СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система счисления

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система счисления»

Системы счисления 5 класс Учитель: Калмыкова Е.В.

Системы счисления

5 класс

Учитель: Калмыкова Е.В.

Цели урока: 1. Получение дополнительной информации о римских числах; 2.развитие логического мышления; 3. раскрытие творческих способностей ребенка;  4. привитие интереса к предмету.

Цели урока:

1. Получение дополнительной информации о римских числах;

2.развитие логического мышления;

3. раскрытие творческих способностей ребенка; 4. привитие интереса к предмету.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О РИМСКИХ ЦИФРАХ

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О РИМСКИХ ЦИФРАХ

В древние времена люди пользовались для счета пальцами, поэтому римские цифры похожи на пальчики. Обратите внимание, как при помощи рук изображаются числа пять и десять – ведь на одной руке 5 пальцев, а на двух – 10. Посмотри на рисунки и обведи римские цифры. В квадратики впиши соответствующие арабские цифры.

В древние времена люди пользовались для счета пальцами, поэтому римские цифры похожи на пальчики. Обратите внимание, как при помощи рук изображаются числа пять и десять – ведь на одной руке 5 пальцев, а на двух – 10. Посмотри на рисунки и обведи римские цифры. В квадратики впиши соответствующие арабские цифры.

  Промежуточные числа образовывались путем прибавления нескольких букв справа или слева. Сначала писались тысячи и сотни, затем десятки и единицы. Таким образом, число 24 изображалось как XXIV. Горизонтальная линия над символом означала умножение на тысячу.

Промежуточные числа образовывались путем прибавления нескольких букв справа или слева. Сначала писались тысячи и сотни, затем десятки и единицы. Таким образом, число 24 изображалось как XXIV. Горизонтальная линия над символом означала умножение на тысячу.

        Система расположения этих цифр друг относительно друга такова: числа до трех включительно образуются при помощи сложения единиц.  II, III  - четырехкратное повторение любой цифры запрещено.   Чтобы образовать числа больше трех, складываются или вычитаются большая и меньшая цифры, для вычета меньшая цифра ставится перед большей, для прибавления – после, например:  4 = IV 6 = VI 7 =  VII

Система расположения этих цифр друг относительно друга такова: числа до трех включительно образуются при помощи сложения единиц. II, III - четырехкратное повторение любой цифры запрещено.

Чтобы образовать числа больше трех, складываются или вычитаются большая и меньшая цифры, для вычета меньшая цифра ставится перед большей, для прибавления – после, например:

4 = IV 6 = VI 7 = VII

  Та же логика действует и с другими цифрами   IX = 9 XL = 40 90 = XC CM = 900   Порядок расположения тысяч, сотен, десятков и единиц тот же, что и привычный нам. Важно, что любая цифра не должна повторять больше трех раз, таким образом, самое длинное число до тысячи – 888.  888 = DCCCLXXXVIII  (500+100+100+100+50+10+10+10+5+1+1+1)

Та же логика действует и с другими цифрами IX = 9 XL = 40 90 = XC CM = 900

Порядок расположения тысяч, сотен, десятков и единиц тот же, что и привычный нам.

Важно, что любая цифра не должна повторять больше трех раз, таким образом, самое длинное число до тысячи – 888.

888 = DCCCLXXXVIII

(500+100+100+100+50+10+10+10+5+1+1+1)

     Запрет на четвертое использование одной и той же цифры подряд стал появляться только в XIX веке. Поэтому в старинных текстах можно увидеть варианты  IIII и VIIII вместо  IV и IX , и даже  IIIII  или XXXXXX  вместо  V  и  LX .  Остатки этого написания можно увидеть на часах, где четыре часто отмечается именно с помощью четырех единиц. В старых книгах также нередки случаи двойных вычитаний – XIIX или IIXX вместо стандартных в наши дни XVIII. Также в Средневековье появилась новая римская цифра – ноль, который обозначался буквой N (от латинского nulla, ноль). 0 = N

Запрет на четвертое использование одной и той же цифры подряд стал появляться только в XIX веке. Поэтому в старинных текстах можно увидеть варианты IIII и VIIII вместо IV и IX , и даже IIIII или XXXXXX вместо V и LX . Остатки этого написания можно увидеть на часах, где четыре часто отмечается именно с помощью четырех единиц. В старых книгах также нередки случаи двойных вычитаний – XIIX или IIXX вместо стандартных в наши дни XVIII.

Также в Средневековье появилась новая римская цифра – ноль, который обозначался буквой N (от латинского nulla, ноль). 0 = N

ПРОИСХОЖДЕНИЕ РИМСКИХ ЦИФР На данный момент не существует единой теории происхождения римских цифр. Одна из самых популярных гипотез гласит, что этрусско-римские цифры произошли от системы счета, которая использует вместо цифры штрихи-зарубки.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ РИМСКИХ ЦИФР

  • На данный момент не существует единой теории происхождения римских цифр. Одна из самых популярных гипотез гласит, что этрусско-римские цифры произошли от системы счета, которая использует вместо цифры штрихи-зарубки.
Таким образом, цифра «I» - это не латинская или более древняя буква «и», а насечка, напоминающая форму этой буквы. Каждую пятую насечку обозначали скосом – V , а десятую перечеркивали –  Х Число 10 выглядело в этом счете следующим образом: IIIIΛIIIIX . Именно благодаря такой записи цифр подряд мы обязаны особой системе сложения римских цифр: со временем запись числа 8 (IIIIΛIII) могла сократиться до ΛIII, что убедительно демонстрирует, каким образом римская система счета получила свою специфику.

Таким образом, цифра «I» - это не латинская или более древняя буква «и», а насечка, напоминающая форму этой буквы. Каждую пятую насечку обозначали скосом – V , а десятую перечеркивали – Х

Число 10 выглядело в этом счете следующим образом: IIIIΛIIIIX .

Именно благодаря такой записи цифр подряд мы обязаны особой системе сложения римских цифр: со временем запись числа 8 (IIIIΛIII) могла сократиться до ΛIII, что убедительно демонстрирует, каким образом римская система счета получила свою специфику.

ПРИМЕНЕНИЕ РИМСКИХ ЦИФР В русском языке римские цифры используются в следующих случаях: Номер века или тысячелетия: XIX век, II тысячелетие до н. э. Номер корпуса в Вооруженных силах  ВЕК

ПРИМЕНЕНИЕ РИМСКИХ ЦИФР

В русском языке римские цифры используются в следующих случаях:

  • Номер века или тысячелетия: XIX век, II тысячелетие до н. э.
  • Номер корпуса в Вооруженных силах

ВЕК

Номер тома в многотомной книге (иногда — номера частей книги, разделов или глав);   В некоторых изданиях — номера листов с предисловием к книге, чтобы не исправлять ссылки внутри основного текста при изменении предисловия;   Маркировка циферблатов часов «под старину;
  • Номер тома в многотомной книге (иногда — номера частей книги, разделов или глав);
  • В некоторых изданиях — номера листов с предисловием к книге, чтобы не исправлять ссылки внутри основного текста при изменении предисловия;
  • Маркировка циферблатов часов «под старину;
МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА M – 1000, D – 500, C – 100, L – 50,  X – 10 , V – 5, I - 1

МНЕМОНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА

M – 1000, D – 500, C – 100, L – 50,

X – 10 , V – 5, I - 1

ЗАДАЧА С ТРЕМЯ СПИЧКАМИ Итак, берем одну спичку и видим, что с ее помощью мы можем изобразить лишь единицу: Далее: возьмем две спички и уже, манипулируя с двумя, получаем целых четыре числа, записанных римскими цифрами: Возьмем 3 спички. Вопрос. Сколько чисел римских можно составить из 3 спичек? Должно получиться 7 вариантов. Думаем… ???

ЗАДАЧА С ТРЕМЯ СПИЧКАМИ

Итак, берем одну спичку и видим, что с ее помощью мы можем изобразить лишь единицу:

Далее: возьмем две спички и уже, манипулируя с двумя, получаем целых четыре числа, записанных римскими цифрами:

Возьмем 3 спички. Вопрос.

Сколько чисел римских можно составить из 3 спичек?

Должно получиться 7 вариантов.

Думаем…

???

Задача.  Из 10 спичек составлен рисунок ключа. Переложите в нем 4 спички так, чтобы получить три квадрата.

Задача. Из 10 спичек составлен рисунок ключа. Переложите в нем 4 спички так, чтобы получить три квадрата.

Из спичек сложили неверное равенство. Переложите в равенстве по одной спичке так, чтобы равенство стало верным.

Из спичек сложили неверное равенство. Переложите в равенстве по одной спичке так, чтобы равенство стало верным.

Запишите в римской системе нумерации: 5, 6, 12, 15, 20, 24  V, VI, XII, XV, XX, XIV

Запишите в римской системе нумерации:

5, 6, 12, 15, 20, 24

V, VI, XII, XV, XX, XIV

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!