СПРАВКА
по результатам тематического контроля
«Система работы в ДОУ по познавательному развитию воспитанников»
Вопросы на контроле:
1.Система планирования экспериментальной деятельности с детьми. Оценка планирования опытов, экспериментов.
2. Уровень профессионального мастерства воспитателя (открытые занятия)
3. Анкетирование педагогов
4.Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром предметов.
5.Взаимодействие с родителями воспитанников.
Контроль осуществлялся в течение февраля согласно плану во всех возрастных группах с целью выяснить состояние образовательной деятельности по развитию познавательной активности и любознательности у воспитанников ДОУ, определить причины и факторы, влияющие на качество педагогической работы по познавательному развитию детей, в частности: проведение опытно-экспериментальной деятельности.
1. Просмотр календарно-тематического планирования групп показал, что во всех группах планируется ОД с включением опытов, экспериментов, дидактических игр в соответствии с возрастом детей, интересов.
2. При изучении уровня профессионального мастерства воспитателей в ДОУ прошел обмен опытом между педагогами. Основная тема открытых просмотров «Проведение опытов в образовательной работе с детьми». Педагогами на открытых занятиях были запланированы и проведены различные опыты, такие как: с водой в младшей группе, с мукой в средней, воздухом в старшей, с молоком в подготовительной.
По результатам просмотра были выявлены следующие положительные моменты:
Проведены были предварительные беседы «Что такое лаборатория?», расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире предметов.
Конспекты занятий составлены грамотно, учтены образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Все воспитатели смогли заинтересовать детей, использовали опыты, проблемные ситуации и вопросы, включили в процесс активизацию мышления детей.
Сюжетная линия была выдержана на протяжении всего занятия, сохранена мотивация и интерес к опытам. Наблюдалось формирование познавательной активности детей через включение в занятие опытно-экспериментальную деятельность.
Наглядные методы были выбраны рационально (показ слайдов, иллюстраций, фото). Словесные методы были доступны для детского понимания (рассказ воспитателя, рассказ детей, музыка). Применялись методы самоконтроля (работа по схеме) и взаимоконтроля (результаты опыта).
Временные рамки соблюдены соответственно возрасту детей, темп занятий был оптимален. Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость или перенасыщенность каким то видом деятельности.
Наличие знаний и познавательного интереса у дошкольников, умение работать в парах, командах. Они эмоционально реагировали на приёмы активизации деятельности, были внимательны и организованны.
Дети младшего возраста проявляли интерес к экспериментированию с разными материалами. Старшие дошкольники освоили умение выявлять свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов. Освоили анализ результаты собственных опытов, умение делать выводы и фиксировать их на бумаге.
3. В рамках тематического контроля воспитатели 6 групп представили своё видение проблемы организации экспериментальной деятельности.
Качественный анализ экспериментальной деятельности показал что:
Только 40 % педагогов соблюдают структуру экспериментальной деятельности;
50% педагогов владеет приёмами активизации речевой и мыслительной деятельности воспитанников;
60% воспитателей умеют создавать и поддерживать ситуации свободного высказывания детьми суждений
60% воспитателей осуществляют отбор содержания экспериментальной деятельности в соответствии с конкретными задачами;
70% педагогов владеют приёмами рациональной организации развивающей среды в рамках конкретной экспериментальной деятельности;
Создание и развитие проблемной ситуации вызвало у воспитателей наибольшие затруднения.
Таким образом, анализ образовательной деятельности с включением детского экспериментирования показал, что воспитатели достаточно владеют приёмами организации экспериментальной детской деятельности, но имеются затруднения в использовании этапов анализа, получения и фиксации результатов.
4. При изучении условий для познавательного развития детей в детском саду был проведен смотр-конкурс на лучший «центр Экспериментирования» в группе. Критериями для оценивания показателей в ходе смотра-конкурса стало: разнообразие оборудования для экспериментирования, наличие паспорта комнатных растений, достаточное количество дидактических игр по экологии, наличие календаря Погоды, наличие коллекций.
По результатам смотра можно сделать вывод, что в группах есть календари Погоды, сезонный материал, альбомы с гербариями, серии картинок по временам года и пр. Микроскоп есть в старшей и подготовительной группе. У всех есть оборудование для экспериментирования и занятий с водой и песком. Во 2-й младшей группе приобретён новый материал: колбы и пробирки для экспериментирования, набор круп, опыты с магнитами. Во всех группах используются в работе дидактические игры «Сортировка мусора», «Вкладыши: фрукты-овощи-ягоды», Вкладыши: животные-обитатели морей и океанов-птицы», «Времена года», «Уроки экологии» и инновационный материал: пищевые красители, песочные часы с разноцветным песком и пр.
Были сделаны замечания в подготовительной группе - по заполнению журнала наблюдения за природными явлениями и фиксации проводимых опытов в группе.
5. С целью выявления представлений родителей о развивающих играх и познавательном развитии детей, в ДОУ было проведено анкетирование родителей. Всего приняли участие 63 человека (это 50 % от всех родителей воспитанников). Результаты показали:
90 % опрошенных считают, что их дети часто задают вопросы почему? Зачем? Как? т.е.
являются любознательными.
50 % родителей отвечают, что их дети дома иногда играют в познавательные игры.
Среди развивающих игр родителям наиболее знакомы такие игры: домино (78%), лото
(60 %), шашки (56 %), 16 % (8 человек) слышали о блоках Дьеныша, палочках Кюизенера,
играх Никитиных.
Дома у наших воспитанников есть такие развивающие игры домино и лото (76 %),
шашки (56 %), шахматы, пазлы (18 %). Радует, что из всех опрошенных родителей у 2
человек есть дома блоки Дьеныша, кубики Никитиных, у 1 человека – палочки Кюизенера.
82 % родителей считают основной целью познавательного развития детей в детском
саду - развитие психических функций, мышления, внимания, памяти; 44% - подготовка к
обучению в школе.
55 % считают, что в группах имеется наглядная полезная информация для родителей по познавательному развитию детей.
Вывод: Эффективность работы по педагогов по познавательному развитию детей в ДОУ можно считать удовлетворительной, при выполнении следующих рекомендаций:
1.Актуализировать свои знания по данной теме средствами методической литературы, электронных ресурсов.
Ответственные: воспитатели. Срок: учебный год.
2. Использовать методы и приёмы, повышающие речевую активность детей (вопросы поискового характера, возможность высказывать предположения, предложения, умозаключения, использовать сравнительные обороты речи).
Ответственные: воспитатели. Срок: учебный год.
3. Продолжать развивать интерес детей к опытно - экспериментальной деятельности с разным материалом, умение наблюдать, анализировать, делать выводы в процессе эксперимента (опыта).
Ответственные: воспитатели. Срок: учебный год.
4. Предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента (речевая или продуктивная), его практическое применение.
5.Создавать условия для самостоятельного поиска сведений об окружающем мире.
Ответственные: воспитатели. Срок: учебный год.
6.Планировать систематически организацию детских экспериментов и занимательных опытов в утренние и вечерние часы, в самостоятельной деятельности детей. Завести журнал фиксации опытов.
Ответственные: воспитатели детей среднего и старшего возраста. Срок: учебный год.
7.Включить в планы сотрудничества с семьями воспитанников просветительскую деятельность по вовлечению родителей в организацию экспериментирования в домашних условиях.
Ответственные: воспитатели. Срок: в новом учебном году.