СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Система работы в ДОУ по познавательному развитию воспитанников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена справка тематического контроля с целью выяснить состояние образовательной деятельности по развитию познавательной активности, определить причины и факторы, влияющие на качество педагогической работы по познавательному развитию детей, в частности: проведение опытно-экспериментальной деятельности.

 

 

Просмотр содержимого документа
««Система работы в ДОУ по познавательному развитию воспитанников»»

СПРАВКА

по результатам тематического контроля

«Система работы в ДОУ по познавательному развитию воспитанников»

Вопросы на контроле:

1.Система планирования экспериментальной деятельности с детьми. Оценка планирования опытов, экспериментов.

2. Уровень профессионального мастерства воспитателя (открытые занятия)

3. Анкетирование педагогов

4.Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром предметов.

5.Взаимодействие с родителями воспитанников.


Контроль осуществлялся в течение февраля согласно плану во всех возрастных группах с целью выяснить состояние образовательной деятельности по развитию познавательной активности и любознательности у воспитанников ДОУ, определить причины и факторы, влияющие на качество педагогической работы по познавательному развитию детей, в частности: проведение опытно-экспериментальной деятельности.

1. Просмотр календарно-тематического планирования групп показал, что во всех группах планируется ОД с включением опытов, экспериментов, дидактических игр в соответствии с возрастом детей, интересов.

2. При изучении уровня профессионального мастерства воспитателей в ДОУ прошел обмен опытом между педагогами. Основная тема открытых просмотров «Проведение опытов в образовательной работе с детьми». Педагогами на открытых занятиях были запланированы и проведены различные опыты, такие как: с водой в младшей группе, с мукой в средней, воздухом в старшей, с молоком в подготовительной.

По результатам просмотра были выявлены следующие положительные моменты:

  • Проведены были предварительные беседы «Что такое лаборатория?», расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире предметов.

  • Конспекты занятий составлены грамотно, учтены образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Все воспитатели смогли заинтересовать детей, использовали опыты, проблемные ситуации и вопросы, включили в процесс активизацию мышления детей.

  • Сюжетная линия была выдержана на протяжении всего занятия, сохранена мотивация и интерес к опытам. Наблюдалось формирование познавательной активности детей через включение в занятие опытно-экспериментальную деятельность.

 Наглядные методы были выбраны рационально (показ слайдов, иллюстраций, фото). Словесные методы были доступны для детского понимания (рассказ воспитателя, рассказ детей, музыка). Применялись методы самоконтроля (работа по схеме) и взаимоконтроля (результаты опыта).

  • Временные рамки соблюдены соответственно возрасту детей, темп занятий был оптимален. Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость или перенасыщенность каким то видом деятельности.

  • Наличие знаний и познавательного интереса у дошкольников, умение работать в парах, командах. Они эмоционально реагировали на приёмы активизации деятельности, были внимательны и организованны.

  • Дети младшего возраста проявляли интерес к экспериментированию с разными материалами. Старшие дошкольники освоили умение выявлять свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов. Освоили анализ результаты собственных опытов, умение делать выводы и фиксировать их на бумаге.

3. В рамках тематического контроля воспитатели 6 групп представили своё видение проблемы организации экспериментальной деятельности.

Качественный анализ экспериментальной деятельности показал что:

  • Только 40 % педагогов соблюдают структуру экспериментальной деятельности;

  • 50% педагогов владеет приёмами активизации речевой и мыслительной деятельности воспитанников;

  • 60% воспитателей умеют создавать и поддерживать ситуации свободного высказывания детьми суждений

  • 60% воспитателей осуществляют отбор содержания экспериментальной деятельности в соответствии с конкретными задачами;

  • 70% педагогов владеют приёмами рациональной организации развивающей среды в рамках конкретной экспериментальной деятельности;

  • Создание и развитие проблемной ситуации вызвало у воспитателей наибольшие затруднения.

Таким образом, анализ образовательной деятельности с включением детского экспериментирования показал, что воспитатели достаточно владеют приёмами организации экспериментальной детской деятельности, но имеются затруднения в использовании этапов анализа, получения и фиксации результатов.

4. При изучении условий для познавательного развития детей в детском саду был проведен смотр-конкурс на лучший «центр Экспериментирования» в группе. Критериями для оценивания показателей в ходе смотра-конкурса стало: разнообразие оборудования для экспериментирования, наличие паспорта комнатных растений, достаточное количество дидактических игр по экологии, наличие календаря Погоды, наличие коллекций.

По результатам смотра можно сделать вывод, что в группах есть календари Погоды, сезонный материал, альбомы с гербариями, серии картинок по временам года и пр. Микроскоп есть в старшей и подготовительной группе. У всех есть оборудование для экспериментирования и занятий с водой и песком. Во 2-й младшей группе приобретён новый материал: колбы и пробирки для экспериментирования, набор круп, опыты с магнитами. Во всех группах используются в работе дидактические игры «Сортировка мусора», «Вкладыши: фрукты-овощи-ягоды», Вкладыши: животные-обитатели морей и океанов-птицы», «Времена года», «Уроки экологии» и инновационный материал: пищевые красители, песочные часы с разноцветным песком и пр.

Были сделаны замечания в подготовительной группе - по заполнению журнала наблюдения за природными явлениями и фиксации проводимых опытов в группе.

5. С целью выявления представлений родителей о развивающих играх и познавательном развитии детей, в ДОУ было проведено анкетирование родителей. Всего приняли участие 63 человека (это 50 % от всех родителей воспитанников). Результаты показали:

90 % опрошенных считают, что их дети часто задают вопросы почему? Зачем? Как? т.е.

являются любознательными.

50 % родителей отвечают, что их дети дома иногда играют в познавательные игры.

Среди развивающих игр родителям наиболее знакомы такие игры: домино (78%), лото

(60 %), шашки (56 %), 16 % (8 человек) слышали о блоках Дьеныша, палочках Кюизенера,

играх Никитиных.

Дома у наших воспитанников есть такие развивающие игры домино и лото (76 %),

шашки (56 %), шахматы, пазлы (18 %). Радует, что из всех опрошенных родителей у 2

человек есть дома блоки Дьеныша, кубики Никитиных, у 1 человека – палочки Кюизенера.

82 % родителей считают основной целью познавательного развития детей в детском

саду - развитие психических функций, мышления, внимания, памяти; 44% - подготовка к

обучению в школе.

55 % считают, что в группах имеется наглядная полезная информация для родителей по познавательному развитию детей.


Вывод: Эффективность работы по педагогов по познавательному развитию детей в ДОУ можно считать удовлетворительной, при выполнении следующих рекомендаций:


1.Актуализировать свои знания по данной теме средствами методической литературы, электронных ресурсов.

Ответственные: воспитатели. Срок: учебный год.


2. Использовать методы и приёмы, повышающие речевую активность детей (вопросы поискового характера, возможность высказывать предположения, предложения, умозаключения, использовать сравнительные обороты речи).

Ответственные: воспитатели. Срок: учебный год.

3. Продолжать развивать интерес детей к опытно - экспериментальной деятельности с разным материалом, умение наблюдать, анализировать, делать выводы в процессе эксперимента (опыта).

Ответственные: воспитатели. Срок: учебный год.

4. Предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента (речевая или продуктивная), его практическое применение.


5.Создавать условия для самостоятельного поиска сведений об окружающем мире.

Ответственные: воспитатели. Срок: учебный год.


6.Планировать систематически организацию детских экспериментов и занимательных опытов в утренние и вечерние часы, в самостоятельной деятельности детей. Завести журнал фиксации опытов.

Ответственные: воспитатели детей среднего и старшего возраста. Срок: учебный год.


7.Включить в планы сотрудничества с семьями воспитанников просветительскую деятельность по вовлечению родителей в организацию экспериментирования в домашних условиях.

Ответственные: воспитатели. Срок: в новом учебном году.