Системы счисления
5 класс
Учитель: Калмыкова Е.В.
Цели урока:
1. Получение дополнительной информации о римских числах;
2.развитие логического мышления;
3. раскрытие творческих способностей ребенка; 4. привитие интереса к предмету.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О РИМСКИХ ЦИФРАХ
В древние времена люди пользовались для счета пальцами, поэтому римские цифры похожи на пальчики. Обратите внимание, как при помощи рук изображаются числа пять и десять – ведь на одной руке 5 пальцев, а на двух – 10. Посмотри на рисунки и обведи римские цифры. В квадратики впиши соответствующие арабские цифры.
Промежуточные числа образовывались путем прибавления нескольких букв справа или слева. Сначала писались тысячи и сотни, затем десятки и единицы. Таким образом, число 24 изображалось как XXIV. Горизонтальная линия над символом означала умножение на тысячу.
Система расположения этих цифр друг относительно друга такова: числа до трех включительно образуются при помощи сложения единиц. II, III - четырехкратное повторение любой цифры запрещено.
Чтобы образовать числа больше трех, складываются или вычитаются большая и меньшая цифры, для вычета меньшая цифра ставится перед большей, для прибавления – после, например:
4 = IV 6 = VI 7 = VII
Та же логика действует и с другими цифрами IX = 9 XL = 40 90 = XC CM = 900
Порядок расположения тысяч, сотен, десятков и единиц тот же, что и привычный нам.
Важно, что любая цифра не должна повторять больше трех раз, таким образом, самое длинное число до тысячи – 888.
888 = DCCCLXXXVIII
(500+100+100+100+50+10+10+10+5+1+1+1)
Запрет на четвертое использование одной и той же цифры подряд стал появляться только в XIX веке. Поэтому в старинных текстах можно увидеть варианты IIII и VIIII вместо IV и IX , и даже IIIII или XXXXXX вместо V и LX . Остатки этого написания можно увидеть на часах, где четыре часто отмечается именно с помощью четырех единиц. В старых книгах также нередки случаи двойных вычитаний – XIIX или IIXX вместо стандартных в наши дни XVIII.
Также в Средневековье появилась новая римская цифра – ноль, который обозначался буквой N (от латинского nulla, ноль). 0 = N
ПРОИСХОЖДЕНИЕ РИМСКИХ ЦИФР
- На данный момент не существует единой теории происхождения римских цифр. Одна из самых популярных гипотез гласит, что этрусско-римские цифры произошли от системы счета, которая использует вместо цифры штрихи-зарубки.
Таким образом, цифра «I» - это не латинская или более древняя буква «и», а насечка, напоминающая форму этой буквы. Каждую пятую насечку обозначали скосом – V , а десятую перечеркивали – Х
Число 10 выглядело в этом счете следующим образом: IIIIΛIIIIX .
Именно благодаря такой записи цифр подряд мы обязаны особой системе сложения римских цифр: со временем запись числа 8 (IIIIΛIII) могла сократиться до ΛIII, что убедительно демонстрирует, каким образом римская система счета получила свою специфику.
ПРИМЕНЕНИЕ РИМСКИХ ЦИФР
В русском языке римские цифры используются в следующих случаях:
- Номер века или тысячелетия: XIX век, II тысячелетие до н. э.
- Номер корпуса в Вооруженных силах
ВЕК
- Номер тома в многотомной книге (иногда — номера частей книги, разделов или глав);
- В некоторых изданиях — номера листов с предисловием к книге, чтобы не исправлять ссылки внутри основного текста при изменении предисловия;
- Маркировка циферблатов часов «под старину;
МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА
M – 1000, D – 500, C – 100, L – 50,
X – 10 , V – 5, I - 1
ЗАДАЧА С ТРЕМЯ СПИЧКАМИ
Итак, берем одну спичку и видим, что с ее помощью мы можем изобразить лишь единицу:
Далее: возьмем две спички и уже, манипулируя с двумя, получаем целых четыре числа, записанных римскими цифрами:
Возьмем 3 спички. Вопрос.
Сколько чисел римских можно составить из 3 спичек?
Должно получиться 7 вариантов.
Думаем…
???
Задача. Из 10 спичек составлен рисунок ключа. Переложите в нем 4 спички так, чтобы получить три квадрата.
Из спичек сложили неверное равенство. Переложите в равенстве по одной спичке так, чтобы равенство стало верным.
Запишите в римской системе нумерации:
5, 6, 12, 15, 20, 24
V, VI, XII, XV, XX, XIV
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!