи. Обычно это учащиеся более склонны к взаимопомощи в учебе, в них меньше высокомерия, больше терпимости к тем, у кого знания хуже.
Активные формы обучения – это познание, направленное на открытие: обучаемые на практике усваивают новые знания, приобретают опыт анализа и решения проблем.
Но и от учителя требуется много усилий, чтобы подготовить и интересно провести занятие, в основу которого положены активные формы обучения.